Правительство Израиля не контролирует эмоции, объявляя о полной блокаде сектора Газа, пишет Onet. Ни в СМИ, ни во властных структурах не наблюдается признаков перспективного мышления. Хотя многие аспекты ситуации должны заставить Израиль серьезно задуматься о долгосрочной перспективе.
День 7 октября 2023 года запомнится надолго. Никогда еще в современной истории Израиль не переживал такого поражения. С момента создания этого государства в 1948 году еще никогда за один день не гибло столько евреев. Никогда еще в современном Израиле не случалось такой массовой гибели людей на своей земле, иногда буквально в своем доме.
Да, жить в Израиле было опасно с самого начала его существования: здесь гораздо чаще, чем в других странах Запада, происходили теракты, за многие годы здесь привычными стали прилеты ракет из Сектора Газа, а иногда и из Южного Ливана, израильская армия всеобщего призыва постоянно находится в состоянии боевой готовности, а резервисты регулярно привлекаются на учения. Несколько раз (1948, 1967, 1973, 1982 и в 2006 гг.) эта армия сталкивалась с внешней угрозой; дважды происходили вооруженные восстания палестинцев (1987-1993 и 2000-2005). Так что израильтяне постоянно живут в состоянии угрозы. Но до сих пор у них было общее чувство относительной безопасности. Военное превосходство ЦАХАЛ, вооруженных сил Израиля, над всеми его противниками, а также легендарная эффективность израильских спецслужб гарантировали, что, несмотря на имеющиеся угрозы, ситуация находится под контролем. Баланс итогов всех вооруженных конфликтов до сих пор неизменно был в пользу Израиля: относительно небольшое количество убитых и раненых израильтян по сравнению с крупными потерями нападавших.
На этот раз все пошло по-другому сценарию. Спустя четыре дня после начала агрессии ХАМАС счет жертв со стороны Израиля выглядит так: 1200 убитых, подавляющее большинство – мирные жители, и 2900 раненых. Это значительно больше, чем жертв со стороны атакующей стороны. Только на фестивале электронной музыки на окраине кибуца Реим в пустыне Негев, в нескольких километрах от границы с Газой, в субботу было убито 260 человек. Во многих приграничных кибуцах нападавшие совершенно безнаказанно убивали всех, кого хотели, не исключая женщин и детей. В некоторых кибуцах количество жертв достигает 10% жителей. В этих районах ХАМАСовцы даже захватили на несколько часов несколько аванпостов ЦАХАЛ.
Жители Израиля никогда не испытывали такого чувства беспомощности и унижения, как сейчас, после 7 октября. Еврейское коллективное сознание связывает эти чувства с временами Холокоста, которым, как казалось, окончательно положило конец создание государства Израиль. 7 октября рухнула всеобщая гордость израильтян за собственное государство, которое гарантировало своим жителям безопасность.
Нападение на южный Израиль 7 октября 2023 года часто сравнивают с нападением на Манхэттен 11 сентября 2001 года – и в этом есть доля истины. Если рассматривать эту атаку с точки зрения социальной психологии, она, конечно же, будет иметь серьезные последствия. Какие именно, мы пока еще не знаем.
Почему это произошло? Пока все испытывают удивление и проявляют крайне бурные и столь же малорациональные реакции. Психологический шок, как известно, не способствует рациональному мышлению. В любом случае понятно, что разведка не справилась со своими задачами: либо не обнаружила угрозы, либо власть проигнорировала ее предупреждения. В израильских СМИ отмечается, что боевики ХАМАС научились обходиться без электронных гаджетов, таких, как смартфоны или ноутбуки, и поэтому стали невидимыми для израильских спецслужб, которые привыкли в основном работать с электроникой. Но ведь не электроникой единой.
Похоже на то, что источники информации, внедренные израильтянами в ХАМАС, не сработали. Это странно, поскольку подготовка к операции такого масштаба должна была занять несколько месяцев и в ней должны были быть задействованы десятки командиров бригад Изз ад-Дин аль-Кассам – вооруженного крыла ХАМАС.
Источники в египетских спецслужбах утверждают, что Египет предупредил израильское правительство о подготовке крупой операции ХАМАС. В понедельник эту информацию решительно опроверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Кто прав, трудно сказать, но что можно сказать наверняка, так это то, что Израиль в субботу утром оказался совершенно беспомощным и почти беззащитным. А это не могло, это не имело права случиться.
Объяснения политических причин низкой обороноспособности на границе с Сектором Газа достаточно когерентны. Нет сомнений в том, что правительство Израиля, сосредоточившись на ситуации на Западном берегу, стало уделять меньше внимания укреплению позиций ХАМАС в Секторе Газа. Нетаньяху в качестве премьер-министра в течение многих лет закрывал глаза на усиление ХАМАС, например, на крупномасштабное финансирование этой террористической организации Катаром, поскольку считал, что таким образом он раздувает конфликт между ХАМАСом и Палестинской администрацией в интересах Израиля. По его мнению, более сильный ХАМАС – это более слабая Автономия. Таким образом, Нетаньяху, по сути саботируя мирный процесс, начатый договоренностями в Осло в 1993 году, хотел ослабить авторитет Автономии. И это ему блестяще удалось – Автономия теперь представляет собой эрзац-власть на Западном берегу. Если даже предположить, что данные действия были оправданы, ценой этого успеха стало серьезное усиление ХАМАС – настолько серьезное, что его действия вышли из-под контроля. Странно, что правительство этого не увидело или, по крайней мере, недооценило стратегическое значение этого факта.
Понятно, что такую политику проводили с начала этого года "ястребы" правящей коалиции Бецалель Смотрич и Итамар Бен-Гвир, которые считают активную колонизации оккупированных с 1967 года территорий религиозным императивом, отказаться от которого невозможно. Это своего рода политическое мессианство, вера в то, что массовое поселение – это исполнение обещания, данного Моисею самим Богом. С этим не спорят, это данность – и точка. Премьер-министра Нетаньяху можно обвинить во многом, даже в политическом цинизме, но только не в религиозной слепоте. Невозможно себе представить, чтобы такой опытный политик не видел, что массовая колонизация порождает новые вызовы безопасности Израиля. Как же так получилось, что он смирился с политическими последствиями колонизации Западного берега, обнажив мягкое подбрюшье страны на ее южной границе? Ведь теперь известно, что граница с Сектором Газа была защищена плохо в том числе потому, что большая часть подразделений ЦАХАЛ была перемещена на Западный берег для охраны еврейских поселенцев.
И армии там действительно было чем заняться, потому что поселенцы стремительно прибывают на Западный берег. На момент подписания соглашения с Осло там находилось 90 тысяч колонистов, сегодня их 450 тысяч плюс 300 тысяч в Восточном Иерусалиме. Только за первое полугодие этого года там прибавилось 13 тысяч новых домохозяйств и примерно столько же семей, в основном очень больших, что в итоге дает более 50 тысяч новых поселенцев. В течение нескольких лет напряженность в отношениях между колонистами и палестинцами постоянно усиливалась, так что у армии там много работы.
Говоря о причинах беззащитности Израиля во время субботнего нападения, необходимо учитывать внутренний кризис израильской демократии: там идет реформа системы правосудия, направленная на подчинение судов политической власти, что сопровождается массовыми протестами населения. Эти протесты сопровождались отказом резервистов от участия в периодических военных учениях. Не имея доступа к конфиденциальным документам, невозможно сказать, была ли израильская армия ослаблена, и если да, то насколько. Зато представляется весьма вероятным, что ХАМАС принял решение об атаке исходя именно из этих соображений.
Сегодня мы знаем, что призыв 300 тысяч резервистов после объявления мобилизации проходит безупречно. Массово вступают в ряды армии в том числе и те, кто временно находился за границей. Приток настолько велик, что для перевозки солдат в места их дислокации не хватает автобусов.
Созданные во время протестов комитеты теперь занимаются организацией и координацией помощи пострадавшему от нападения ХАМАС гражданскому населению и военным. Лидеры оппозиции Бенни Ганц и Яир Лапид заявляют о готовности сотрудничать с правительством, а Нетаньяху, со своей стороны, объявил о намерении сотрудничать с оппозицией. Все это свидетельствует о высокой гражданской сознательности общества и оппозиции. Это, безусловно, преимущество Израиля в этой очень сложной ситуации.
Но точно не является преимуществом состояние эмоциональной взвинченности, понятное, но вредное для осмысления ситуации и особенно для принятия взвешенных решений не только о первом военном ответе, но и о последующих действиях. Географическое положение Израиля, история его отношений с соседями, особенно с палестинцами, ситуация в ближневосточном регионе, демографические показатели Израиля и его ближайшего окружения – все это должно заставить серьезно задуматься о долгосрочной перспективе. Однако признаков такого перспективного мышления пока не наблюдается ни в кругах, формирующих общественное мнение, ни, что еще хуже, во властных структурах.
Комментаторы в Израиле, справедливо отмечая варварские методы ведения войны ХАМАСом, рассуждая о том, что Израилю следует делать дальше, не могут справиться с эмоциями. Они называют нападавших "животными", говорят, что ХАМАС следует уничтожить, используя для этого любые средства. Подтекст этих заявлений понятен: хотя Израиль и разделяет ценности демократического мира, но в своем стремлении уничтожить ХАМАС может позволить себе не "западную", а "арабскую" модель поведения. Призывы к мести, а не только к отправлению правосудия, являются сейчас в Израиле обычным делом.
Похоже, правительство не контролирует эмоции, объявляя о полной блокаде сектора Газа. Речь идет о поставках питьевой воды, электричества, газа, жидкого топлива и продуктов питания. Всем понятно, что это ударит по гражданскому населению, которое, оказавшись в условиях гуманитарной катастрофы и неизбежного израильского нападения будет еще больше проклинать Израиль. Министр обороны Йоав Галлант называет ХАМАСовцев "дикими животными" и ему вторит сам премьер-министр. В этих высказываниях методы ХАМАС совершенно спокойно отождествляются с методами ИГИЛ*, хотя уже сейчас видно, что, как бы варварски ни вел себя ХАМАС, это сравнение неуместно. Если бы все выглядело так, как это изображают израильские власти, ХАМАС сегодня без всяких колебаний уже убил захваченных заложников (около 130 из них были похищены в Секторе Газа) и выложил бы во всемирную паутину видеоотчеты об обезглавливании пленников. Между тем, в отношении заложников с ХАМАСом есть какое-то поле для маневра, и в любом случае нельзя заранее отметать все возможности договориться. Если бы Израиль имел дело с Исламским государством*, судьба заложников была бы предрешена, а площадь пространства для маневра близка к нулю.
Понятно, что одной из причин, подтолкнувших ХАМАС к субботней атаке, было противодействие намечающемуся израильско-саудовскому соглашению. Если бы это произошло, в активе Израиля был бы довольно длинный список арабских государств, с которыми он урегулировал отношения: Египет, Иордания (давно), а также Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Марокко и Судан (после подписания в 2020 году Соглашений Авраама) и теперь вот Саудовская Аравия.
Монархия саудитов является одним из ключевых действующих лиц в регионе и серьезным противовесом Ирану – смертельному врагу Израиля, поддерживающему как ливанскую "Хезболлу", так и ХАМАС в Секторе Газа. В то же время Саудовская Аравия находится под давлением той части мусульманского мира, которая поддерживает политические устремления палестинцев. Переговоры с Израилем затянулись, в частности, из-за палестинского вопроса. Теперь, после нападения ХАМАС и ответного удара Израиля, который не может не нанести вреда населению сектора Газа, судьба этого соглашения повисла на волоске.
Без сомнения, Израиль может рассчитывать на американскую помощь. Наверняка в виде военной техники, а возможно, и людьми – к побережью Израиля уже направляется американский авианосец "Джеральд Форд" с несколькими тысячами морских пехотинцев на борту. Кстати, участие США в этом конфликте, особенно если его масштабы будут расширяться, еще больше вредит и без того ослабленным по другим причинам перспективам дальнейшей помощи США Украине, и это тоже проблема для нас.
Жестокость и масштаб удара ХАМАС были столь велики, что Израиль должен нанести мощный ответный удар. С воскресенья идет массированный артиллерийский и воздушный обстрел сектора Газа. Предполагается, что снаряды нацелены на объекты и бойцов ХАМАС, но понятно, что обстрел неминуемо приведет к значительному количеству жертв среди гражданского населения. При этом, как обещают политики и военные эксперты, дело на этом не закончится, и вскоре ЦАХАЛ приступит к наземной операции, потому что только так можно уничтожить ХАМАС. И здесь возникают непростые вопросы.
Готов ли Израиль заплатить высокую цену в виде большого количества своих убитых солдат? В Секторе Газа, с его системой подземных бункеров и туннелей, проложенных на глубине 30-40 метров, потери среди атакующих, безусловно, будут выше, чем в боях на открытом пространстве, не говоря уже о специальных операциях, которые ЦАХАЛ обычно завершает с минимальными собственными потерями.
Готов ли Израиль заплатить цену в виде огромного количества погибших среди гражданского населения сектора Газа? Да, это будут "не свои" жертвы, но смерть "чужих", особенно если число исчисляется тысячами, будет осложнять позицию Израиля на международной арене. При этом его отношения с арабскими странами в регионе, даже если их правительства подписали Соглашения Авраама, необычайно хрупки, и здесь велик риск впутаться в серьезные неприятности.
Готов ли Израиль пожертвовать жизнью своих соотечественников, удерживаемых в Секторе Газа в качестве заложников? В прошлом еврейское государство всегда стремилось спасти своих заложников, обменивая их на палестинцев, отбывающих наказание в израильских тюрьмах, даже в пропорции один израильтянин на сотню палестинцев и выше.
Атака ХАМАС вызовет сильную реакцию Израиля, а это, в свою очередь, повлияет на настроения палестинцев на Западном берегу, в Восточном Иерусалиме и на арабское население в самом Израиле.
Все это так называемые слабые звенья процесса. Конечно, не обойдется без конфликтов, для разрешения которых так или иначе будут задействованы израильские полицейские силы. Если начнется третья интифада, то понадобится армия.
А ведь армия понадобится на первом фронте, то есть в Секторе Газа, и, возможно, также на втором фронте, то есть на границе с Ливаном, откуда будет действовать проиранская "Хезболла".
Вблизи границы с Ливаном произошла небольшая перестрелка, с каждой стороны погибло по несколько солдат. На данный момент это еще только порыкивания иранского медведя, который управляет "Хезболлой". Но если иранские аятоллы сочтут, что Израиль достаточно истощен, они обязательно нападут. Если бы Израилю пришлось воевать на два фронта, то открытие третьего – например, на Западном берегу, было бы уже неразумным. С этой точки зрения, не говоря уже о цивилизованных правилах ведения войны, методы проведения наземной операции в Секторе Газа будут определяющими для количества фронтов, которые придется "обслуживать" ЦАХАЛу.
Этот фактор может несколько остудить горячие головы. Однако соблазн выбрать политику выжженной земли, чтобы "отомстить за своих", очень велик. Если Израиль поддастся этому соблазну, после тяжелых боев, вероятно, с помощью США, он в итоге выйдет победителем из этой войны. Но что потом? Политика последних правительств, преимущественно возглавляемых премьер-министром Биньямином Нетаньяху, привела к тому, что со стороны Палестины Израиль не имеет партнера для серьезных переговоров. По понятным причинам им не может быть ХАМАС. Было время, когда им могла стать Организация освобождения Палестины и Палестинская автономия, но эту возможность Нетаньяху сознательно разрушил.
Однако вопрос "что потом?" отнюдь не праздный. Как же дальше жить еврейскому народу, даже с самой мощной армией, когда окружающие его соседи будут настроены еще более враждебно? Градус этой враждебности уже сегодня огромен, к тому же против Израиля действуют демографические тенденции, а именно миллион израильских арабов, два миллиона арабов в Секторе Газа и три миллиона на Западном берегу.
То, что в течение 75 лет Израилю удавалось достаточно благополучно существовать в этом арабском и палестинском враждебном море, похоже на чудо. Вполне возможно, что силы, отвечающие за это чудо, сегодня на исходе.
* запрещенная в РФ террористическая организация, прим. ред.
Автор: Роман Грачик (Roman Graczyk)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: