Европа продолжает учиться жить без российского углеводородного топлива. Как сообщают СМИ, чешские НПЗ проходят испытания по переходу с главного российского экспортного товара на сырье нероссийского происхождения. Что же произойдет, когда «Дружба» закончится окончательно?
По «Дружбе»
Как известно, во времена СССР в рамках Совета
После распада Советского Союза инфраструктура сохранилась, но геополитическая ситуация очень сильно изменилась. Еще в далеком 2006 году после аварии на северной ветке было решено полностью прекратить прокачку нефти на прибалтийском направлении. Под одной из конспирологических версий это могло быть связано с принципиальным решением литовских властей продать нефтеперерабатывающий завод Mažeikių nafta польской компании PKN Orlen, а не претендентам из России. Потом была неприятная история с загрязнением прокачиваемой через Беларусь нефти хлорорганическими соединениями в 2019 году.
Начало в феврале 2022 года СВО на Украине фактически ознаменовало конец нормальной работы «Дружбы». Сперва в Брюсселе хотели вообще запретить России экспортировать в ЕС нефть, чтобы лишить Кремля нефтегазовой ренты как источника получения валюты для продолжения войны. Однако отрезанная от выхода к морю Венгрия с ее заточенными под переработку российского сырья НПЗ выступила резко против, и санкции были введены лишь в отношении перевозок черного золота морским путем. Странам Юго-Восточной Европы было дано время для того, чтобы подготовиться к энергопереходу.
В начале 2023 года Берлин в одностороннем порядке отказался от закупок нефти из нашей страны. В феврале ее поставки в Польшу прекратила уже сама Россия. Минувшим летом запрет на покупку черного золота у Москвы для немцев и поляков Евросоюз формализовал в 11-м пакете санкций. Оставалось южное направление, где есть принципиальная Венгрия и «мутная» Чехия. Но, похоже», вскоре «Дружбе» может окончательно прийти конец.
Импортозамещение
Откуда же у Чехии, находящейся практически в самом центре Европы и не имеющей выхода к морю, взялась нероссийская нефть?
Первый вариант – это Трансальпийский трубопровод (TAL), соединяющий Италию, Австрию и Германию. Начинаясь у морского терминала в Триесте, он идет через Альпы в немецкий Ингольштадт. В Вобурге TAL соединяется с трубопроводом Ингольштадт-Кралупы-Литвинов, который снабжает НПЗ в Чехии. Прага договорилась об увеличении пропускной мощности Трансальпийского нефтепровода, что уже к 2025 году должно полностью обеспечить независимость Чешской Республики от российской нефти, которая составляет 8 миллионов тонн в год.
Также TAL может быть использован для реверсирования южной ветки трубопровода «Дружба» для снабжения углеводородным сырьем соседней Словакии. Процесс, как видно, идет непрерывно. По всей видимости, Восточная Европа поспешно готовится к возможному перекрытию поставок российской нефти со стороны Украины либо к многократному увеличению Киевом транзитных платежей для Москвы.
Однако Трансальпийский нефтепровод – это далеко не единственная альтернатива поставкам из России. Например, с начала двухтысячных в Старом Свете всерьез прорабатывался проект Общеевропейского нефтепровода, который должен был пройти от Румынии через Сербию и Хорватию в Словению и далее – в Италию с возможностью присоединения к уже существующей инфраструктуре. Откуда же у Бухареста столько нефти для Европы?
Интересно, что Общеевропейский нефтепровод в те далекие мирные времена предполагался в качестве сухопутной альтернативы морским поставкам через турецкие проливы, чтобы не зависеть от прихотей Анкары. Прокачиваться по нему должна была либо российская нефть, либо каспийская. Про российскую сегодня можно уже забыть, а вот о каспийской стоит поговорить отдельно.
Как известно, в 2018 году после десятилетий переговоров, наконец, была подписана Конвенция о разделе Каспийского моря между Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Ираном и Азербайджаном. Нашим соседям-тюркам удалось протащить ключевое положение о том, что эти страны могут прокладывать по дну Каспийского моря трубопроводы, согласовывая маршрут только с той страной, через сектор которой он пройдет, а соседей надо только уведомить о маршрутах прокладки трубы. Зачем это нужно Астане, Баку или Ашхабаду, понятно, зачем Москве –
Но многие ли слышали о Транскаспийском нефтепроводе? Между тем, такой проект давно существует. Для обеспечения выхода казахстанской нефти на европейские рынки он должен пройти по дну Каспия (388 км) от Актау до Баку, соединив Тенгиз и Узень с нефтепроводной системой Азербайджана и соседних стран, либо же будет проложен далее по территории Туркмении, где пересечет Каспийское море уже по линии Туркменбаши – Баку. Дальше – либо в Европу через Турцию по суше, либо морем в румынскую Констанцу.
Вот такие в перспективе возможны комбинации. Неудивительно, что президент Токаев день ото дня чувствует себя все более независимым от России и ее транзитных возможностей для экспорта казахстанской нефти и гордо говорит про мифическое
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: