Спустя более месяца после того, как Азербайджан напал на этнических армян, проживающих в Нагорно-Карабахском регионе, спровоцировав исход 120 тысяч человек, внешнеполитическое влияние на Кавказе все еще находится в режиме сдвига.
Изменение интересов России привело к тому что она оказалась не готовой и неспособной предотвратить конфликт и помочь Армении, как делала это прежде. Связи России с Арменией ослабли, отчасти из-за отвлечения внимания на войну на Украине.
Поэтому Запад начинает (в своей манере) оказывать поддержку Армении, а наиболее влиятельные иностранные игроки на Кавказе меняют свои отношения с региональными игроками, трансформируя 30-летнее статус-кво.
По мнению руководителя отдела по Турции, Кавказу и Центральной Азии в Центре восточных исследований в Варшаве, Кшиштофа Страхоты, ослабление влияния России меняет динамику сил на Кавказе, но она не отказывается от Кавказа полностью.
«Недавняя война — это еще один важный шаг в эрозии регионального постсоветского порядка, созданного Россией. Сейчас российское влияние, российские инструменты и российская политика намного слабее, чем они были два месяца назад или 10 лет назад», говорит он.
По мнению Страхоты, изменение российского влияния предполагает, что Запад сможет выстроить новые отношения с региональными игроками. «Слабая Россия не означает, что она бессильна. С точки зрения Запада, ослабление постсоветской системы и наследие России, предоставляет больше пространства для стран региона. Это создает больше пространства для отношений Запада и Кавказа».
Несмотря на то что Россия не выступила посредником в сентябрьской войне и не предотвратила этническую чистку армян в Карабахе, она по-прежнему имеет рычаги влияния на маленькую страну на Южном Кавказе. Россия поставляет в Армению природный газ. Армения также зависит от России в торговле, и Москва инвестирует в важные части армянской экономики, включая горнодобывающую, транспортную и финансовую отрасли. Она может использовать этот рычаг, чтобы подорвать растущие связи Армении с Западом.
С другой стороны, западные игроки вроде США и Европейского Союза, обрели на Армению новое влияние и рычаги воздействия. Пока сентябрьский конфликт продолжался, Соединенные Штаты направили в Армению главу Агентства США по международному развитию Саманту Пауэр вместе с миллионами долларов помощи.
По словам Страхоты, поскольку Россия утратила популярность в качестве посредника по установлению мира, эту пустоту заполняют новые миротворцы. «США, так или иначе, нужны Азербайджану и нужны Армении», говорит Страхота, отмечая, что официальная политика американцев в том, чтобы избежать дальнейшего конфликта между Арменией и Азербайджаном и установить в регионе устойчивый мир.
У Соединенных Штатов, возможно, нет сильного стимула для предотвращения конфликта между Азербайджаном и Арменией, но снижение российского влияния в регионе уже давно является их целью. Европа больше, чем когда-либо, зависит от азербайджанских энергоресурсов, изо всех сил пытаясь найти источники энергии помимо России. Эта зависимость ограничивает то, насколько активно Европа может контролировать агрессию Азербайджана в отношении Армении, поэтому миротворческие усилия США — лучшее, что можно сделать для стабилизации региона.
Сама Россия не может вот так просто разрушить укрепляющиеся связи между Арменией. Ей, считает Страхота, придется ждать. «Россия хочет остановить или вытеснить Запад из региона». Это значит, со временем ослабить хватку власти Пашиняна, нацелившись на нового лидера Армении, который придет к власти, и который не будет протестовать против провалов России путем сближения с Западом, как это делает Пашинян. Сейчас, по мнению Страхоты, не время для излишне напористой политики России на Кавказе, поскольку это кажется Москве рискованным».
Соединенные Штаты, Европа и Россия пытаются использовать недавний конфликт, чтобы укрепить свое влияние в регионе. Поскольку Армения и, в меньшей степени, Азербайджан в своем конфликте зависят от поддержки извне, шаги, которые более сильные страны предпримут в продолжающемся конфликте, могут как принести устойчивый мир так и усилить растущую напряженность на Южном Кавказе.
Читайте нас: