Основанная на идеализме дипломатия завела ЕС в тупик, пишет Nihon Keizai. По мнению автора статьи, конфликты на Украине и особенно в Израиле стали подтверждением бессилия Старого континента, и теперь в Европе распространяется пугающее чувство неопределенности.
Ближний Восток вновь потрясло нападение на Израиль, осуществленное исламским движением ХАМАС, которое фактически контролирует палестинскую территорию сектора Газа. Таким образом, вслед за Украиной военные столкновения начались в географически близком к ней Израиле. Европа потерпела поражение в двух конфликтах и теперь готовится к повышенным геополитическим рискам.
"Израиль имеет право на самозащиту", — заявила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. " Мы окажем Израилю всяческую поддержку", — говорил премьер-министр Великобритании Риши Сунак. Лидеры Старого континента раскритиковали действия ХАМАС, в том числе неизбирательные удары по мирным жителям.
Есть две причины, по которым Европа, которая прежде не одобряла проведенную Биньямином Нетаньяху реформу, направленную на ослабление власти судов и расширение еврейских поселений, изменила курс и поддержала Израиль.
Во-первых, наступил этап, требующий единства демократического лагеря в противостоянии таким мощным государствам, как Россия и Китай. При этом ЕС старается по возможности избегать разногласий с Вашингтоном, который поддерживает Тель-Авив.
Во-вторых, за спиной Европы — мрачное прошлое, связанное с Израилем. В частности, Германия, лидер Старого континента, виновна в массовом уничтожении евреев во время Второй мировой войны. Канцлер Олаф Шольц как-то сказал в 2022 году: "Правительство Германии несет вечную ответственность за безопасность государства Израиль". Это общепринятый принцип немецких политиков независимо от партийной принадлежности.
С методами ХАМАС, направленными на вовлечение в конфликт гражданского населения, мириться нельзя. Но если выступить на стороне Израиля, то нарушится баланс сил с Палестиной. ЕС как-то выдвинул идею пересмотра экономической помощи последней.
Европейская дипломатия на Ближнем Востоке бессильна. Можно сказать, что она зашла в тупик. В прошлом Швейцария, Скандинавия и другие страны выступали там в роли посредников, ищущих мира, а 30 лет назад, в 1993 году, Норвегия добилась подписания соглашений в Осло, по которым Израиль и Палестина договорились стремиться к миру.
Однако стороны так и не преодолели разногласия, и насилие продолжается. Основное влияние на ситуацию на Ближнем Востоке оказывают либо державы за его пределами — Россия, США и Китай, — либо государства региона, как Иран, Саудовская Аравия и Турция. Европа в настоящее время не имеет возможности играть там какую-либо роль. Ее присутствие на Ближнем Востоке сократилось. Об этом в одном из интервью заявил бывший руководитель одной из стран-членов ЕС.
"Мы будем настойчиво распространять демократию и мир без войны, но не с помощью военной силы, а посредством дипломатии и диалога". Такой идеализм, лежавший в основе европейской дипломатии, столкнулся с третьим поражением.
Россия, которая стремилась к примирению с Украиной, ввела войска на ее территорию, а Китай, пытавшийся продвигать демократию путем экономических обменов, стал более авторитарным.
В Палестине, с которой в течение многих лет вели диалог и которую поддерживали экономически, объединяющая сила главенствующей организации ФАТХ (Движение за национальное освобождение Палестины, одна из главных партий Государства Палестина. — Прим. ИноСМИ) уменьшилась. Ее место заняла вооруженная группировка ХАМАС. Подход, предполагающий продвижение на основе высоких идеалов, был полезен при европейской интеграции, но в современном мире он не работает.
К европейским моделям, как, например, Ренессанс, зачастую относятся негативно, поскольку многие считают их навязыванием ценностей. Суровая реальность такова, что гегемонизм грозит распространиться по всему миру и что одним диалогом проблему не решить.
При опросе официальных лиц, отвечающих за ближневосточную политику в Европе, выяснилось, что многие полагают так: Израиль может ослабить ХАМАС путем жестких ответных мер, но палестинскую проблему так не решить. Преобладает мнение, что израильская экономика останется высокотехнологичной, хотя в краткосрочной перспективе из-за психологических потрясений возрастут риски ее замедления. Коммерческая столица Тель-Авив в определенной степени приспособлена к ведению боевых действий — там много жилых домов с бункерами.
На европейскую политику влияют два момента: во-первых, даже если урегулировать масштабный вооруженный конфликт, длительный период региональной нестабильности приведет к увеличению числа мигрантов и беженцев с Ближнего Востока в страны ЕС.
Во-вторых, вооруженные действия на Украине и война в Израиле — а эти страны расположены близко к Европе — будут вызывать у избирателей Старого Света смутное ощущение неуверенности. Оба эти фактора создают благоприятные условия для усиления позиций ультраправых партий.
Европа в значительной степени осознает политические риски, назревающие как внутри континента, так и за его пределами, включая переизбрание Трампа на президентских выборах в США 2024 года. Период после холодной войны, когда пал "железный занавес" и восторжествовал мир, теперь закончился. В Европе распространяется пугающее чувство неопределенности.
Автор: Сэйго Акагава (Seigo Akagawa)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: