По отношению к конфликтам на Украине и Ближнем Востоке Запад применяет двойные стандарты, и Глобальный Юг этим недоволен, пишет NYT. Сложившаяся ситуация только усилит раскол между развитыми и развивающимися странами и усложнит соблюдение антироссийских санкций.
Нил Макфаркухар (Neil MacFarquhar)
Уже 20 месяцев администрация Байдена пытается застолбить за собой моральное превосходство над Россией, осуждая ее жестокие боевые действия на Украине за неизбирательное убийство мирных жителей (автор явно умышленно употребляет термин "неизбирательное убийство" применительно к российским атакам, на самом деле следует говорить о сопутствующем ущербе при атаках на определенные военные или инфраструктурные цели. – Прим. ИноСМИ ).
Этот аргумент нашел живой отклик почти по всему Западу, но в других частях света он представляется менее убедительным: там в этом видят лишь конфликт сверхдержав и отказываются участвовать в санкциях или изолировать Россию иным образом.
Сегодня, когда Израиль обстреливает сектор Газа, в результате чего с 7 октября погибло более 4 300 человек, своей непоколебимой поддержкой администрация Байдена рискует подорвать свои же попытки завоевать мировое общественное мнение.
В своей речи в четверг в Овальном кабинете президент Байден связал воедино американскую поддержку Украины и Израиля, подчеркнув, что обе эти демократии борются с врагами, твердо нацелившимися "полностью их уничтожить". Россия ввела на Украину войска и пытается ее аннексировать, тогда как группировка ХАМАС контролирует сектор Газа и отрицает само право Израиля на существование и организовала теракт, в результате которого погибли, по меньшей мере, 1400 человек на юге Израиля.
Но контрнаступление Израиля на сектор Газа, его угрозы провести наземное вторжение и безоговорочная поддержка со стороны ключевого союзника – Америки, тем не менее, вызвали обвинения в лицемерии.
В ближневосточном контексте это само по себе и не новость. Но этот двойной кризис противоречит желанию Вашингтона заручиться глобальной поддержкой, чтобы изолировать и покарать Россию за спецоперацию в соседнем государстве.
Ближневосточный регион превращается в новый фронт борьбы за влияние на Глобальном Юге (собирательное название развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки), где Запад все чаще противопоставляется России и Китаю.
"Война на Ближнем Востоке вобьет клин между Западом и странами вроде Бразилии или Индонезии, ключевыми колеблющимися государствами глобального Юга, — сказал председатель нью-йоркской "Евразийской группы" по оценке рисков, Клиффорд Купчан. — Это еще больше усложнит международное сотрудничество по Украине, в частности, обеспечение санкций против России".
Индонезийский президент Джоко Видодо, чья самая густонаселенная мусульманская страна в мире не признает Израиль, осудил "продолжающуюся несправедливость по отношению к палестинскому народу". Война в Газе лишь усугубит глобальную ситуацию, сказал он. По его мнению, если украинский конфликт затормозил экспорт пшеницы, то этот конфликт грозит скачком цен на нефть.
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва в свое время раскритиковал поставки американского оружия Украине как "поощрение" боевых действий, но на сей раз обвинил в конфликте обе стороны и предложил выступить посредником. В качестве временного президента Совета Безопасности ООН в этом месяце, Бразилия разработала резолюцию о гуманитарном прекращении огня в секторе Газа, в которой также прямо осуждаются "отвратительные террористические атаки ХАМАС".
Однако США наложили вето, поскольку в резолюции не упоминалось право Израиля на самооборону, и посол Бразилии в ООН Сержиу Франса Данезе выразил разочарование. "Сотни тысяч мирных жителей в секторе Газа больше не могут ждать, — сказал он. — Они и так уже прождали слишком долго".
Арабские лидеры, в том числе президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, король Иордании Абдалла II и министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал ибн Фархан аль-Сауд, в субботних выступлениях на Каирском мирном саммите раскритиковали двойные стандарты.
"В любом другом случае нападение на гражданскую инфраструктуру и преднамеренное лишение всего населения еды, воды и предметов первой необходимости было бы осуждено, а виновные наказаны, — сказал король Абдалла. — Международное право теряет какую бы то ни было ценность, если применяется избирательно".
Палестинцы раскритиковали западные столицы за отсутствие возмущения по поводу бомбардировок Газы, хотя российские ракетные удары по украинским городам и инфраструктуре они прежде назвали "варварством" и "преступлением против человечности".
Когда конфликт на Украине только разразился, палестинцы пришли в восторг от жесткой позиции западных столиц против оккупации чужой земли, сказал палестинский политический обозреватель из Рамаллы Нур Оде. "Но, похоже, лишь "чужая" оккупация плоха, а "своим" можно", — посетовал он.
В каком-то смысле война в Газе выгодна Кремлю — она отвлекает внимание от конфликта на Украине и улучшает имидж России на Ближнем Востоке и на глобальном Юге. Последние годы президент Владимир Путин пытается восстановить утраченное влияние Советского Союза на Ближнем Востоке, вмешавшись военными средствами в гражданские войны в Сирии и Ливии. Он также значительно укрепил связи с Ираном, который Израиль считает угрозой национальной безопасности.
Российская поддержка ХАМАС видится продолжением этих усилий: Путин сравнил блокаду Газы с блокадой Ленинграда времен Второй мировой войны, одним из священных символов российской истории.
Китай также стремится расширить свое влияние на Ближнем Востоке и недавно выступил посредником в соглашении между Ираном и Саудовской Аравией о восстановлении отношений. Россия и Китай отказались осудить ХАМАС. Вместо этого они раскритиковали обращение Израиля с палестинцами, особенно его решение отключить подачу в сектор Газа воды и электричества, а также число жертв среди мирных жителей. Они призвали к международному посредничеству и прекращению огня, пока Израиль не развернул полномасштабных боевых действий.
Судьба Палестины уже давно находит живой отклик на Глобальном Юге, поэтому война в Газе лишь усугубила недовольство в Африке, Азии и Латинской Америке. Там считают, что Запад относится к Украине особым образом, потому что этот конфликт развернулся в Европе. Они недовольны, что на вооружение Украины тратятся огромные средства, а цели международного развития игнорируются.
Наконец, есть мнение, что Запад "больше печется об украинских беженцах и страданиях украинского гражданского населения, чем о судьбе народов Йемена, Газы, Судана и Сирии", сказала берлинский аналитик по Евразии из Центра стратегических и международных исследований Ханна Нотте.
Это объясняет, почему Западу не удалось убедить такие страны, как Индия и Турция, поддержать санкции против России. Учитывая ситуацию в секторе Газа, едва ли эти усилия увенчаются успехом в ближайшее время.
"Это огромная головная боль для западных дипломатов, потому что в этом году они и так потратили немало сил в попытке очаровать Глобальный Юг, — сказал директор Международной кризисной группы ООН Ричард Гоуэн. — В течение всего года мы наблюдаем среди членов ООН ослабление поддержки и интереса к Украине".
В Европе дискуссия развернулась главным образом в социальных сетях: многие критикуют Европу за лицемерие и разные подходы к конфликтам на Украине и в секторе Газа, но лишь немногие политики высказываются во всеуслышание.
Бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт написал в соцсети X (бывший Твиттер), что основная часть мира видит в политике Запада двойные стандарты. "Справедливо это или нет, это другой вопрос, но нам придется с этим разобраться", — написал он.
Есть признаки того, что работа в этом направлении уже ведется. Верховный дипломат Европейского союза Жозеп Боррель заявил в Европейском парламенте в среду, что отключение водоснабжения нарушает международное право, где бы оно ни произошло. "Совершенно очевидно, что лишение осажденной общины базового водоснабжения противоречит международному праву — будь то на Украине или в секторе Газа", — заявил он.
Некоторые аналитики полагают, что враждебность к украинской политике Запада в некоторых уголках мира следует воспринимать как данность, но все же с ней можно тактично разобраться.
В годы холодной войны США столкнулись с враждебным блоком неприсоединившихся стран, а также с Советским Союзом и его союзниками, но все же одержали победу, напомнил бывший посол США на Украине, а также дипломат в Израиле и на оккупированных территориях Джон Хербст, ныне член Атлантического совета.
По его словам, конфликт в Газе "несколько затруднит" поддержку Украины, но отнюдь не перечеркнет ее.
По его словам, цель Израиля искоренить ХАМАС, пожалуй, чересчур амбициозна, но значительное ослабление его военного потенциала все же возможно. По его прогнозам, США в краткосрочной перспективе получат имиджевый удар из-за поддержки Израиля, но со временем ситуация выправится, и это никоим образом не помешает Вашингтону отстаивать свою позицию по Украине.
"Мы должны дать понять, что действия Москвы на Украине опасны для всех стран, потому что если тот международный порядок, которого добиваются Кремль и Пекин, возобладает, это будет означать, что все небольшие и сравнительно слабые государства окажутся во власти своих крупных соседей", — заключил Хербст.
Статья написана при участии Вивиан Йи и Шили Макнил
Нил Макфаркуар — национальный корреспондент. Бывший глава московского бюро, входил в команду лауреатов Пулитцеровской премии 2017 года в области международной журналистики. Проработал более 15 лет корреспондентом на Ближнем Востоке, в том числе пять лет главой Каирского бюро, автор двух книг об этом регионе
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: