В Польше оппозиционная "Гражданская коалиция" готова праздновать победу на выборах, пишет WP. По данным экзит-полла, она уступила правящей партии "Право и справедливость", но все равно сможет сформировать правительство с помощью союзников.
Петр Заремба (Piotr Zaremba)
Похоже, что так называемый антиPiS получил явное арифметическое большинство в обществе, а значит, и в сейме. Возможно, что в конечном счете сила PiS (националистическая партия "Право и справедливость". — Прим. ИноСМИ), а в более широком смысле, правых, окажется больше. Но достаточно ли этого будет, чтобы изменить всю ситуацию? Вряд ли.
Этот текст был написан довольно быстро — через 15 минут после объявления результатов экзит-полла, проведенного студией Ipsos ("Право и справедливость" — 36,8%, "Гражданская коалиция" — 31,6%, "Третий путь" — 13,0%, "Новые левые" — 8,6%, "Конфедерация" — 6,2% .— Прим. ИноСМИ). Сразу сделаю оговорку. Это не окончательные результаты. Эксперт по опросам общественного мнения Марчин Паляде (Marcin Palade) отметил: если процент отказов от ответов избирателей, опрошенных перед избирательными участками об их предпочтениях, превышает 20%, официальные результаты могут сильно отличаться от прогноза.
Добавим сразу, что это превышение 20% имело место. Большие группы голосов остались нераспознанными. Если это так, я бы предположил недооценку некоторых группировок. В первую очередь, "Конфедерации", возможно, и PiS. Почему их? Потому что избиратели чувствуют, что это группировки, наделенные меньшим уважением со стороны большинства СМИ и различными сообществами. Это так, несмотря на восьмилетнее руководство правых.
Сегодня у нас — картина однозначной ситуации. Три партии, описываемые как демократические, могут рассчитывать на самостоятельное большинство. В этом смысле у Дональда Туска есть основания для объявления всего этого лагеря коллективным победителем. Вопрос в том, изменится ли что-нибудь еще. В то же время тот факт, что после двух сроков PiS смог занять первое место, является феноменом. Такого не было ни разу в истории Третьей республики. SLD, AWS, снова SLD, PiS после своих первых сроков, "Гражданская платформа" после двух сроков всегда опускались на нижние позиции. Иногда, как AWS и SLD, во второй раз попадали в самый низ или получали минимальное парламентское представительство. Сейчас совсем не так. PiS проиграла, но она назначала темы во время кампании, заставляя оппозицию вмешиваться в такие вопросы, как защита границ Польши, опасения по поводу иммиграции, отказ от приватизации или позиция против федерализационных планов элит Европейского союза.
Теперь PiS, даже проигравшая, но имеющая еще два года своего президента, останется важным актером на сцене. Она способна блокировать любой крупный проект победителей. Если коалиция во главе с Туском не решит обойти закон. Такие заявления звучали, возможно, они были просто актом риторики. Однако возможно, что нет. У нас еще не было такой токсичной избирательной поляризации. Ее продуктом являются надежды на возмездие, особенно в лоне основного оппозиционного блока, то есть "Гражданской коалиции".
Если прогноз подтвердится, можно указать основную причину выборного поворота. При гигантской мобилизации всех электоратов, завершившейся более чем 72-процентной явкой, это своего рода победа крупных городов над польской деревней, сельской местностью и, в более широком смысле, провинцией. Насколько это связано со столкновением реальных интересов? И насколько убежденность людей из более крупных центров в том, что поддержка более "европейских", "современных", "законопослушных" оппозиционных групп облагораживает, является выражением стремления к среднему классу или элите?
Можно указать на отдельные факторы, играющие роль своеобразного прорыва: визовый скандал или отставки генералов в самом конце кампании. Но, пожалуй, основной причиной усталости от этой власти был общий износ ее имиджа. Люди из крупных городов испытывали чувство отчуждения по отношению к дамам и господам из правительственных кругов, братающимся с пожарными, с деревенскими домохозяйками, говорящим на языке традиционного, а иногда даже (министр Чарнек) архаичного патриотизма. В то же время эти дамы и господа вели себя все сильнее как партия власти, пользующаяся ее многочисленными благами. В пользу оппозиции действовало и разделение влияния внутри оппозиции. "Третий путь" и "Левые", с одной стороны, были обвинены в своеобразной диверсии, ослаблении оппозиционного потенциала путем оформления отдельных списков. Оказалось, что правы те, кто утверждал, что большее разнообразие будет дополнительным притягивающим фактором. В то же время не оправдались мои прогнозы, что постановка этих оппозиционных партий, в том числе и самими ее лидерами, на роль "младших братьев", отнимет у них в финале голоса.
Надежда, что "Третий путь" не превысит восьмипроцентного порога, была важной составляющей ожиданий нынешних правителей на победу более полную, чем символическое первое место. Но партия закончила выборы с отличным результатом. Это стало трамплином для тех, кто больше не любил PiS, но также был ошеломлен агрессивностью Дональда Туска. По их мнению, они выбрали компромисс. На практике — проложили путь правительству Туска в самом конце игры. Менее существенными были здесь конкретные программные предложения, больше ощущения.
Добавим, что "Третий путь" также сумел, если прогноз подтвердится, стать группировкой для хотя бы части польской провинции. В этом смысле подсадной PSL сработал. Добавим, что этот конгломерат похожих как две капли воды на активистов "Гражданской платформы", а иногда и на "Левых", людей Шимона Головни с консервативным аппаратом Владислава Косиняка-Камыша, является механическим и плохо подобранным. Но этого было достаточно, чтобы попасть на постоялый двор PiS.
Все это я пишу с осознанием того, что некоторые из этих диагнозов, возможно, придется немного исправить. Однако похоже на то, что так называемый антиPiS получил явное арифметическое большинство в обществе, а, значит, и в сейме. Это также символизирует лишь 40% проголосовавших за референдум PiS (референдум, вопросы в котором касались продажи госимущества иностранным субъектам, повышения пенсионного возраста и мигрантов, не состоялся, так как явка на него составила менее 50%; оппозиция заявила, что будет бойкотировать референдум как акцию предвыборной кампании PiS. — Прим. ИноСМИ). Возможно, что в конечном итоге сила PiS, а в более широком смысле правых, окажется больше, что даст ее лидерам надежду на борьбу в правительстве. Но достаточно ли этого будет, чтобы изменить всю ситуацию? На данный момент это кажется маловероятным.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: