Удивительные люди заполонили Интернет и ТВ разглагольствованиями типа «Ничего страшного не случилось, все фигня». Ну вот я бы сказал, что случилось. Знаете, два поврежденных самолета и два полностью уничтоженных – это много. Два уничтоженных Ил-76 – это «всего-навсего» 10 миллиардов рублей, если что. Во сколько выльется ремонт – отдельный вопрос.
Не самое светлое положение с нашей транспортной
Я умышленно оставлю в стороне размышления на тему того, откуда летели беспилотники. Многие уже называли страны Прибалтики и другие, не менее глупые глупости. Это не так важно, откуда они летели, хотя я поддерживаю версию, которая говорит о том, что летели с нашей территории. С небольшого (по тактическим меркам) расстояния, потому у ПВО не было возможности отработать нормально.
Атакованный аэродром находится на юго-восточной окраине города, то есть, если
Но разговор не о том.
И даже не об охране аэродрома, которая, очевидно, вместе с поднятыми по тревоге бойцами из расположенной поблизости части, пыталась противодействовать атаке БПЛА при помощи стрелкового
В итоге сгоревший склад с ГСМ и два самолета. Сколько всего в эту ночь сгорело миллиардов – сказать сложно. Но много больше десяти.
Но мы снова не об этом. А о чем? О снимках, которые опубликовало такое себе издание, как «Радио Свобода». Но увы, других не было возможности достать, так что имеем то, что имеем. Конечно, если бы такие фото предоставило Минобороны, было бы более респектабельно, но МО РФ в своем обычном стиле делает вид, что ничего такого и не произошло.
На что стоит обратить внимание, рассматривая снимки с камер вражеских спутников?
На следы подрыва зарядов БПЛА на верхней части фюзеляжа у двух несгоревших самолетов. То есть, беспилотники ударили в центроплан. Так называется это место у самолета, где центр тяжести, крылья и – обычно именно там, в районе ЦТ обитает главный/центральный топливный бак, из которого идет расход по двигателям.
То есть, били, прекрасно понимая, куда надо попасть. Вообще и в крыльях баки есть, туда тоже можно наносить удар.
Вот именно такая точность, два попадания в центроплан и один в крыло говорят о том, что никакой это был не «Бобер» или что-то ему подобное. Такие БПЛА летят по инерциальной системе с коррекцией по сигналам системы спутников (GPS, естественно), но даже с корректировкой с орбиты точность таких беспилотников условно в радиусе 3-7 метров. И самолет-цель должен стоять четко в заданных координатах, иначе долбанет этот «Бобер» рядом или вообще на пустой стоянке.
Такую точность, какую можно увидеть на снимках и видео, путешествующих по Сети, запросто обеспечивают мультироторные БПЛА. В простонародье – коптеры. Да, их дальность полета сильно уступает БПЛА авиационного типа, но… Те же 15-20 км под управлением опытного оператора они пролетают запросто. А разобрать коптер и распихать по рюкзакам – это не сложно. Для опытных опять же, диверсантов.
Вот как вариант от DJI: грузоподъёмность до 40 кг, высота полёта до 2000 м, дальность до 10 км. Хватит, чтобы уделать самолет? Как по мне – вполне.
Кстати, в аналогичной операции в Сольцах все свидетели уверенно заявляли: летел квадрокоптер. Там была схожая ситуация, но днем. И в случае с Псковом версия о том, что была ДРГ с квадрокоптерами смотрится вполне вменяемо. Губернатор Псковской области Михаил Ведерников заявил о том, что будут производиться оперативные, проверочные мероприятия. В том числе и на дорогах.
Понятно, что никто ничего не найдет, но все-таки. ДРГ давно ушла обратно, самолеты уничтожены на земле.
Самый главный вопрос: у нас полтора года идет… что-то похожее на боевые действия, именуемое СВО. Но почему на снимках перед нанесением удара украинской стороной (стоит отметить, что в Украине как раз война по полной программе идет) самолёты стоят, как на параде? Да, как в тот самый день 22 июня 1941 года, который навсегда в
Хотя, знаете, опять совершим небольшой исторический экскурс.
Почему 22 июня на земле было уничтожено столько советских самолетов?
Фактор внезапности? Принимаем. Действительно, до некоторых частей телеграмма НКО, в которой говорилось о возможном нападении и необходимости рассредоточения самолетов, добралась за 4 часа до начала войны. Более того, на некоторых аэродромах находилось количество самолетов, вдвое превышавшее обычный полковой комплект. Да, то самое перевооружение на новые самолеты, о котором писал тот же Покрышкин. И да, некоторые части действительно понесли значительный урон от штурмовок и бомбардировок немцами.
В первый день войны.
О каком факторе внезапности можно говорить у нас? Полтора года идут военные действия, полтора года противник пытается атаковать наши аэродромы, от Миллерова до Энгельса, а в Пскове самолеты как стояли, так и стоят. Их прекрасно видно, они такие большие и белые, что ночью промахнуться можно, но надо очень сильно постараться.
Украинские операторы стараться не стали. Результат очевиден.
Кстати, а почему только Псков? А вот Халино, что под Курском. И спутниковые снимки, опубликованные блогерами и местными СМИ говорят о том, что в каких-то 100 километрах от линии фронта истребители стоят точно так же.
Но ведь это просто предательство и разгильдяйство – так ставить дело, считая, что противник тупой, слепой и глухой. Нет, он, к сожалению, не такой. Он прекрасно осведомлен обо всем, что касается наших аэродромов. Где, как и сколько стоит самолетов. Как они защищены или незащищены.
Тут надо понимать, что ракеты у ВСУ есть. Но нанести урон ракетой, как это случилось в Миллерово, в самом начале, сложно. Есть ПВО, которое весьма спокойно видит и уничтожает ракеты. А вот БПЛА, которые к тому же запущены «в упор» с нашей территории, засечь намного сложнее.
Тут можно вспомнить опыт других стран. Сирии, ГДР, да и у нас умели строить защитные сооружения для самолетов. Более эффективные, чем обкладывание бомбардировщиков старыми покрышками.
Да и сейчас умеют. У нас, на аэродроме «Балтимор» при реконструкции возвели вот такое:
Это не окончательный вариант, только каркас ангара, но идти делать современное фото сегодня нет желания. По уважительной причине, сами понимаете.
Да, не бетонный «гараж» для самолета, но тут вся прелесть момента в том, что от беспилотника защитит даже «мангал», хоть и придется его сделать для самолета огромным. Но защитит. Да много можно придумать способов защиты, лучшим из которых было бы немедленное снятие с занимаемых должностей командиров частей, которые позволяют вот так размещать вверенную им боевую технику.
Если на аэродроме нет возможности защитить самолеты, использование такого аэродрома более чем сомнительно. Да, сегодня самолеты не надо защищать от крылатых ракет, их у ВСУ пока нет, но беспилотник, способный перенести 5-10 кг взрывчатого вещества не менее опасен, а пожалуй, даже более. Он меньше заметен, его действительно можно доставить чуть ли не вплотную к объекту атаки, управление требует только оператора.
Можно что-то противопоставить? Да. Укрытие в ангарах, капонирах. Маскировка. Оператор, кстати, человек, он может ошибиться, если замаскировано хорошо. Ложные цели. И, немаловажное дело – перевод техники на другой аэродром, вне досягаемости средств поражения противника.
Понятно, что украинской ДРГ будет очень трудно поразить самолеты той же транспортной авиации, размещенные в районе Нижнего Новгорода. Я бы сказал, что это очень непростая задача, которую можно выполнить, исключительно отправляя дальнобойные беспилотники типа «Стрижа», уповая на то, что он сможет что-то поразить. Либо самолеты, находящиеся в зоне возможного поражения, должны быть надежно защищены от всех видов атак украинской стороны. Их не так уж и много.
Очень глупо терять такую дорогостоящую технику, как самолеты, просто потому, что командиры частей не исполняют своих должностных обязанностей и выставляют самолеты как на параде.
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: