«Товарооборот России и Латинской Америки за последние пять лет прибавил 25%; в 2,3 раза вырос российский экспорт», – такие данные привёл в своём выступлении на межпарламентском форуме «Россия – Латинская Америка» президент РФ Владимир Путин. В основе российского экспорта – пшеница, химические удобрения, нефтепродукты, другие жизненно важные для стран региона товары: «Это вообще наши традиционные рынки».
По имеющимся данным, стоимостные показатели взаимопоставок традиционно опережали реальные объемы товарообмена. Иными словами, высокая динамика российского экспорта, как и импорта из Латинской Америки в большей мере обусловлена ростом цен на поставляемые товары, нежели объёмами их взаимопоставок.
Товарооборот РФ со всеми странами континента, включая весьма ёмкие рынки Бразилии, Мексики, Аргентины, Колумбии, Мексики, Чили, варьируется в диапазоне 13-18 млрд долл. в год: это лишь 2-3 % внешней торговли России, при том, что товарооборот РФ только с Южной Кореей вплоть до её включения в антироссийские санкции превышал 20 млрд. долл.
В части структуры российского экспорта, по мнениюмексиканского аналитика Медины Гонсалеса Винисио Ксавиера, особенностью внешнеторгового сотрудничества России со странами Латинской Америки «является недиверсифицированность российских поставок: на химудобрения и нефтепродукты фактически приходится более 60% российского экспорта». В то же время, наибольшая доля импортируемых из латиноамериканского региона товаров приходится на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё. В частности, не меньше трети ежегодного российского импорта мясного сырья (в т.ч. мяса домашней птицы) к настоящему времени приходится на Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. Только из Мексики, по данным эксперта, Россия импортирует товары в категории «Машины и транспортные средства» в большем объёме, чем из других стран Латинской Америки.
«Я считаю, что парламентская конференция действительно очень ценна и важна для региона Латинской Америки и Карибского бассейна, эта важность заключается в укреплении связей между этим регионом и Россией, регионом, который исторически, всегда получал бескорыстную поддержку и помощь с стороны Российской Федерации и раньше со стороны Советского Союза», – сообщил РИА Новости международный аналитик из Аргентины Кристиан Ламеса. Однако весь спектр двусторонних связей едва ли может исчерпываться только и исключительно «бескорыстной поддержкой и помощью» с одной из сторон. В своём выступлении перед участниками форума Владимир Путин упомянул «целый ряд крупных взаимовыгодных инвестиционных и высокотехнологичных проектов», среди которых – сооружаемый при участии Росатома Центр ядерных исследований и технологий в Боливии, расширение совместных биофармацевтических предприятий в Никарагуа и Венесуэле, модернизацию металлургического завода на Кубе: «Это только отдельные примеры». По данным зарубежных источников, российские компании, инвестирующие в добычу природных ресурсов, вкладываются в бокситовые шахты на Ямайке, в Гвиане и Перу. Кроме того, капиталовложения «Газпрома», «Лукойла» и «Роснефти» направляются в их проекты в Аргентине, Боливии, Бразилии, на Кубе и в Венесуэле.
Ядерный центр в Боливии. Фото: Росатом
Почти все государства Латинской Америки так или иначе связаны зонами свободной торговли (беспошлинной или с минимальными пошлинами) с НАФТА, Евросоюзом, Китаем, на которые традиционно приходится не менее 85% годового товарооборота Латинской Америки (в том числе на НАФТА и ЕС – не менее 65 %). Некоторые страны региона входят и в аналогичную зону с Великобританией, включающую 15 англоязычных стран. В совокупных зарубежных инвестициях южнее Рио-Гранде к настоящему времени на долю коллективного Запада (включая Тайвань, Гонконг, Израиль, Южную Корею) приходится не менее 80%, ещё около 15% приходится на КНР. В такой ситуации высоким остаётся риск вторичных санкций против стран Латинской Америки и / или их бизнеса за активные экономическое взаимосвязи с РФ. Именно по этой причине пока «пробуксовывают» планы создания аналогичной торговой зоны РФ / ЕАЭС с Чили, Перу, Мексикой, Никарагуа, Суринамом, Эквадором. «У нас разная есть информация, разное есть понимание того, что происходит в различных странах Латинской Америки, и по-разному разные политические силы относятся к тем объединениям, о которых я сказал, в том числе и к процессу присоединения к БРИКС», – отметил Президент России.
«Боливия не поддержала антироссийские санкции. Мы вместе в ООН и на других международных площадках выступаем за создание многополярного мира и справедливое мироустройство, за отсутствие гегемонии. Только независимая, суверенная страна может планировать свое будущее», – сказал 30 сентября председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин с главой Палаты сенаторов Многонациональной законодательной ассамблеи Боливии Андронико Родригесом Ледесмой, поблагодарив Ла-Пас за поддержку. Центральноамериканский парламент (ПАРЛАСЕН) не допустит осуждения России в контексте кризиса на Украине, заявил на встрече с В. Володиным его глава Амадо Серруда Асеведо: «ПАРЛАСЕН недавно стал наблюдателем в Евролате (Евро-Латиноамериканская парламентская ассамблея. – Прим. авт.). Мы хотим использовать эту возможность для того, чтобы предупредить и препятствовать действиям европейских стран осудить Россию в контексте кризиса на Украине. Мы подчеркиваем, что не допустим использования этого геополитического пространства, которое будет препятствовать достижению определенных честных целей…». Латинская Америка «чётко дала понять, что не допустит никаких осуждений в тех объединениях, где участвует наши страны».
Взаимодействие с региональными интеграционными объединениями – Сообществом латиноамериканских и карибских государств, Боливарианским альянсом для народов Америки, Южноамериканским общим рынком – предоставляет дополнительные возможности взаимовыгодного экономического взаимодействия. Американские санкции против Никарагуа не носят всеохватного характера, в том числе потому, что с 2006 г. Никарагуа и другие страны Центральной Америки пребывают в зоне свободной торговли с США, доля которых в импорте Никарагуа составляет около 30%, а в никарагуанском экспорте – свыше 50%. Россия же, в отличие от КНР, пока не входит в 10 стран – основных торговых партнеров Никарагуа, что способствуют меньшей (со второй половины 2010-х годов) активности этой небольшой страны и в инициировании сотрудничества с Москвой и Пекином в вопросе реализации проекта трансокеанского Никарагуанского канала. Имеются «подводные камни» и с Венесуэлой – ослабление в конце августа – начале сентября с. г. санкций против «режима Мадуро», в том числе возобновление традиционных поставок нефти на американские нефтеперерабатывающие заводы, способствует снижению активности Каракаса по созданию зоны свободной торговли с ЕАЭС.
Страны Латинской Америки рассчитывают на дальнейшее сотрудничество с Россией, рост экспортных и импортных поставок, появление новых предприятий, они заинтересованы в российских инвестициях, однако для этого необходимо решать проблемы, связанные с логистикой и расчётами, отмечали участники специализированной сессии в рамках Петербургского международного экономического форума – 2023. Этого можно добиться за счет создания единой транспортной системы и расчетов в национальных валютах, где сохраняются серьёзные проблемы. «У нас есть сложности: мы используем систему SWIFT, когда речь идет о международной торговле. Но мы тоже стремимся к переходу на собственную валюту – это механизмы, которые нужно создавать и оттачивать. Это определяющий фактор, особенно для развития торговли с Россией. И нужно решать логистические вопросы», – рассказал гендиректор Ассоциации производственных кооперативов Республики Парагвай Блас Кристальдо Монис. «Да, необходимо переходить на расчеты в нацвалютах, но проблема лежит глубже: в несбалансированности торговых оборотов (у РФ пока отрицательное внешнеторговое сальдо с большинством стран Латинской Америки – Прим. ред.). Пока мы не выровняем наш торговый оборот и у нас не будет примерно паритетное соотношение экспорта и импорта, мы не сможем перейти на расчеты в нацвалютах, потому что всегда будет накапливаться дисбаланс», – продолжила тему председателя правления государственного Российского экспортно-импортного банка Татьяна Сахарова. «Очень важно создать новые каналы расчётов и отсоединиться от системы SWIFT, потому что эта система обеспечивает возврат денег именно в Соединённые Штаты», – заявил вице-президент Венесуэлы Делси Родригес.
Глава Делового совета «Россия – Куба» Борис Титов обозначил идею создания единой транспортной системы, способной аккумулировать «товары, предназначенные для отправки из Латинской Америки в Россию, и из России в один из портов Латинской Америки с тем, чтобы самая длинная часть пути была общей для всех – значит дешёвой». Более развернутое мнение по упомянутой проблеме высказал недавно директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга РФ Роман Чекушов: «К сожалению, в 2022 году все грузопотоки и логистические цепочки с Латинской Америкой в единый момент разорвались. Это объясняется особенностями транспортного коридора: товары отправлялись из портов Северо-Западного федерального округа до европейских портов на перегрузку – в Гамбург, Антверпен и Роттердам: там продукция перегружалась в контейнерах на менее большие суда и направлялась, в том числе, в Латинскую Америку». Стабильными, по данным Р. Чекушова, остались только поставки крупнотоннажных грузов: «В РФ огромными судами из Латинской Америки идут, например, бананы – из Эквадора в первую очередь. И в сторону Латинской Америки продолжают ходить такие же крупные суда – с химудобрениями». «Мы только сейчас начинаем стимулировать поставки в Центральную и Южную Америку – формируем отдельную субсидию для экспорта через порты СЗФО. Пока пытаемся это опробовать на лесопромышленном комплексе, посмотрим, как это будет работать. Субсидия поможет снизить стоимость фрахта… мы надеемся на стабильное восстановление поставок в Латинскую Америку в следующем году».
Помимо отлаживания надёжных логистических цепочек с далёким континентом, также предстоит сделать для диверсификации торгово-экономического сотрудничества с Латинской Америке, неподдельный интерес к которому будет в среднесрочной перспективе только расти.