Верховная Рада близка к тому, чтобы запретить УПЦ, пишет The Hill. Этим шагом она нарушит один из главных постулатов демократии о свободе вероисповедания. Западные кураторы должны срочно предотвратить эту "наглую попытку" лишить народ Украины его прав, отмечает автор статьи.
В ближайшие несколько недель украинский парламент (Верховная Рада), скорее всего, примет закон, который запретит Украинскую православную церковь. Этот закон не только лишит миллионы украинцев права на свободное вероисповедание, но и разрушит один из основных столпов защиты Украины от России, а именно способность оставаться на правильной стороне закона.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Украинское правительство обязано пересмотреть этот опасный законопроект, а правительства, которые должным образом поддерживают суверенитет Украины, должны сделать так, чтобы права народа Украины не стали очередной жертвой этого военного конфликта.
Международная система защиты прав человека, сложившаяся в результате ужасов Второй мировой войны, считает свободу вероисповедания чем-то священным. Эта важнейшая свобода гарантируется среди прочего Всеобщей декларацией прав человека (статья 18), Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 18) и Европейской конвенцией о правах человека (статья 9). Эта свобода находится в самом центре системы, которая защищает целостность человеческой личности, право мыслить и верить. Как показывает история, когда право на свободу вероисповедания ущемляется, все остальные права человека тоже оказываются под угрозой.
Достаточное число парламентариев уже поддержали вынесение на голосование этого законопроекта, который находился на рассмотрении с января. Более 250 членов Рады выразили готовность поддержать законопроект, а для его принятия необходимо всего 226 голосов. Формально этот законопроект внесет изменения в действующее законодательство Украины, гарантирующее свободу вероисповедания. В нем говорится, что "деятельность религиозных организаций, руководящий центр которых находится за пределами Украины в государстве, которое осуществляет вооруженную агрессию против Украины, запрещена".
То есть этот закон запретит деятельность Украинской православной церкви (УПЦ), чьи прихожане составляют 16% населения Украины. Исторически и канонически УПЦ подчинялась Московскому патриархату русской православной церкви. В 2018 году украинское правительство стало добиваться создания новой Православной церкви Украины (ПЦУ), которая была бы связана с Константинополем, а не с Москвой. В январе 2019 года Вселенский патриархат константинопольский утвердил создание этой новой ветви, и теперь именно ей украинское правительство отдает предпочтение. Но по причинам, связанным с религиозной историей и традициями, миллионы простых прихожан остаются верными УПЦ.
Несмотря на свои исторические связи с русским православием, УПЦ решительно поддерживает борьбу украинцев с российскими войсками. Спустя день после начала специальной военной операции России лидер УПЦ митрополит Онуфрий заявил о несогласии церкви с этими действиями, и с тех пор он неоднократно призывал президента Владимира Путина изменить курс: "К нашему большому сожалению, Россия начала военные действия против Украины <…>В это трагическое время мы выражаем особую любовь и поддержку нашим солдатам, которые стоят на страже, защищая нашу землю и наш народ". В мае 2022 года УПЦ официально внесла изменения в свою конституцию и разорвала связи с Московским патриархатом.
Поскольку Путин использует Русскую православную церковь в качестве инструмента влияния в рамках того, что он называет "русским миром", УПЦ теперь полностью отделилась от Москвы как с точки зрения закона, так и на практике. Тем не менее комиссия украинского правительства, в которую вошли исключительно представители предпочитаемой правительством церкви, решила, что такого отделения недостаточно. В результате новый закон поставит крест на УПЦ, запретив ее деятельность на территории Украины.
Законопроект, который сейчас находится в парламенте Украины, является наиболее вопиющей из целой серии нападок на церковь. Согласно отчету Госдепартамента США о свободе вероисповедания за 2022 год, служба безопасности Украины провела 41 тысячу расследований в отношении УПЦ по подозрению в сотрудничестве с Россией, а также обыски в 350 храмах. В декабре 2022 года были введены санкции в отношении еще семерых высокопоставленных представителей УПЦ, в том числе против наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла Лебедя. А в марте 2023 года власти попытались попросту выгнать священнослужителей УПЦ из лавры. Руководителям церкви и прихожанам выдвигались уголовные обвинения — зачастую без всяких на то оснований.
Эти нападки на УПЦ представляют собой грубое нарушение прав человека. Украинский парламент прекрасно понимает, по какому пути он идет. На самом деле парламентарии внесли в находившийся на рассмотрении законопроект такие изменения, из-за которых из него исчез важнейший пункт, гарантировавший соблюдение закона о правах человека.
Рада нарушила требование о том, что закон Украины должен действовать "в соответствии с нормами международного права в сфере свободы совести и с обязательствами Украины в связи со вступлением в Совет Европы". Удалив этот пункт, Рада создала законопроект, который подрывает принципы свободы вероисповедания и уважения к правам человека. Примечательно, что в отчете собственного экспертного комитета Рады говорится, что этот законопроект является глубоко проблемным, не соответствующим процессуальным нормам и не требующим доказательств того, что УПЦ угрожает национальной безопасности Украины.
Киев гордится тем, что он следует требованиям международного права и принципам защиты прав человека с тех пор, как Россия начала СВО. Действительно, поведение Украины заметно отличается тем, что она строго соблюдает закон. Выступая на Генеральной Ассамблее ООН, президент Владимир Зеленский отметил, что "человечество и международное право сильнее одного террористического государства", и добавил, что "Устав ООН закрепляет ценность прав человека, достоинства и жизни, и мы тоже поддерживаем их". Министерство юстиции Украины охарактеризовало свое "правовое противостояние Российской Федерации" как "законодействие", пояснив, что оно развернуло "комплексную и скоординированную правовую защиту своих прав и интересов".
Однако наглая попытка закрыть Украинскую православную церковь и ограничить свободу вероисповедания, которую сейчас готовится предпринять украинский парламент, подрывает эти усилия и претензии Украины на высокие правовые и нравственные принципы. Украине следует скорректировать свой курс, а ее западные сторонники должны не только обеспечить ее победу на поле боя, но и гарантировать, что она будет и впредь придерживаться закона и принципов защиты прав человека.
Автор статьи: Уильям Берк-Уайт (William W. Burke-White)