9 октября исполнилось 315 лет со дня победы русской армии у деревни Лесной. В этой битве, произошедшей в 1708 году на территории современной Белоруссии, был разгромлен корпус шведского генерала Адама Левенгаупта. В связи с годовщиной шведские СМИ "перепечатали" материал со ссылкой на некоего "историка" по фамилии Павел Коновалтюк, в котором заявляется следующее:
Русское царство развязало Северную войну 1700-1721 гг. с целью захвата шведских земель. В этой ситуации Швеция была вынуждена «обороняться», что якобы оправдывает вторжение Карла XII в Россию. Генерал Левенгаупт отправился на помощь своему королю, но по дороге столкнулся с более чем пятикратно превосходящим противником. При Лесной 4,5 тысячи шведов противостояли 25 тысячам русским. Левенгаупт потерял убитыми и пленными от 1 до 2 тысячи человек, но в то же время уничтожил более 20 тысяч солдат армии Пётр I. В таком контексте победа России выглядит… поражением.
Заметим, что такой подход в традициях англосаксов. Именно англосаксы изобрели способ очернения побед своих соперников с помощью ряда манипуляций. Суть их в том, чтобы приписать победителю колоссальное превосходство и указать, что его потери многократно превосходили утраты противника. Неизменным атрибутом этих манипуляций является упоминание о "военных преступлениях" победившей стороны. В приведённом выше случае действия России представлены "актом агрессии". Такой приём характерен для изложения практически военных действий России против Запада во все периоды. И, к сожалению, он порой находит отражение в российской историографии.
Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в наши учебники. В них изложение причин Северной войны практически совпадает. Главной причиной указываются территориальные претензии Петра I, а именно его стремление получить выход к Балтике. Как видим, такая трактовка событий совпадает с тем, что написали шведские СМИ.
Уточним, что "актом агрессии" считаются только неспровоцированные военные действия. Если же какая-либо страна столкнулась с враждебными акциями, угрожающими её суверенитету, то вступление в войну считается "превентивной мерой", а не "агрессией". Именно превентивными, т.е. направленными на защиту суверенитета России, и являлись действия Петра I.
Отправной точкой для его решения вступить в войну стало нарушение шведами и англичанами условий Столбовского мирного договора. По соглашению, подписанному Русским царством, Швецией и Англией в 1617 году, Москва лишилась выхода к Балтике. Она потеряла территорию современной Ленинградской области, которая исторически принадлежала русскому государству. Подчеркнём: это произошло в результате интервенции коллективного Запада. В то же время Швеция и Англия гарантировали русским купцам свободу торговли с Европой через Балтику. Это обязательство они и нарушили.
Англосаксы стали подстрекать шведов к постоянному введению всё новых и новых ограничений для русских купцов. Связано это было с тем, что торговый маршрут через Русское царство конкурировал с другим – англосакским. Последний заключался в том, чтобы торговля между Европой и Азией осуществлялась через Атлантический и Индийский океаны. В этом проекте Русское царство оказалось конкурентом, которого следовало устранить.
24 июля (4 августа) 1700 года шведский король Карл XII при прямом участии британцев осадил Копенгаген и вынудил Данию подписать Травендальский мирный договор. В соглашении от 7 (18) августа 1700 года Дания обязалась не поддерживать врагов Швеции. В соответствии с этим пунктом датчане закрыли для России проход через Датский пролив. До этого момента Дания считалась союзницей Русского царства, и через её территорию проходила львиная часть российской торговли. Такие действия добили Столбовский договор. Соглашение, на котором строились все отношения между Россией и
Тогда 19 (30) августа 1700 года Россия и объявила войну Швеции. Подчеркнём: для неё это была борьба за экономический и политический суверенитет.
На протяжении войны британцы кредитовали шведского короля, который в итоге оказался в полной долговой зависимости. В свою очередь, Карл XII расплачивался награбленным на оккупированных территориях. Причём англосаксы постоянно провоцировали его ко всё более и более агрессивным действиям, ко всё большей жестокости.
Показательный факт: в 1707 году русский царь Пётр I предложил Карлу XII перемирие на достаточно выгодных для последнего условиях. Правитель России был готов отказаться от большей части завоеваний при условии, что в его руках оставят узкий выход к Балтике. Однако в дело вмешался английский лорд Мальборо, который фактически перевёл на себя всю внешнюю политику Швеции. Он настоял на том, чтобы Карл XII вместо соглашения с Петром I направил свои войска на завоевание России. Причём наступать "рекомендовалось" через Малороссию. Выбор этого региона был не случаен. Малороссия считалась едва ли не самым развитым регионом Русского царства. Следовательно, там было что грабить.
В этот период русскому народу пришлось бороться уже за существование. Ведь Карл XII задекларировал намерение разделить европейскую часть России между Швецией и Речью Посполитой, а на остатках образовать вассальные удельные княжества. Сравните с целями Петра I, которые заключались лишь в возврате исконно русских владений в Балтике. Ко всему шведский король применил тактику "выжженной земли", которая очень напоминала политику Гитлера на оккупированной территории
В этой ситуации победа у Лесной сыграла роковую роль в судьбе армии Карла XII. В бою у белорусской деревушки русские захватили весь обоз шведской армии. Им досталось 1100 повозок с трёхмесячным запасом продовольствия, артиллерией, оружием, боеприпасами. Войска Карла XII оказались лишены всех припасов. Кроме того, победа при Лесной сыграла роль огромного морального фактора. Она показала возможность победы над шведами. Ведь Левенгаупт считался самым талантливым генералом Швеции, а его войска - лучшими в армии Карла XII. После успеха при Лесной произошёл моральный перелом. Население оккупированных территорий поднялось на борьбу с агрессором. Началась партизанская война. Всё это в совокупности и привело к решающей победе при Полтаве, а затем – и во всей Северной войне.
И последнее. Относительно цифр. Есть точные статистические данные, основанные на ведомостях о довольствии двух армий. Согласно им, под началом Петра I у Лесной было 11 625 человек, а у Левенгаупта - 12950. После боя, согласно ведомостям на довольствие, у шведов осталось 6503 человека. К ним следует добавить ещё 1,5 тысячи, которые ушли в Литву. Это означает, что около 5 тысяч шведов погибли или попали в плен. Согласно русским ведомостям на довольствие, армия Петра I сократилась на 1347 человек. Ещё 2734 выбыли временно, т. е. были ранены.
Юрий Городненко
Читайте нас: