Каждый сам отвечает за свои ошибки, даже если подставил других. Если продавец неверно заполнил ценник – это его несчастье, и за товаром, купленным вами по дешевке, он к вам прибежать не может. Но иногда пытается.
"Аэрофлот" аннулировал больше тысячи билетов в Таиланд. Мол, низкая цена – от десяти тысяч рублей вместо обычных примерно двухсот – вызвана техническим сбоем. Пассажирам предложили скидку тридцать процентов на новую покупку. Но многим цена даже с такой скидкой не по карману. В случае срыва поездок покупателям вряд ли вернут прочие расходы – на гостиницы и обслуживание. Роспотребнадзор будет консультировать пострадавших, содействовать им в подготовке исков к "Аэрофлоту" и готов объединить заявления в групповой иск.
Открытым текстом сообщаю: подобные неприятности довольно часты по всему белу свету, и продавцы чаще предпочитают терять деньги, а не репутацию. В законах едва ли не всех стран есть понятие публичной оферты, то есть предложения, и строго указано: предложил – исполняй.
Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Михайлович Лебедев отметил: "В социальном государстве свобода договора не должна приводить к нарушению прав граждан, которым обеспечивается повышенная правовая защита в договорных правоотношениях. В этой связи Верховный суд Российской Федерации констатировал, что законодательные положения о праве исполнителя в одностороннем порядке отказаться от договора оказания услуг не распространяются на договоры с участием граждан – потребителей".
Открытым текстом сообщаю: это не просто слова, а конкретные приговоры.
Некий житель Волгограда купил через интернет несколько вещей в восемьсот сорок шесть раз дешевле их обычной цены. Магазин попытался вернуть деньги. Первая инстанция поддержала магазин, но Верховный суд вернул дело на новое рассмотрение.
Верховный суд открытым текстом объяснил: компьютерный сбой – не оправдание. Как и описка на бумажном ценнике. Интернет – всего лишь одно из мест нашей деятельности, так что в нем действуют те же законы, что и во всем остальном окружающем нас мире.