Лента новостей

05:16
Россияне прорвались в Купянск, обозреватели призывают найти и наказать виновных
03:32
Россия готовит масштабное наступление в Запорожье: новости СВО от 15 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 995 день спецоперации России на Украине
01:38
Мы заберём не только своё, но и англосаксонское
01:35
В Нидерландах девушка передумала умирать в последнюю минуту
01:32
Рубио, Уолц и Стефаник — и их трамповский посыл миру
01:18
Как американцы слышат Зеленского, когда тот говорит по-английски
00:46
Кипр: «непотопляемый авианосец» в Средиземноморье ощетинивается новыми военными объектами
00:09
Nvidia показала новый геймплей Half-Life 2 RTX — версия легендарного шутера Valve с трассировкой пути получила страницу в Steam
00:03
Злой рок «русского рока»
23:01
Будущий глава национальной разведки США Тулси Габбард о Владимире Зеленском.
20:52
Обмен шила на мыло, или Изменится ли подход ЕС к решению украинского кризиса после смены испанского «садовника» на эстонского?
20:28
Стая ястребов – кого Трамп набрал в команду
20:24
Грядёт Wi-Fi 8: когда он появится и что предложит вместо повышения скорости
19:29
Россияне, пытавшиеся эмигрировать в США через Мексику, оказались в тюрьме
19:28
Пашинян решил сменить имидж
19:16
Русские САУ размолотили фейки ЦИПсО в пыль
18:56
В ООН заявили, что действия Израиля в Газе приравниваются к геноциду
18:48
Паства Донецкой епархии: митрополит Иларион не собирается уходить и готовит для митрополита Владимира западню
18:47
Доллар в моменте превысил отметку в 100 рублей
18:46
Песков: Россия будет работать над возвращением европейских и японских автомобилей
18:45
Украинские войска ведут обстрелы республик Донбасса и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 14 ноября
18:39
Китай разоблачает кибероперации США под ложным флагом
18:36
Украина предложила США свои ресурсы в обмен на давление на Россию
18:04
Андропов как архитектор развала СССР
17:56
Правовая поддержка после аварии в Израиле: как получить полную компенсацию за физический и материальный ущерб
17:52
«Человек, пожалуйста умри»: люди вредны и бесполезны, заявил искусственный интеллект
17:24
Как Лондон и Париж смогли сохранить свои колониальные империи
17:10
На Украине могут притормозить насильственную мобилизацию. О чем говорят опросы?
17:09
Лукашенко выступил в защиту Шольца и Харрис
17:08
Политическое землетрясение в Вашингтоне. На пост директора национальной разведки будет назначена критик Украины
17:07
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 14 ноября
17:05
Западное оружие не справляется против российских РЭБ
16:50
Тайвань втихаря снабжает Киев ракетами класса «земля-воздух»
16:20
«Макрон — организатор этого преступления». Что говорят эксперты о репрессиях в отношении Марин Ле Пен?
16:19
Марко Рубио намерен силой добиться мира на Украине
16:13
В Японии примирительные призывы Москвы услышали
16:01
Китайский разработчик показал новую версию дрона Wing Loong для флота
15:58
Зеленскому дали совет куда бежать - Новости
15:34
Теперь Windows 11 для Arm может скачать любой желающий — Microsoft выпустила ISO-образ
15:14
Росатом увеличит производство 3D-принтеров для печати изделий из металла
15:10
На видео — поражение дроном британского танка ВСУ Challenger 2 в Курской области.
14:44
В Германии мечтают об отмене санкций и покупке россиянами немецких автомобилей вместо китайских
14:36
Bild: политический кризис в Германии выгоден украинским беженцам
14:26
Норвежская Kongsberg получила крупнейший заказ на противокорабельные ракеты NSM
14:24
Война на Украине (14.11.24): обстановка на фронтах. Вранье — главная проблема нашей армии
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»ИноСМИ»Как Владимир Путин определяет новые стратегические маршруты России

Как Владимир Путин определяет новые стратегические маршруты России


Западные санкции ударили по традиционным морским маршрутам экспорта России: по Балтийскому и Черноморскому путям, пишет Figaro. Но у них уже растут альтернативы. Помимо быстрого роста Дальневосточного пути (через Тихий океан), вес набирает коридор перевозок "Север — Юг" через Каспийское море — в Иран и Индию.
Нефтяные вышки на Каспии
О новых торговых путях, позволяющих обходить западные санкции, о развитии регионов, опирающихся на ВПК, о сокращении числа тех, кто торговал с Европой: конфликт оказывает давление на российскую экономику и заставляет менять направления направления торговли.
Миновав Астрахань, воды великой Волги, крупнейшей реки Европы (3530 км), впадают в Каспийское море, самый большой закрытый водоем на планете (371 000 км2). В дельте огромный водный путь разделен на сотни каналов. Вода течет среди продуваемых всеми ветрами дюн и болот, усеянных цветами лотоса – эмблемой региона. Чтобы пройти от Волги до Каспия, катера должны использовать 188-километровый канал, судоходность которого находится под угрозой из-за заиливания: за последние два года его глубина уменьшилась более чем на восемьдесят сантиметров из-за понижения уровня Каспийского моря.
Тем не менее этот канал представляет собой один из ключевых сегментов огромного проекта, идея которого зародилась еще в 2000-е годы. Сейчас украинский конфликт дает этой идее мощный толчок. Это идея международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг". Это гигантская "мультимодальная" торговая артерия (железнодорожная, морская, речная и автомобильная) длиной 7200 км. Согласно проекту, она призвана соединить Санкт-Петербург с Бомбеем (Мумбаи, переименован в 1995 году индийскими националистами) через Каспийское море и Иран (в частности, через порт Бендер-Аббас). Этот коридор связан с евразийским проектом и с проектом "поворот в сторону Востока". Сочетание этих проектов теоретически должно позволить обойти западные санкции против России.
Цель состоит в том, чтобы противостоять санкциям, которые, помимо прочего, затруднили морской экспорт российских товаров, да и в целом торговлю через Балтийское море. МТК "Север-Юг" в конечном итоге может даже предложить, как считают некоторые аналитики, альтернативу Суэцкому каналу, сократив вдвое время транзита грузов между Северной Европой и Азией... Товар будет идти в Бомбей из Санкт-Петербурга от пятнадцати до двадцати четырех дней. Между тем тот же товар из другого города Северной Европы сейчас идет через Суэцкий канал 30-45 дней. Эта оценка времени перевозки принадлежит российской экономической газете "Ведомости".
"Правда, значительный объем перевозки товаров по этому маршруту будет достигнут не раньше 2030 года", — считает Игорь Смирнов, директор по транспорту и логистике "Центра экономики инфраструктуры". Но проект пока еще не вышел из зоны неопределенности с экономической, финансовой и геополитической точки зрения. "На данном этапе больше разговоров, чем дел", — говорит экономист и географ Наталья Зубаревич, отмечая ряд "ограничивающих факторов": недостаток судов на Каспии, не хватает пока еще инфраструктуры для перевозки контейнеров, есть проблемы со страхованием и оплатой… "Точно предсказать динамику торговых потоков невозможно, потому что мы не знаем, какой будет ситуация через десять лет по отношению к Европе", - отмечает специалист по грузовым перевозкам Игорь Смирнов. "Ясно одно: у нас будет спрос на Востоке и Юге, то есть в Китае и бассейне Индийского океана".
Ведущую роль здесь может сыграть город Астрахань, раскинувшийся по обе стороны величественной Волги. Древнейший город, бывший одной из "реперных точек" Шелкового пути, а потом одна из столиц Золотой Орды, захваченная Иваном Грозным в XVI веке – этот город сегодня сочетает черты прошлого и настоящего. Здесь на одной и той же улице деревянные избы и ветхие постройки могут соседствовать с современными зданиями. Но в своей городской "душе" Астрахань – по прежнему "торговый город". "Сюда всегда приезжали то персидские купцы, то купцы других стран, город всегда жил за счет торговли, и сегодня торговля потихоньку возвращается", — говорит Станислав Синченко, председатель Торгово-промышленной палаты Астраханской области. "Коридор Север-Юг — это глоток свежего воздуха для нашего региона", — говорит он. А свежий воздух сейчас очень нужен: по официальным данным, население области – 950 тысяч жителей в 2023 году – уже несколько лет постоянно сокращается.
Опираясь на цифры, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин говорит о "положительной динамике", наблюдаемой с прошлого года: "За семь месяцев текущего года объем перевалки грузов (2,3 миллиона тонн) увеличился на 70% по сравнению с прошлым годом". По его словам, экспорт увеличился на 77%, а импорт – на 44%. "Зерно и растительное масло составляют основную часть грузооборота портов региона и грузовых терминалов порта Астрахань. Также отправляем строительные пиломатериалы, химикаты и удобрения, цемент, полипропилен", — перечисляет губернатор. 19 сентября он возглавил форум в Астрахани, на котором собрались представители пяти стран, граничащих с Каспием (Азербайджан, Казахстан, Иран, Россия, Туркменистан), подписавших в 2018 году конвенцию о морских перевозках и совместном использовании ресурсов.
Губернатор Бабушкин напомнил им об "особом внимании", которое Владимир Путин уделяет МТК. В феврале прошлого года президент потребовал, чтобы к концу этого года осадка в канале была на уровне как минимум 4,5 метров. С тех пор "семнадцать землесосов работают круглосуточно", — говорит губернатор. Еще одним приоритетом является строительство современного флота контейнерных судов. В мае были спущены на воду первые четыре корабля этого типа, - поясняет Игорь Бабушкин. В важнейшей инфраструктурной сфере "кластер" объединяет две разрабатываемые сейчас площадки — особую экономическую зону "Лотос" в 50 км выше по течению от Астрахани и логистический "хаб" для контейнеров в районе порта Оля в 70 км ниже по течению от центра города Астрахани. Нынешние портовые мощности Оли пока ограничены.
Идея торгового пути, соединяющего Россию, Иран и Индию, была закреплена в соглашении, подписанном тремя странами в 2002 году. Проект МТК был официально оформлен в 2017 году. Но его экономический потенциал, кроме региональных перевозок, казался нереальным по сравнению с тремя основными торговыми путями, которые Россия использовала примерно в равной мере. Вот эти традиционные торговые пути России: Северо-Западный (Балтийское море), Черноморско-Азовский и Дальневосточный. "Благодаря санкциям мы поняли, что МТК – это важный проект и что мы должны его реализовать", — признает Игорь Левитин, бывший министр транспорта России и помощник Владимира Путина в этом секторе. "Да, с началом СВО ситуация изменилась", — резюмирует Александр Тысячников, консультант по вопросам морского транспорта. "Европейские судоходные компании ушли с российского рынка. Наибольшие потери были на балтийском направлении, где европейские компании обеспечивали около 75% грузоперевозок. На Черном море эти потери достигали 45–50%; на Дальнем Востоке они были незначительными", — подчеркивает эксперт, отмечая, что "именно тогда Россия начала рассматривать коридор "Север-Юг" как альтернативу". В марте 2022 года Санкт-Петербург стал почти изолирован [с точки зрения международной торговли]; и вот тогда, в апреле 2022 года пошли первые поставки по коридору "Север-Юг"", — поясняет эксперт.
"В ближайшем будущем мы увидим этот коридор в полном развитии. У России и Ирана есть общий главный посыл: "Нет санкциям!", - заявил газете "Фигаро" генеральный консул Ирана в Астрахани Мехди Акушекян.
Есть у проекта и недоброжелатели. В апреле 2022 года британская "Гардиан" заявила, что Иран поставлял через МТК оружие в Россию для использования на Украине. Москва это опровергает…
В России есть целый ряд регионов, которые выиграли от начала СВО. Среди них регионы – производители вооружений, особенно в центре европейской части страны (Тула, Владимир, Тверь). Но есть такие и "во глубине России" - Удмуртия, Кировская область, Пенза). Они демонстрируют высокие темпы экономического роста: у Тулы 15%, у Твери – 13%. Неплохо развиваются уральские регионы: Екатеринбург (12%) и Челябинск (11%). Другая группа выигравших регионов – это те, которые воспользуются тем, что "логистика нацеливается на восток, стимулируя развитие железных дорог и портов". Торговый оборот России с Китаем достиг 155 миллиардов долларов только в первые восемь месяцев 2023 года, а это рост в 32% по отношению к 2022 году.
Происходит и невиданный рост торговли с Индией: оборот утроился за первое полугодие 2023 года, достигнув 33 миллиардов долларов.
Растет и торговля с Ираном: рост составил 20%, а торговый оборот достиг 4,9 миллиарда долларов.
Астрахань в этом плане идет в ногу с историей. Компания "Лотос" везет нас в управляемую ею "особую экономическую зону" на севере города. Участок площадью 1000 гектаров, один из флагманских объектов проекта МТК, в настоящее время находится в стадии разработки. Эта зона, работа на территории которой предоставляет бизнесу ряд преимуществ, в частности налоговых, формально заработала еще в 2014 году.
Несколько лет после этого формального открытия дела тут шли ни шатко, ни валко: судя по состоянию дорог, освоение стартовало относительно недавно, но оно пошло в последнее время, преодолевая трудности. На верфи строятся контейнеровозы, пустующие площади ждут арендаторов и около пятнадцати предприятий уже работают или заканчивают размещение. Среди них "Роза", завод по производству моющих средств, принадлежащий иранцам. Еще один завод предназначен для производства кормов для рыб и домашних животных.
Икру, "столицей" которой является Астрахань благодаря наличию в Волге осетра, теперь производят и добывают цивилизованным способом – в фермерских хозяйствах. Лов диких осетровых запрещен – и для употребления в пищу и особенно для забора икры.
Развивается и материальное производство. "У нас три цеха, оборудование закуплено в Китае, четвертый заработает в декабре", — говорит Максим Козлов, начальник цеха компании "Гекса-Лотос", которая уже три года занимается производством геосинтетических материалов (изоляционные ткани, затеняющие сетки для сельского хозяйства).
Кстати, "Гекса-Лотос" экспортирует свою продукцию в Казахстан и Египет. Есть планы найти рынки сбыта и подальше. "Развитие сотрудничества со странами Африки — перспективное направление", — уверен губернатор Бабушкин.
По данным Минтранса России, к концу этого года грузопоток по коридору "Север-Юг" составит 17,6 миллиона тонн против 14,5 миллиона в 2022 году. Один из его руководителей Виталий Савельев прогнозирует рост до 41 миллиона тонн к 2030 году. Советник Владимира Путина по транспорту Игорь Левитин заявил 19 сентября в ходе Астраханского форума, что по коридору можно транспортировать до 60 миллионов тонн товаров в год. Достаточно, чтобы оценить блестящие перспективы МТК. Необходимо учитывать его реальные возможности, отмечают специалисты, считающие, что коридор "Север-Юг" не может быть альтернативой, а скорее дополнением к другим торговым путям. По итогам 2022 года на МТК приходилось менее 2% от общего объема перевозок в России (842 миллиарда тонн). Сравните с тремя основными маршрутами: Балтийский (29% от общего объема перевозок); Черноморско-Азовский (31% от общего объема); Дальневосточный (27%).
"Мы столкнулись с инфраструктурными проблемами", — говорит Вячеслав Кондратьев, журналист газеты "Каспийский вестник". МТК включает в себя транскаспийскую морскую ветку и два маршрута, огибающих море с востока и запада: восточную ветку с железнодорожным сообщением через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан и западную ветку - через Азербайджан и Иран. "Западная железнодорожная ветка пока недостроена, не хватает 200 км пути между городами Астара (на ирано-азербайджанской границе) и Решт (в Иране)", - добавляет журналист. Если ветку удастся скоро достроить, Азербайджан станет важной транзитной страной между Россией и такими важными государствами, как Иран и Индия. Несмотря на увеличение строительных мощностей, нехватка судов остается проблемой. Есть проблемы и с иранскими портами, инфраструктура которых также находится в стадии развития. Кроме того, учитывая инертность административных структур, судам приходится долго простаивать, что срывает сроки. Александр Тысячников также обращает внимание на важный аспект – стоимость перевозки. В настоящее время цены для МТК на 40–50% выше, чем на других торговых путях, которыми пользуются в том числе крупнотоннажные суда.
Ален Барлюэ (Alain Barluet), Астрахань


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх