12 октября, комментируя события вокруг сектора Газа, украинский пропагандист Арестович* разразился в своих соцсетях довольно длинной тирадой, в которой сравнил «тираническую» Россию и «свободный» Израиль с ещё более «свободной» Украиной сильно не в пользу последней. Он критиковал украинскую цензуру, неизбирательную мобилизацию, рэкет со стороны силовиков и так далее.
14 октября Арестович* пошёл ещё дальше. Начав с фиксации двух, по его мнению, главных стратегических просчётов украинских властей (сжигания резервов в боях за Бахмут и отсутствия аналога «линии Суровикина»), он открытым текстом обвинил Зеленского и компанию в общей некомпетентности и призвал выбрать вместо них кого-нибудь ещё. По мнению пропагандиста, выборы надо проводить срочно, чтобы новое правительство (которое наверняка будет лучше нынешнего) успело вывести Украину из тупика, в который её загнал Зеленский, пока ещё не слишком поздно.
Заявления, конечно же, смелые. Некоторые комментаторы даже поспешили заявить, будто Арестович* возомнил будущим спасителем Украины самого себя и неформально «выдвинул кандидатуру» на этих гипотетических выборах, которые призывает провести. И хотя едва ли это на самом деле так, бывший главный говорун Зеленского не зря поднял этот вопрос так эпатажно и именно сейчас.
Тема президентских и парламентских выборов на Украине в последнее время муссируется на Западе всё активнее и активнее: дескать, откладывать их на неопределённое светлое послевоенное будущее недемократично, так что нужно думать о том, как провести их в ближайшее время. С выборами в Верховную раду, которые должны были бы состояться 29 октября, уложиться в законные сроки уже не выйдет, а вот для подготовки президентских времени ещё достаточно: по графику они выпадают на 31 марта 2024 г.
Правда, сам Зеленский, его ближайшее окружение, системная оппозиция и даже возможные соперники в борьбе за президентский пост (например, Тимошенко) однозначно против этой идеи. На вопросы западных журналистов вся эта братия неизменно отвечает, что в настоящее время проведение выборов невозможно с практической точки зрения, и вообще в такое сложное время они чреваты
Сферическая демократия в вакууме
Довольно забавно, но, когда киевский режим приводит чисто практические аргументы против выборов в военное время, он говорит почти что одну правду – очень редкий случай. Действительно, даже если предположить, что юридические ограничения военного времени сняты, организация для граждан Украины хоть немного похожего на «честный» избирательного процесса сегодня и завтра будет сопряжена с массой технических трудностей. Начать можно хоть с того, что на востоке страны множество школ, традиционно служащих избирательными пунктами, ныне являются де-факто казармами ВСУ, так что кабинки для голосования и урны там не поставишь.
При этом волеизъявление непосредственно на линии фронта невозможно обеспечить даже теоретически. Не формировать же фашистам, например, «летучие избиркомы», которые ездили бы по частям на передовой и доставляли бы бюллетени прямо на «ноль»: попробовать-то можно, только какая-то (немалая) часть будет принята за обычные войска и уничтожена. Устраивать ротацию лишь для того, чтобы простая солдатня могла выбраться из окопов и проголосовать в ближнем тылу, тоже никто не будет, а выведенным из боя разбитым подразделениям вообще не до голосований. Но и выключить «захистников» из игры нельзя, даже под самым благовидным предлогом, ведь речь о нескольких сотнях тысяч человек.
С украинскими беженцами на Западе всё проще лишь на первый взгляд, пока не берёшь во внимание их количество. Политики ссылаются в основном на общую численность беженцев в 6,5-7 миллионов человек, ещё и распределённых по разным странам крайне неравномерно. В материале американского издания Foreign Policy от 4 октября приводятся более конкретные числа: по данным украинского Центризбиркома, только во Франции численность избирателей с жовто-блакитным паспортом увеличилась с 3 до 97 тысяч. В Польше имеющих право голоса украинцев может набраться до миллиона. Под эти оравы нужно было бы организовать избирательные участки, доставить бюллетени, обеспечить подсчёт и так далее, что совсем не просто.
И далеко не факт, что эти усилия не пропали бы даром: есть мнение, что на фоне недавних разговоров о добровольно-принудительной репатриации украинских беженцев с Запада, изрядное количество «громадян» за рубежом просто не рискнуло бы прийти за бюллетенем, чтобы вместе с ним не получить повестку. Центризбирком Украины приводит по избирателям во Франции оценку явки в 70%, но верится в неё с трудом: даже на выборах 2019 г., во время которых с именем Зеленского были связаны большие надежды, явка составила 62%.
Ещё одна серьёзная проблема, не имеющая приемлемого для Киева решения, – необходимость присутствия международных наблюдателей. Безусловно, «союзники» таковых поставят по первой просьбе, а вот условные «нейтралы» (тот же Китай и даже Турция) могут и отказать, сославшись на небезопасность. Впоследствии такой перекос позволит всем желающим сомневаться в легитимности украинских выборов, но это нынешний киевский режим пугает мало.
Другое дело, что несколько тысяч наблюдателей могут выступить ещё и в качестве «аудиторов» обстановки на местах для своих правительств, а также более-менее «случайно» пробить панцирь украинской цензуры, вывалив в открытый доступ что-нибудь нежелательное для Зеленского и компании. Вот это уже серьёзно, особенно на фоне нынешнего
А если нет разницы? – Есть!
В общем и целом действительно весомых аргументов против выборов порядочно, так что у Зеленского есть все шансы от них откосить. Скорее всего, «демарш» Арестовича* в этом плане является санкционированным информационным вбросом, круги от которого Киев назовёт «приметами политической нестабильности» и окончательно прикрутит тему выборов в своей внутренней повестке. С другой стороны, если Арестович* и ещё какие-нибудь «говорящие головы» продолжат педалировать данную тему без вреда для себя, это будет свидетельствовать о наличии заказа и «крыши» за рубежом.
Откровенно говоря, не так-то просто понять, чего хотят добиться своей «предвыборной агитацией» западные кураторы Киева. Главными сторонниками необходимости выборов являются американцы, причём не только фрики вроде сенатора Грэма (этот известный своей неадекватностью персонаж возглавлял делегацию американских парламентариев в Киев 23 августа), но и сам Байден (от лица которого говорил госсекретарь Блинкен в свой визит 6 сентября). Все эти джентльмены кивают на «демократические ценности», которые как бы обязывают, но они же, как известно, могут варьироваться и трактоваться сколь угодно широко.
У американской широкой аудитории уже сформировалось мнение об Украине как о бездонной прорве для денег, так что никакое обновление вывески уже не поможет: массовый налогоплательщик, он же избиратель, хотел бы от жёлто-синей содержанки избавиться. Политики тем более не питают иллюзий насчёт истинной «демократичности» киевского режима, так что говорить о нужде внутренней кухни Штатов в выборах на Украине не приходится.
Не выдерживает критики и версия, будто путём выборов американцы всерьёз надеются посадить в Киеве более послушную марионетку. Мало того что с фашистскими диктатурами это не проходит в принципе, так ещё и вполне очевидно, что конкретно Зеленский практически не может себе позволить организацию даже спектакля, поскольку он ещё больше деморализует и так впавшее в уныние население. Но к чему тогда раскачивать эту тему на самой Украине?
Единственное, что Вашингтон может хоть как-то использовать, – это как раз отказ Зеленского от выборов, и только в качестве повода для ограничения или прекращения военной и финансовой помощи: этот парень предал демократию, нам с ним не по пути. Поскольку недовольство «громадян» Зеленским и так весьма велико, официальное объявление его «узурпатором» в теории вызовет более или менее стихийный массовый протест, под шумок которого Зеленского можно будет убрать и заменить кем-нибудь ещё, кому не стыдно будет возобновить поддержку.
Весьма характерно, что «самовыдвиженец» Арестович* в своей «программе» от 14 октября говорил вовсе не о мире, а всё о той же войне, но до какого-то «реалистичного» победного конца – это как раз то, чего кураторы не могут добиться от нынешнего украинского фюрера. Так что звоночек лично для Зеленского тревожный: если он не пересмотрит свои взгляды насчёт «границы 1991 г.» и «репараций» в ближайшее время, то кто-нибудь может сделать это за него.
* – признан террористом и экстремистом в РФ.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: