США и Канада планируют построить шесть новых загоризонтных радиолокационных систем, чтобы отслеживать российские крылатые ракеты большой дальности, пишет AT. Вот только они не придумали, как сбить цель после обнаружения.
Стивен Брайен (Stephen Bryen)
США готовят четыре новых загоризонтных радара для более точного отслеживания и раннего предупреждения о российских и китайских крылатых ракетах большой дальности.
Впервые за 20 лет США собираются строить новые загоризонтные радиолокационные системы — всего четыре комплекса. Параллельно две дополнительные системы для северо-запада страны планирует приобрести Канада.
В совокупности эти шесть систем призваны обеспечить возможности раннего предупреждения, обнаружения запуска и отслеживания российских и китайских крылатых ракет большой дальности, хотя у США пока нет четкого плана, как их сбивать.
Россия сталкивается с угрозами американских крылатых ракет большой дальности с конца 1970-х годов и обновила свои загоризонтные радары — последний из них, получивший название "Контейнер", прошел модернизацию в 2013 году.
Крылатая ракета — это разновидность беспилотного летательного аппарата с газотурбинным реактивным двигателем. Крылатые ракеты могут нести обычные боеголовки или малое ядерное оружие. Они могут использоваться тактически или в модификациях большой дальности для доставки ядерного оружия по важным целям. Русские используют крылатые ракеты в боевых действиях на Украине, а ВСУ применяют франко-британские ракеты Storm Shadow.
Американская крылатая ракета "Томагавк" изначально разрабатывалась как дешевая альтернатива пилотируемым бомбардировщикам для прорыва обороны Советского Союза. "Томагавк" мог добираться до цели на очень малых высотах, создавая проблемы советской ПВО.
Сегодня ядерные боеголовки для "Томагавков" находятся на хранении, хотя русские и выражали тревогу, что они могут быть вновь введены в эксплуатацию тайно — для дальнейшего запуска с американских бомбардировщиков, надводных кораблей и подводных лодок или с сухопутных баз в Румынии, Польши и других странах.
Крейсеры и эсминцы с информационно-управляющей системой AEGIS ("Эгида"), а также ее сухопутный аналог AEGIS Ashore в Румынии используют установку MK-41, которая может запускать "Томагавки" с обычными и ядерными боеголовками.
Обнаружение крылатых ракет большой дальности — задача сложная даже при запуске с самолетов. Загоризонтные радиолокационные системы — это специализированная технология, которая позволяет "видеть" на больших расстояниях и обнаруживает угрозы даже на малых высотах.
В последние годы на смену старым загоризонтным радарам в США пришли спутники, но они не всегда "видят" низколетящие ракеты из-за радиолокационных помех вблизи земной поверхности, будь то на суше или на море.
Компьютеры с алгоритмом быстрого преобразования Фурье могут отфильтровать часть наземных помех, но спутники обычно работают в радиолокационных диапазонах, где небольшие цели трудно выделить из наведенного шума.
Загоризонтный радар заметно отличается от обычного радара X-диапазона и другой микроволновой техники. Вместо параболической антенной решетки он использует несколько вышек, расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Иногда в конструкцию приемной части входят сетчатые экраны на земле, поддерживающие антенную решетку.
Вместо миллиметровых волн загоризонтные радары работают в коротковолновых высокочастотных диапазонах. Кроме того, в отличие от стандартных радаров прямой видимости, они работают за счет отражения сигналов от ионосферы. Именно эта особенность обеспечивает им огромную дальность действия, однако возможности загоризонтных радаров непостоянны, поскольку сама ионосфера постоянно меняется.
Ключевое преимущество загоризонтного радара заключается в том, что у него не возникает трудностей с традиционной технологией малозаметности. Конструкции "стелс" ("невидимки") поглощают радиоволны типичных военных и гражданских радаров (особенно X-диапазона) благодаря необычным формам и материалам.
Однако за последние годы появились другие типы датчиков для преодоления малозаметности. Так, русские уделяют большое внимание датчикам L-диапазона, установленным на ряд новейших самолетов.
Другие системы вместо активного радара сосредоточились на пассивном обнаружении. Первым из них стал чешский пассивный датчик Tamara, система синхронизации импульсов. А совсем недавно чешские датчики Vera предложили пассивную систему обнаружения малозаметных платформ. Однако пока что эти обходные пути ограничены по дальности и точности.
Россия разработала новые крылатые ракеты большой дальности для запуска со стратегических бомбардировщиков, особенно с Ту-160 (по классификации НАТО: Blackjack или "Блэкджек"). Во многом в силу этого стратегического преимущества парк Ту-160 активно модернизируется: Россия возобновила производство этих бомбардировщиков как раз потому, что они могут нести новые крылатые ракеты большой дальности Х-БД.
Ту-160 может запустить крылатую ракету Х-БД над Тихим океаном, и она достигнет основной части (если не всего) американского тыла. Российские бомбардировщики, в том числе Ту-160, патрулируют Баренцево море и воды близ Аляски.
Китай в области крылатых ракет большой дальности продвинулся не так далеко, как Россия, и пока не имеет аналогов Ту-160. "Рабочей лошадкой" дальней бомбардировочной авиации Китая служит H-6K ("Бог войны"). Новейшая версия имеет возможность дозаправки в воздухе и доработана для загрузки крылатых ракет.
Самая дальнобойная крылатая ракета в арсенале Китая — HN-3. Как и "Томагавк", HN-3 использует систему коррекции траектории по контуру рельефа местности Tercom и имеет дальность действия до 3 000 километров.
Её можно было бы применить против американских целей на Гуаме или, возможно, на Гавайях, но сам бомбардировщик смогут отследить американские радары на Аляске и Гавайях. И Китай, и Россия разрабатывают новые бомбардировщики-невидимки — Xian H-20 и Ту-ПАК-ДА соответственно.
Пройдет еще немало лет, прежде чем США и Канада развернут новые загоризонтные радары. Точки размещения еще только определяются, и Пентагон даже не начал закупку самих радаров.
На сегодняшний день загоризонтный радар есть лишь у одной американской компании — Raytheon. С ее слов, она готова поучаствовать, как только Пентагон разместит тендерный запрос.
Помимо проблем с обнаружением, у США нет программы для поражения крылатых ракет в воздушном пространстве страны. Это большая проблема, поскольку потенциальных целей — масса, а систем, оптимизированных против небольших низколетящих угроз, почти нет.
Стивен Брайен — бывший директор аппарата Ближневосточного подкомитета Сената США и заместитель помощника заместителя министра обороны по политическим вопросам, ныне старший научный сотрудник Центра политики безопасности и Йорктаунского института
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: