Лента новостей

05:35
Артаксеркс I, Милосердный и Долгорукий
04:22
Бьём нацистов под Курском: новости СВО от 21 сентября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 940 день спецоперации России на Украине
02:46
Война за маркетплейс, новый уровень терроризма и магия Кашпировского
02:22
Qualcomm предложила купить Intel целиком, но состоится ли «сделка века», пока неизвестно
01:28
Околовойна
01:24
1939 год: как Советский Союз передал Литве её теперешнюю столицу
00:43
Qualcomm поглощает Intel — это перевернёт рынок чипов
00:37
Истоки ксенофобии
23:53
Qualcomm поглощает Intel — это перевернёт рынок чипов
22:13
Поражение Украины будет означать прекращение её существования - Писториус
22:12
Численность трудоспособного населения Украины сократилась на 40%. Нелегитимные власти ждут мигрантов
22:11
Австралия намерена передать Украине списанные Abrams - на запчасти
22:10
Российским физикам закроют доступ к Большому адронному коллайдеру
22:09
Умерову и Буданову грозит отставка
22:03
Израиль в Ливане ожидает «горячий» приём
21:51
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 20 сентября, вечер
21:21
«Добро пожаловать обратно»: после месяца блокировки россиянам и белорусам снова открыли доступ к IGN и How Long to Beat
21:17
72-летнего гражданина РФ выдворили из Латвии за то, что он подрабатывал дворником
20:31
Сюрприз на день рождения: Sega подарила владельцам Warhammer 40,000: Dawn of War и Dawn of War 2 в Steam все дополнения
20:27
Балканские страны наживаются на российско-украинском конфликте. Сербия в их числе
20:26
Экс-депутат, певица Билозир выступила перед украинскими боевиками в разрушенной церкви Суджи
20:25
Энергодар подвергся повторной масштабной атаке ВСУ, поврежден трансформатор
19:36
«Квартал-95» сделал номер, использовав видео погибших военнослужащих. Родственники возмущены
18:52
Почему западная верхушка собирается запретить православие?
18:45
Украинским чиновникам и военным запретили пользоваться Telegram
18:44
РПЦ и Малофеев поддержали идею исключения теории Дарвина из школьной программы
18:43
Шмыгаль раскрыл, куда пойдут выделенные на оборону на следующий год 2,2 трлн гривен
18:37
Армения на перепутье: западная помощь – как инструмент влияния и ослабления суверенитета
18:06
Почему Польша перестала считать украинские границы неизменными
17:52
Депутат покинул партию «Слуга народа» в знак протеста против переименования его города
17:51
Один из убийц Рассела Бентли ранее застрелил своего командира, но был отпущен
17:50
Боррель и страны ЕС врали Украине о том, что смогут поставить 1 млн боеприпасов
17:46
Гром среди ясного неба для немецкой экономики
17:40
ЦАХАЛ нанесла целенаправленный удар по Бейруту
17:25
Аннигиляция украинского перевёртыша... Дорога на Весёлое Курской области.
17:04
Польша и Украина опять поссорились – теперь из-за Крыма
16:56
«Израиль может быть полностью уничтожен». Трамп отчитал американских евреев за недостаточную поддержку
16:55
Урсула фон дер Ляйен объявила о предоставлении Украине кредита в размере €35 млрд за счёт прибыли от российских активов
16:54
Северная Корея убеждена в победе России над Украиной
16:53
Умеров уволил двух заместителей Буданова, не сообщая ему об этом
16:49
Украина – Польша: розовые очки разбились. Какая за ними реальность?
16:48
Златоуст правительства премьер-министра Дональда Туска
16:47
Сбор средств для России. В словацком поселке Смилно собирают деньги для Курска и хотят окончательной победы над бандеризмом
16:46
Такер Карлсон рассказал о покушении на Трампа
16:41
Умеров уволил 2 заместителей Буданова
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»ИноСМИ»Как Владимир Путин определяет новые стратегические маршруты России

Как Владимир Путин определяет новые стратегические маршруты России


Западные санкции ударили по традиционным морским маршрутам экспорта России: по Балтийскому и Черноморскому путям, пишет Figaro. Но у них уже растут альтернативы. Помимо быстрого роста Дальневосточного пути (через Тихий океан), вес набирает коридор перевозок "Север — Юг" через Каспийское море — в Иран и Индию.
Нефтяные вышки на Каспии
О новых торговых путях, позволяющих обходить западные санкции, о развитии регионов, опирающихся на ВПК, о сокращении числа тех, кто торговал с Европой: конфликт оказывает давление на российскую экономику и заставляет менять направления направления торговли.
Миновав Астрахань, воды великой Волги, крупнейшей реки Европы (3530 км), впадают в Каспийское море, самый большой закрытый водоем на планете (371 000 км2). В дельте огромный водный путь разделен на сотни каналов. Вода течет среди продуваемых всеми ветрами дюн и болот, усеянных цветами лотоса – эмблемой региона. Чтобы пройти от Волги до Каспия, катера должны использовать 188-километровый канал, судоходность которого находится под угрозой из-за заиливания: за последние два года его глубина уменьшилась более чем на восемьдесят сантиметров из-за понижения уровня Каспийского моря.
Тем не менее этот канал представляет собой один из ключевых сегментов огромного проекта, идея которого зародилась еще в 2000-е годы. Сейчас украинский конфликт дает этой идее мощный толчок. Это идея международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг". Это гигантская "мультимодальная" торговая артерия (железнодорожная, морская, речная и автомобильная) длиной 7200 км. Согласно проекту, она призвана соединить Санкт-Петербург с Бомбеем (Мумбаи, переименован в 1995 году индийскими националистами) через Каспийское море и Иран (в частности, через порт Бендер-Аббас). Этот коридор связан с евразийским проектом и с проектом "поворот в сторону Востока". Сочетание этих проектов теоретически должно позволить обойти западные санкции против России.
Цель состоит в том, чтобы противостоять санкциям, которые, помимо прочего, затруднили морской экспорт российских товаров, да и в целом торговлю через Балтийское море. МТК "Север-Юг" в конечном итоге может даже предложить, как считают некоторые аналитики, альтернативу Суэцкому каналу, сократив вдвое время транзита грузов между Северной Европой и Азией... Товар будет идти в Бомбей из Санкт-Петербурга от пятнадцати до двадцати четырех дней. Между тем тот же товар из другого города Северной Европы сейчас идет через Суэцкий канал 30-45 дней. Эта оценка времени перевозки принадлежит российской экономической газете "Ведомости".
"Правда, значительный объем перевозки товаров по этому маршруту будет достигнут не раньше 2030 года", — считает Игорь Смирнов, директор по транспорту и логистике "Центра экономики инфраструктуры". Но проект пока еще не вышел из зоны неопределенности с экономической, финансовой и геополитической точки зрения. "На данном этапе больше разговоров, чем дел", — говорит экономист и географ Наталья Зубаревич, отмечая ряд "ограничивающих факторов": недостаток судов на Каспии, не хватает пока еще инфраструктуры для перевозки контейнеров, есть проблемы со страхованием и оплатой… "Точно предсказать динамику торговых потоков невозможно, потому что мы не знаем, какой будет ситуация через десять лет по отношению к Европе", - отмечает специалист по грузовым перевозкам Игорь Смирнов. "Ясно одно: у нас будет спрос на Востоке и Юге, то есть в Китае и бассейне Индийского океана".
Ведущую роль здесь может сыграть город Астрахань, раскинувшийся по обе стороны величественной Волги. Древнейший город, бывший одной из "реперных точек" Шелкового пути, а потом одна из столиц Золотой Орды, захваченная Иваном Грозным в XVI веке – этот город сегодня сочетает черты прошлого и настоящего. Здесь на одной и той же улице деревянные избы и ветхие постройки могут соседствовать с современными зданиями. Но в своей городской "душе" Астрахань – по прежнему "торговый город". "Сюда всегда приезжали то персидские купцы, то купцы других стран, город всегда жил за счет торговли, и сегодня торговля потихоньку возвращается", — говорит Станислав Синченко, председатель Торгово-промышленной палаты Астраханской области. "Коридор Север-Юг — это глоток свежего воздуха для нашего региона", — говорит он. А свежий воздух сейчас очень нужен: по официальным данным, население области – 950 тысяч жителей в 2023 году – уже несколько лет постоянно сокращается.
Опираясь на цифры, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин говорит о "положительной динамике", наблюдаемой с прошлого года: "За семь месяцев текущего года объем перевалки грузов (2,3 миллиона тонн) увеличился на 70% по сравнению с прошлым годом". По его словам, экспорт увеличился на 77%, а импорт – на 44%. "Зерно и растительное масло составляют основную часть грузооборота портов региона и грузовых терминалов порта Астрахань. Также отправляем строительные пиломатериалы, химикаты и удобрения, цемент, полипропилен", — перечисляет губернатор. 19 сентября он возглавил форум в Астрахани, на котором собрались представители пяти стран, граничащих с Каспием (Азербайджан, Казахстан, Иран, Россия, Туркменистан), подписавших в 2018 году конвенцию о морских перевозках и совместном использовании ресурсов.
Губернатор Бабушкин напомнил им об "особом внимании", которое Владимир Путин уделяет МТК. В феврале прошлого года президент потребовал, чтобы к концу этого года осадка в канале была на уровне как минимум 4,5 метров. С тех пор "семнадцать землесосов работают круглосуточно", — говорит губернатор. Еще одним приоритетом является строительство современного флота контейнерных судов. В мае были спущены на воду первые четыре корабля этого типа, - поясняет Игорь Бабушкин. В важнейшей инфраструктурной сфере "кластер" объединяет две разрабатываемые сейчас площадки — особую экономическую зону "Лотос" в 50 км выше по течению от Астрахани и логистический "хаб" для контейнеров в районе порта Оля в 70 км ниже по течению от центра города Астрахани. Нынешние портовые мощности Оли пока ограничены.
Идея торгового пути, соединяющего Россию, Иран и Индию, была закреплена в соглашении, подписанном тремя странами в 2002 году. Проект МТК был официально оформлен в 2017 году. Но его экономический потенциал, кроме региональных перевозок, казался нереальным по сравнению с тремя основными торговыми путями, которые Россия использовала примерно в равной мере. Вот эти традиционные торговые пути России: Северо-Западный (Балтийское море), Черноморско-Азовский и Дальневосточный. "Благодаря санкциям мы поняли, что МТК – это важный проект и что мы должны его реализовать", — признает Игорь Левитин, бывший министр транспорта России и помощник Владимира Путина в этом секторе. "Да, с началом СВО ситуация изменилась", — резюмирует Александр Тысячников, консультант по вопросам морского транспорта. "Европейские судоходные компании ушли с российского рынка. Наибольшие потери были на балтийском направлении, где европейские компании обеспечивали около 75% грузоперевозок. На Черном море эти потери достигали 45–50%; на Дальнем Востоке они были незначительными", — подчеркивает эксперт, отмечая, что "именно тогда Россия начала рассматривать коридор "Север-Юг" как альтернативу". В марте 2022 года Санкт-Петербург стал почти изолирован [с точки зрения международной торговли]; и вот тогда, в апреле 2022 года пошли первые поставки по коридору "Север-Юг"", — поясняет эксперт.
"В ближайшем будущем мы увидим этот коридор в полном развитии. У России и Ирана есть общий главный посыл: "Нет санкциям!", - заявил газете "Фигаро" генеральный консул Ирана в Астрахани Мехди Акушекян.
Есть у проекта и недоброжелатели. В апреле 2022 года британская "Гардиан" заявила, что Иран поставлял через МТК оружие в Россию для использования на Украине. Москва это опровергает…
В России есть целый ряд регионов, которые выиграли от начала СВО. Среди них регионы – производители вооружений, особенно в центре европейской части страны (Тула, Владимир, Тверь). Но есть такие и "во глубине России" - Удмуртия, Кировская область, Пенза). Они демонстрируют высокие темпы экономического роста: у Тулы 15%, у Твери – 13%. Неплохо развиваются уральские регионы: Екатеринбург (12%) и Челябинск (11%). Другая группа выигравших регионов – это те, которые воспользуются тем, что "логистика нацеливается на восток, стимулируя развитие железных дорог и портов". Торговый оборот России с Китаем достиг 155 миллиардов долларов только в первые восемь месяцев 2023 года, а это рост в 32% по отношению к 2022 году.
Происходит и невиданный рост торговли с Индией: оборот утроился за первое полугодие 2023 года, достигнув 33 миллиардов долларов.
Растет и торговля с Ираном: рост составил 20%, а торговый оборот достиг 4,9 миллиарда долларов.
Астрахань в этом плане идет в ногу с историей. Компания "Лотос" везет нас в управляемую ею "особую экономическую зону" на севере города. Участок площадью 1000 гектаров, один из флагманских объектов проекта МТК, в настоящее время находится в стадии разработки. Эта зона, работа на территории которой предоставляет бизнесу ряд преимуществ, в частности налоговых, формально заработала еще в 2014 году.
Несколько лет после этого формального открытия дела тут шли ни шатко, ни валко: судя по состоянию дорог, освоение стартовало относительно недавно, но оно пошло в последнее время, преодолевая трудности. На верфи строятся контейнеровозы, пустующие площади ждут арендаторов и около пятнадцати предприятий уже работают или заканчивают размещение. Среди них "Роза", завод по производству моющих средств, принадлежащий иранцам. Еще один завод предназначен для производства кормов для рыб и домашних животных.
Икру, "столицей" которой является Астрахань благодаря наличию в Волге осетра, теперь производят и добывают цивилизованным способом – в фермерских хозяйствах. Лов диких осетровых запрещен – и для употребления в пищу и особенно для забора икры.
Развивается и материальное производство. "У нас три цеха, оборудование закуплено в Китае, четвертый заработает в декабре", — говорит Максим Козлов, начальник цеха компании "Гекса-Лотос", которая уже три года занимается производством геосинтетических материалов (изоляционные ткани, затеняющие сетки для сельского хозяйства).
Кстати, "Гекса-Лотос" экспортирует свою продукцию в Казахстан и Египет. Есть планы найти рынки сбыта и подальше. "Развитие сотрудничества со странами Африки — перспективное направление", — уверен губернатор Бабушкин.
По данным Минтранса России, к концу этого года грузопоток по коридору "Север-Юг" составит 17,6 миллиона тонн против 14,5 миллиона в 2022 году. Один из его руководителей Виталий Савельев прогнозирует рост до 41 миллиона тонн к 2030 году. Советник Владимира Путина по транспорту Игорь Левитин заявил 19 сентября в ходе Астраханского форума, что по коридору можно транспортировать до 60 миллионов тонн товаров в год. Достаточно, чтобы оценить блестящие перспективы МТК. Необходимо учитывать его реальные возможности, отмечают специалисты, считающие, что коридор "Север-Юг" не может быть альтернативой, а скорее дополнением к другим торговым путям. По итогам 2022 года на МТК приходилось менее 2% от общего объема перевозок в России (842 миллиарда тонн). Сравните с тремя основными маршрутами: Балтийский (29% от общего объема перевозок); Черноморско-Азовский (31% от общего объема); Дальневосточный (27%).
"Мы столкнулись с инфраструктурными проблемами", — говорит Вячеслав Кондратьев, журналист газеты "Каспийский вестник". МТК включает в себя транскаспийскую морскую ветку и два маршрута, огибающих море с востока и запада: восточную ветку с железнодорожным сообщением через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан и западную ветку - через Азербайджан и Иран. "Западная железнодорожная ветка пока недостроена, не хватает 200 км пути между городами Астара (на ирано-азербайджанской границе) и Решт (в Иране)", - добавляет журналист. Если ветку удастся скоро достроить, Азербайджан станет важной транзитной страной между Россией и такими важными государствами, как Иран и Индия. Несмотря на увеличение строительных мощностей, нехватка судов остается проблемой. Есть проблемы и с иранскими портами, инфраструктура которых также находится в стадии развития. Кроме того, учитывая инертность административных структур, судам приходится долго простаивать, что срывает сроки. Александр Тысячников также обращает внимание на важный аспект – стоимость перевозки. В настоящее время цены для МТК на 40–50% выше, чем на других торговых путях, которыми пользуются в том числе крупнотоннажные суда.
Ален Барлюэ (Alain Barluet), Астрахань


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх