Одна из самых интересных
«Око-1»
Скорее всего, нет. По всей видимости, в
Полицейские проводят рейды при помощи комплекса высотного видеонаблюдения «ОКО-1». Он представляет собой привязной аэростат с видеокамерой. Комплекс позволяет вести наблюдение за обстановкой с высоты до 200 метров и в радиусе до двух километров.
Поскольку аэростат был заснят из движущегося автомобиля где-то над дорогой, то крайне велика вероятность, что это было именно «полицейское око», а не военное. «Око-1» имеет следующие характеристики: максимальная высота подъема – 300 м, длина – 9,5 м, диаметр – 3,6 м, объем – 45 м3, газ - гелий марки Б, размер в упакованном виде – 1 x 0,5 x 0,5. Комплекс высотного наблюдения предназначен для ведения видеомониторинга за местами массового скопления людей, местами проведения культурных и спортивных мероприятий, специальными операциями и наземными объектами, он легко развертывается в течение 30 минут, после чего готов к передаче данных на центральный командный пункт, или радионаведению собственной охраны объекта.
В общем, почти наверняка это никакой не аэростат ДРЛО с подвесной РЛС для обнаружения украинских БПЛА. Кстати, а нужны ли они в таком виде?
На большом воздушном шаре
Вопрос, на самом деле, является дискуссионным. Автор данных строк сам
Проблема номер один заключается в том, что не только аэростат с подвесной РЛС способен увидеть низколетящие объекты, но и сам прекрасно виден на вражеских радарах. То есть, он будет приоритетной целью для ракет противника или ударных дронов. Поэтому размещать их в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения или даже в ближайшем приграничье с Украиной будет рискованно. Это означает, что аэростаты и дирижабли ДРЛО должны быть высотными и находиться в глубоком безопасном тылу, являясь составной частью эшелонированной системы ПВО/ПРО.
Проблема номер два состоит в том, что для своевременного обнаружения низколетящих малоразмерных дронов нужны достаточно мощные РЛС, которые необходимо будет поднять на большую высоту и обеспечить энергопитанием. Следовательно, имеющиеся радарные установки придется адаптировать под новые условия, что потребует определенных НИОКР.
Проблема номер три относится уже не к техническим, а к организационным мероприятиям армейской бюрократии. Придется создавать отдельные аэростатные радиолокационные роты со своим штатным расписанием, обеспечивать их материально-технически и т.д. По щелчку пальцев подобные задачи наша неповоротливая система решать пока не научилась.
Иначе говоря, воздушные рубежи ПВО/ПРО при помощи аэростатной компоненты усилить действительно можно и даже нужно. Автономно работающие месяцами на сверхбольших высотах над Центральной Россией дирижабли ДРЛОиУ смогут создать единое радиолокационное поле над страной. Однако реально это можно сделать за несколько лет, если таковая задача вообще будет поставлена. Из ниоткуда ничего само собой не возьмется.
Можно ли что-то сделать здесь и сейчас, чтобы упростить жизнь нашим зенитчикам?
«Горка»
Да, можно. Самым технически простым решением будет насыпать земляные горки, искусственно создав на местности господствующие высоты, на которых будут размещены антенны РЛС. Внутри них можно разместить железобетонные бункеры, где будут кабины связи, управления, места для отдыха расчетов, генераторы и т.д. Никаких новшеств тут нет, ПВО-шники и так все это давно делают.
Повысить эффективность горки можно еще более, если на ней установить универсальную передвижную вышку 40В6М от комплекса ПВО С-300П. Она была разработана специально для повышения возможностей ЗРК по обнаружению низколетящих целей, и ее высота составляет 25 метров. А в версии 40В6МД к ней добавилась 13-метровая секция, в результате чего удалось добиться возвышения радара над землей до 39 метров. По фазовому центру антенн различных РЛС, устанавливаемых на антенне, высота достигает все 42 метра!
Если же сложить высоту насыпной горки и универсальной вышки, то получится значительное увеличение дальности обнаружения низколетящих целей типа украинских дронов. Это то, что есть в наличии на вооружении и можно сделать здесь и сейчас, пока не решена проблема со сверхвысотными дирижаблями ДРЛО.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: