Британская газета The Telegraph жёстко критикует заявления аналитиков Международного валютного фонда (МВФ), сделанные в ходе ежегодного саммита МВФ и Всемирного банка в марроканском городе Марракеше.
«Мир стремительно приближается к очередному финансовому кризису, а МВФ все отрицает», –
«В условиях резкого роста цен на энергоносители и увеличения задолженности предчувствие глобального и продолжительного кризиса усиливается с каждым днём. В условиях разгорающейся войны на Ближнем Востоке, очередного скачка цен на энергоносители и утопающих в долгах правительств ощущение, что надвигается глобальный многолетний кризис, усиливается с каждым днем», – пишет издание, отмечая, что при этом в МВФ царит удивительная атмосфера спокойствия, граничащая с откровенным безразличием.
«По нашим оценкам, "мягкая посадка" [мировой экономики] становится всё более вероятной», – говорит главный экономист МВФ Пьер-Оливье Гуриншас.
Комментируя недавний обвал на рынке облигаций, который резко увеличил стоимость государственных заимствований, глава отдела финансовой стабильности МВФ Тобиас Адриан заявил, что в этом нет ничего необычного. Беспечностью веет и от заявления министра финансов США Джанет Йеллен. «Я не увидела никаких признаков дисфункции в связи с повышением процентных ставок», – заявила она в одном из интервью.
Однако те, кто понёс огромные убытки в результате обвала рынка за последние несколько недель, вряд ли разделяют их мнение.
«Такое впечатление, что все "шишки" мировой экономической политики собрались вместе и коллективно решили принять максимально спокойный вид, опасаясь усугубить панику. Именно так поступают политики, когда они оказываются загнанными в угол, – они отрицают реальность в надежде, что ситуация исправится сама собой, прежде чем кто-то наберется смелости крикнуть, что "а король-то голый"», – иронизирует The Telegraph.
Однако, продолжает издание, «в истории практически не было прецедентов, когда столь быстрое и масштабное ужесточение [финансовой политики] привело бы к "мягкой посадке". Более того, глобальная долговая нагрузка никогда не была столь велика. Мы буквально тонем в долгах».
Посовещавшись с коллегами из Всемирного банка в ходе «саммита в шатрах» в Марракеше, аналитики МВФ более трезво взглянули на ситуацию в мировых финансах.
«Глобальная экономика не бежит, а хромает», – говорится в новом
МВФ особо обращает внимание на растущую геоэкономическую фрагментацию, усиление которой будет означать высокие издержки для "глобального процветания".
Если о темпах приближения глобального финансового кризиса в мировом экспертном сообществе ещё идут споры, то фрагментация мировых рынков и экономик обсуждению уже не подлежит. Экономический обозреватель ротшильдовского журнала The Economist Каллум Уильямс считает геоэкономическую фрагментацию ключевым трендом современной мировой экономики.
«Сейчас действительно формируется новая модель… Мы называем ее "внутренней экономикой" или "национальной экономикой" (homeland economics). Основная ее идея заключается в том, чтобы снизить риски для экономики страны – те, которые возникают из-за капризов рынков, непредсказуемых потрясений, таких как пандемия, или действий геополитического противника», –
Причины создания правительствами по всему миру внутренней экономики он видит в недоверии к скомпрометировавшей себя модели «глобальной экономической деревни». Финансовый кризис 2008 года и вызванная пандемией глобальная рецессия 2020 года, разгорающаяся торговая война между США и Китаем поставили крест на представлении о том, что экономическая интеграция приведет к политической интеграции.
Еще одним кризисным фактором стал «энергетический шок»: «То, что Владимир Путин способен использовать углеводороды в качестве оружия, убедило многих политиков в том, что необходимо обеспечить альтернативу не только энергоносителям, но и "стратегическим" товарам в целом», – отмечает Каллум Уильямс.
Понятно, что аналитик ротшильдовского издания умалчивает, что пресловутая «пандемия», энергетический кризис, также как и конфликт на Украине были спровоцированы коллективным Западом. Но это прекрасно поняли во многих странах мира, которые взяли курс на экономическое самообеспечение, что МВФ политкорректно назвал геоэкономической фрагментацией.
В рамках нарастающей геоэкономической фрагментации и курса на внутреннюю экономику "одни, следуя протекционистской политике 1930-х годов и президента Дональда Трампа в 2018 году, повышают тарифы. Другие тратят средства на НИОКР, надеясь воссоздать финансируемые государством исследовательские лаборатории 1950-х годов, которые помогли выиграть холодную войну".
Опираясь на европейский опыт 1950-1960-х годов, многие правительства надеются создать национальных лидеров в стратегических отраслях - не в угольной и сталелитейной, как раньше, а в производстве компьютерных чипов, электромобилей, а также ИИ. Они предоставляют огромные субсидии и устанавливают требования к объёму внутреннего производства, чтобы стимулировать выпуск продукции внутри страны.
В ответ на два протекционистских закона, принятых администрацией Байдена – «Закон о чипах и науке», призванный стимулировать отечественную полупроводниковую промышленность, и «Закон о снижении инфляции», связанный не столько с инфляцией, сколько с субсидированием зеленой энергетики, ведущие страны Запада отреагировали строго симметрично.
Евросоюз запустил свой промышленный план Green Deal с собственной версией закона о чипах. 14 стран - членов ЕС создали схему поддержки развития микроэлектроники и коммуникационных технологий. Франция запустила фонд по производству критических минералов. Индия разработала масштабную схему стимулирования производства для многих отраслей, включая производство солнечных фотоэлектрических модулей и современных аккумуляторов. В рамках закона K-chips Act Южная Корея предоставляет налоговые льготы фирмам, производящим полупроводники.
Таким образом, самые развитые страны Запада переходят к активной промышленной политике, не полагаясь более на глобальную мировую торговлю, отмечает The Economist.
Крупнейшие мировые корпорации реагируют на приближающийся кризис. "В ходе переговоров о прибылях и убытках руководители компаний всё чаще говорят о переносе (reshoring) производства в свою страну", –
Западные транснациональные корпорации, которые в течение многих лет избегали геополитических вопросов, стремясь получить прибыль на менее развитых рынках, все чаще строят заводы будущего в странах-единомышленниках, отмечает агентство.
Хотя Всемирная торговая организация (ВТО) недавно заявила, что пока рано говорить об окончании эпохи глобализации, её представители предупредили, что геополитическая напряженность начинает влиять на торговые потоки.
Фрагментированный геополитический ландшафт, который председатель совета директоров крупнейшего в мире инвестфонда BlackRock Ларри Финк объявил новой «структурной» силой, определяющей стратегию корпорации, приобретает всё более зримые черты.
Самым крупным фрагментом геоэкономики, дистанцирующимся от экономического сотрудничества с США и Евросоюзом, являются страны Азии,
С 1990 года объём внутриазиатской торговли расширился и почти достиг 60%. Расширение региональной торговли привело к увеличению потоков капитала, что еще больше сплотило страны Азии. «Наступила новая эра азиатской торговли, которая изменит экономическое и политическое будущее континента».
В настоящее время азиатские инвесторы владеют 59% объема прямых иностранных инвестиций в регионе по сравнению с 48% в 2010 году. В Индии, Индонезии, Малайзии, Южной Корее и Японии доля прямых инвестиций из Азии составляет 61%.
«Новая эра азиатской торговли будет в большей степени ориентирована на местные рынки и в меньшей степени ориентирована на Запад. Так же будет и с самим континентом», – считают аналитики The Economist.
Эпоха глобализации еще не закончилась, но всё быстрее движется к своему финишу.
Читайте нас: