России удалось выдержать давление со стороны Запада за счет государственного контроля над энергетическим сектором, пишет Geopolitika.news. В итоге это ее спасло в условиях нынешней геополитической борьбы и позволило переориентироваться на Восток.
Несколько дней назад в Китае открылись Азиатские игры, крупное спортивное соревнование, своего рода Олимпиада. Но нас больше интересуют геополитические игры, которые ведутся в Азии (они начались намного раньше). Их динамика лучше всего подтверждает тектонические сдвиги, а также смещение политического и экономического центра тяжести с Запада именно в этот регион. Но давайте по порядку.
Как известно, практически монополистскую позицию в области российского экспорта природного газа занимает российская компания "Газпром". Мелкие частные производители заняты преимущественно производством сжиженного природного газа. ("Газпром", конечно, тоже диверсифицировал часть своего производства, отметив мировые тенденции и выгодность СПГ.)
Однако экспорт российских частных энергетических компаний ограничивают разные законы, которые не позволяют им предлагать свой СПГ на зарубежных рынках или осложняют им путь туда. Таким образом Россия охраняет свои природные ресурсы и финансовую прибыль от крупных иностранных компаний, которые в случае полной либерализации, несомненно, увеличили бы и без того значительные (до санкций) доли в российском энергетическом секторе. Либо посредством собственных инвестиций, либо посредством совместных с российскими партнерами вложений, как, кстати, чаще всего бывало.
Иными словами, российское государство жестко контролировало энергетический сектор, из-за чего его не раз критиковал Запад, склонный к либерализму, то есть свободному рынку и конкурентной борьбе.
Из-за собственной силы и размеров, то есть из-за большого значения страны на мировом энергетическом рынке, России удалось выдержать давление и продолжить сотрудничество с Западом на условиях государственного контроля над российским энергетическим сектором.
В итоге это спасло Россию в условиях нынешней геополитической борьбы с Западом и невиданных прежде санкций. В подобной крайне сложной ситуации властям проще предлагать и принимать стратегические решения. Напротив, трудно было бы привести к единому мнению частные компании со множеством их переплетающихся и конкурирующих интересов. Кстати, на это ушло бы много времени, которого у Москвы не было, поскольку она была вынуждена принимать быстрые решения для реализации новой стратегии для разворота российской экономики на Восток и в сторону так называемого глобального Юга, поскольку сотрудничество с Западом прекратилось. (Кстати, по инициативе самого Запада.)
Сейчас с описанной проблемой в виде множества переплетенных частных интересов столкнулись в США, но уже в военно-промышленном комплексе. Его предприятия находятся в основном в частной собственности. (После Второй мировой войны и до середины холодной войны эта отрасль принадлежала в основном государству.) В такой ситуации государство полностью утратило контроль над одним из важнейших стратегических секторов в США (наряду с энергетическим). Это привело к тому, что типы и количество выпускаемых вооружений определяют частные инвесторы. А они, разумеется, прежде всего, заинтересованы в производстве высокотехнологичной продукции, типа самолетов F-35, которая приносит максимальную прибыль. Традиционные и устаревшие типы вооружений, в том числе артиллерия, и боеприпасы их практически не интересуют, что, разумеется, отражают поставки оружия и боеприпасов на Украину. Кроме того, полная приватизация оборонного промышленного сектора стимулировала лоббизм, а где лоббирование, пусть даже узаконенное, как в США, там и коррупция. Все это вместе дополнительно повышает стоимость как самого производства, так и конечного продукта. Инвесторам на радость.
После начала специальной военной операции на Украине в феврале прошлого года против Москвы ввели невиданные прежде санкции. Принимая санкционные пакеты, США и ЕС не обошли вниманием и сферу энергетики. После этого многие западные компании вынужденно, под давлением правительств оставили бизнес в Российской Федерации.
Теперь, судя по всему, возникла возможность для большей либерализации российского стратегически важного энергетического сектора. России больше нечего бояться прихода мощных западных компаний через частные российские. Более того, учитывая развитие геополитической ситуации и процессов в мире, не бояться этого можно еще долго.
Даже если отношения между Западом и Россией уже сегодня чудесным образом наладятся, что, разумеется, совершенно невозможно, потребуется еще много времени для восстановления минимального доверия друг к другу. Я уже не говорю о возвращении к состоянию до российской специальной военной операции, а если говорить точнее, к состоянию до Майдана на Украине в 2014 году.
Кроме того, президент Российской Федерации Владимир Путин несколько дней назад сообщил, что Россия выдержала западные санкции и сумела вернуться к уровню производства 2021 года, то есть до вооруженного конфликта и введения ограничений. Теперь никакие санкции не остановят этот процесс и не нанесут России невосполнимый ущерб.
Поэтому не удивляет, что пришла новость из Москвы: Государственная дума Российской Федерации вскоре, уже этой осенью, в октябре — ноябре планирует принять закон, который упростит российским частным энергетическим компаниям, работающим в Арктике, добывать и экспортировать местный СПГ.
Прежде всего, в этом решении заинтересована крупнейшая российская частная компания, работающая с СПГ, "Новатек". Она принадлежит Леониду Михельсону и планирует открыть несколько новых станций для сжижения газа.
Вообще до введения западных антироссийских санкций "Новатек" отправлял большую часть своего СПГ на западные, прежде всего европейские, рынки, и так в принципе продолжается до сих пор. Несмотря на крайне обострившиеся взаимоотношения, на подрыв российских газопроводов "Северного потока" в Балтийском море (кстати, вчера минула годовщина), на жесткие санкции и контрсанкции и так далее, Европейский союз все еще не полностью отказался от российского газа, а планирует сделать это к 2027 году.
Причина ясна. Полной замены российскому газу ЕС пока не нашел, хотя ему и удалось сократить импорт российского газа в последний год. Поэтому российский СПГ продолжает прибывать на западноевропейские побережья и, прежде всего, в терминалы в Испании и Нидерландах.
Итак, Государственная дума рассмотрит законопроект о либерализации экспорта СПГ с месторождений севернее 67 градусов северной широты (Красноярский край и Ямало-Ненецкий автономный округ). Именно этого так давно требовал Запад. "Законопроект принят в первом чтении, законопроект правительственный. Мы планируем в октябре принять его во втором и третьем чтениях", — заявил Павел Завальный, глава комитета Госдумы по энергетике, на конференции "Нефть и газ Сахалина".
Второй закон о расширении перечня компаний, которым разрешен экспорт СПГ в объеме менее 20 миллионов тонн в год, будет рассматриваться 11 октября, как сообщил Павел Завальный. Сейчас"Газпром", мажоритарная доля в котором принадлежит государству, и его дочерние компании обладают эксклюзивным правом на экспорт СПГ. Это разрешено компаниям с 50 процентами государственной доли или частным фирмам, у которых есть лицензия на подземное бурение.
Подобное положение мешает в первую очередь "Новатеку" и его проектам. Михельсон привел пример, упомянув среднетоннажныйСПГ-завод "Криогаз-Высоцк", расположенный на берегу Балтийского моря. Он экспортирует сжиженный природный газ только на условиях договора комиссии с "Газпром-экспортом".
В текущем году подобная схема обернулась для завода проблемами, так как немецкой компании "Юнипер", которая подала иск на "Газпром", удалось в судебном порядке временно блокировать финансовые расчеты российской компании с клиентами "Криогаз-Высоцк" и, например, снабжение Финляндии. Его пришлось прекратить.
Если западным энергетическим компаниям путь в Российскую Федерацию закрыт, то означенный российский закон, который изменит ситуацию в энергетической сфере, несомненно, привлечет китайские и индийские компании, а также инвесторов в Арктику. Китайцы ранее уже сотрудничали с россиянами на некоторых арктических СПГ-проектах, а индийцы теперь планируют включиться в процесс.
Россия и Индия сейчас успешно сотрудничают в энергетике, в том числе торгуя энергоносителями и сотрудничая на совместных проектах по добыче и продаже российских ресурсов. Москва и Нью-Дели планируют и впредь работать вместе, а особенно хорошо тут то, что Индии уже удалось выйти из-под влияния Вашингтона, мешавшего ее сотрудничеству с Россией в области энергетики и экспорта вооружений.
В обмен на участие Индии в американских геополитических и оборонных проектах в Индо-Тихоокеанском регионе, например в QUAD, Вашингтон хочет, чтобы Индия стояла на его стороне и действовала против Китая. США даже не скрывают своих намерений в этой связи.
Но Нью-Дели проявляет крайнюю осторожность (все-таки Индия граничит с Китаем, а не с США или НАТО, и, кроме того, Индия ведет с Китаем оживленную торговлю и входит в одни объединения — БРИКС и Шанхайскую организацию сотрудничества). Поэтому Индия хоть и сотрудничает с Соединенными Штатами, в том числе в сфере безопасности и обороны, но отвергает антикитайскую основу этого сотрудничества. Тем не менее партнерство с США Индия рассматривает как дополнительную гарантию для своих экономических интересов. Несомненно, к ним относится и ограничение китайского влияния в регионе.
Нечто подобное сейчас делает и Вьетнам, куда недавно приехал лично президент Соединенных Штатов Америки Джо Байден ради укрепления экономического, а также военно-технического сотрудничества, а также поддержки американских инвесторов, покидающих Китай.
Ханой, разумеется, все это приветствует, ведь такой шанс представляется редко, и разумные игроки его не упускают. Но, как и Нью-Дели, Ханой не хочет участвовать в американской стратегической борьбе с Китаем, с которым Вьетнам связывают развитое экономическое сотрудничество. Кроме того, у них есть общая граница. Кроме того, Вьетнам не желает вступать в оборонное партнерство с США, хотя Индия на это все-таки пошла. Вероятно, причина в кровавой Вьетнамской войне, о которой вьетнамцы все еще не могут забыть.
Соединенные Штаты Америки выбирают себе партнеров в Юго-Восточной Азии, вероятно, по принципу территориальных разногласий с Китаем. Если они есть, как у Индии или Вьетнама, а также Филиппин, значит, это государство подходит. Причем американцам совершенно неважно, демократическое ли это государство, или в нем царит марксистско-ленинский режим, как, например, в современном Вьетнаме.
Парадокс в том, что, по замыслу США, убежденные вьетнамские коммунисты должны выступить против северокорейских и китайских коммунистов (правда, китайский коммунизм куда либеральнее двух других систем). И все это, несмотря на известную идеологическую риторику президента США.
Получается, что администрация Джо Байдена в своей новой азиатской стратегии хочет применить надежные методы Генри Киссинджера, которому однажды удалось рассорить коммунистических гигантов и соседей: Советский Союз и Китай. США втянули Китай в свой лагерь, предложив американские инвестиции и кредиты в обмен на китайскую демократизацию и согласие на американские правила игры. Правда, в итоге этот проект оказался совершенно контрпродуктивным: Китай так и не демократизировался и не согласился на американские правила игры. Но зато произошел невиданный китайский экономический расцвет, и Китай превратился в мировую экономическую державу, почти равную США.
Посмотрим, в каком направлении теперь будут развиваться события. Пикантности ситуации придает то, что на Корейском полуострове опять неспокойно из-за активизации там США (в Южной Корее) и России (в Северной Корее).
За всем, что происходит по соседству, Китай наблюдает с большим вниманием. Пока Пекин сосредоточен, прежде всего, на Тайване и на угрозе экономической (торговой) войны с Соединенными Штатами Америки, которая кажется уже неизбежной.
Но не стоит думать, что все, о чем шла речь выше в статье, Пекин оставит на откуп другим крупным игрокам и не скажет свое веское слово.
Автор: Зоран Метер (Zoran Meter)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: