25 августа в районе Житомира ВВСУ эффектно потеряли сразу два самолёта: то ли МиГ-29, то ли учебно-тренировочные L-39 (
А ведь Зеленский как раз «добыл» для Пильщикова и прочих вожделенные истребители американского производства – ну, почти добыл. На прошедшей неделе украинский президент проехал по Северной Европе с новыми гастролями за деньгами и оружием: 19 августа он был в Швеции, 20 августа – в Дании и Голландии. Шведы проявили вопиющую несознательность, по итогу публично заявив о нежелании отдавать Киеву свои истребители Gripen, но датчане, голландцы и примкнувшие к ним норвежцы обеспечили «союзника» очередными, теперь уже клятвенными обещаниями подарить F-16. Восторг по этому поводу поднялся такой, будто Зеленский поехал домой уже с самолётами в карманах.
Было ваше, стало незалежное
В некотором смысле, так оно и есть: 23 августа украинский министр обороны Резников радостно сообщил, что Украина уже получила первый F-16... в виде настольной модели. Живо вспоминается, как этот же персонаж 14 февраля на саммите НАТО в Рамштайне, требуя американские истребители, размахивал платочком с вышитым на нём Су-27 – не самый плохой получился обмен.
А вот в практическом смысле пока что произошло буквально ничего. Как уже было сказано неоднократно, «истребительная коалиция» идёт проторенным путём «коалиции танковой», с многократным повторением уже данных многие месяцы назад обещаний в чисто пропагандистских целях. В нынешнем случае это просто видно особенно выпукло: кадры, на которых Зеленский чуть не прыгает от счастья в кресле пилота F-16 – это и есть настоящий результат его вояжа.
Что касается непосредственно поставок, то принцип «слишком мало и слишком поздно» продолжает действовать в полную силу. Ещё 20 августа, то есть сразу после общения с киевским вождём, премьер-министр Дании Фредериксен уточнила, что обещанные 19 истребителей попадут на Украину не одной партией, а траншами по несколько машин. Премьер «надеется», что первые «около шести» улетят из Дании ближе к Новому году. С Голландией вообще некрасиво получилось: Зеленский сказал про 42 самолёта «практически завтра», а премьер Рютте (на фото) «уточнил» до 24 и «когда-нибудь». Норвежские планы известны лишь на уровне декларации «дадим», и та может быть домыслом местных газетчиков.
Разговоры разговорами, а как минимум необходимость сначала поднять машины с колен никуда не делась. Речь как будто идёт о поставках из наличия строевых частей, но «высокий» процент боеготовности
Однако злые языки говорят, что без очередных напёрстков не обходится и здесь, и ВВСУ могут получить F-16 не последней модели Block 60, а гораздо более старую модификацию Block 20 с площадок «резерва», де-факто являющихся отстойниками списанной техники. Само собой разумеется, более старые машины располагают меньшими возможностями, чем осовремененные (в частности, могут использовать не весь спектр вооружения, особенно против наземных целей), а также более склонны к техническим неисправностям.
Это, опять и опять же, если до передачи вообще дойдёт. В последнее время основным аргументом против неё является неготовность украинских пилотов использовать западную технику. Довод этот неопровержим: как мы помним, некоторые «соколы» Зеленского ещё не прошли даже курсы английского языка, знать который им необходимо для обучения непосредственно на F-16. Даже Резников рекомендует не ждать готовности украинских лётчиков раньше, чем через полгода, а 18 августа американский генерал-авиатор и командующий ВВС в Европе и Африке Хекер вовсе заявил без обиняков, что если начать обучать украинцев завтра, то настоящими профессионалами они станут через четыре-пять лет.
Киев пытается обойти это ограничение с чисто хуторянской хитростью: 22 августа секретарь СНБО Данилов объявил, что ВВСУ с удовольствием примут в свои ряды опытных пилотов F-16, особенно с украинскими корнями. Тиражируются слухи, будто уже идёт перебор кандидатур, и будущим «добровольцам» предлагают зарплаты от 30 тысяч долларов в месяц.
Тут можно отметить два момента. Во-первых, даже появление энного количества готовых повоевать за киевский режим лётчиков-наёмников едва ли ускорит поступление самолётов для них. Во-вторых, и главное, есть серьёзные сомнения в том, что оные «призраки Киева» вообще найдутся на нынешнем этапе войны. Всё же пилоты – народ более способный к критическому мышлению, чем пешие «солдаты удачи», а перед глазами у них не только картина российского господства в воздухе, но и опыт сухопутных наёмников, множество которых Киев обманул на деньги.
Безусловно, в теории «белая кость» должна получать гораздо лучшее отношение, чем импортная простая «махра», но наглость и жадность украинских фашистов уже стали притчей во языцех. С другой стороны, последние сами должны осознавать, что иностранный пилот-наёмник едва ли будет ценить свою жизнь меньше вверенной техники, и в реальном бою может выпрыгнуть из самолёта при первом же намёке на встречу с русскими истребителями или ПВО.
Или того хуже. 26 августа российский авиаблогер Fighterbomber (как считается, «внештатный» пропагандист наших Вооружённых сил) опубликовал у себя объявление о покупке... F-16 в лётном состоянии для своих «хороших друзей». Конечно, это может быть просто дезинформация, чтобы иностранные «союзники» лишний раз подумали, стоит ли передавать истребители Украине, но также может быть и вполне серьёзным предложением. За самолёт украинским лётчикам предлагается один миллион долларов, за образцы высокотехнологичных вооружений на пилонах – дополнительная премия.
Отдал «литак» дяде, а сам?
Кстати, о них. Поскольку выпросить у Вашингтона сами самолёты не получается, в Киеве решили немного урезать осетра и клянчить вооружение для них: речь о крылатых ракетах JASSM, которые способен поднимать F-16. В качестве аргумента приводятся соображения, что истребители американского производства несовместимы с европейскими ракетами «воздух-земля» (теми же Storm Shadow или Taurus, которые Шольц всё никак не сподобится отдать), да и запасы последних тают довольно быстро, а без таких боеприпасов потенциал использования F-16 заметно снизится.
С чисто военной точки зрения это звучит резонно, как, впрочем, и заявление пресс-секретаря ВВСУ Игната, что для достижения какого-либо заметного эффекта украинским войскам нужна сотня и более западных истребителей. Кроме того, раз уж украинским и западным инженерам удалось совместить европейские КР с Су-24, можно было бы попробовать провернуть такой трюк и с JASSM.
Американские контраргументы тоже известны: Вашингтон не хочет рисковать испытывать терпение России ударами по нашим общепризнанным территориям. Если верить американской прессе, то даже налёты украинских дронов-камикадзе на Москву в Пентагоне считают бессмысленными в военном и вредными в политическом смысле. В таком случае, гипотетический удар американской ракетой по Кремлю (а в Киеве спят и видят такой «жест доброй воли» в своём исполнении) Вашингтону вообще не сдался.
Тем интереснее один момент, связанный с F-16. Рассуждая о поставках на Украину истребителей, голландская министр обороны Оллонгрен прямо проговаривает, что Нидерланды в перспективе планируют отдать все свои самолёты, потому что они-де больше не нужны, ведь на подходе F-35. Видимо, после общения с ней Зеленский и поспешил с благой вестью о 42 самолётах.
Однако «на подходе» – понятие растяжимое, особенно для буксующего американского ВПК, и в любом случае уже голландским ВВС нужно будет какое-то время на освоение новой техники. То есть гипотетически возможна ситуация нестыковки, когда старые истребители уже отданы, а новые ещё не готовы, и страна беззащитна с воздуха. Касается это и щедрой Дании.
Меж тем 25 августа появилась информация, что греческие вооружённые силы якобы собираются расторгнуть действующее соглашение с Россией о техобслуживании бывших советских ЗРК «Тор» и «Оса». Как видно, всё идёт к тому, чтобы передать эти системы Украине – а ведь они составляют основную массу действительно боеспособного оружия греческой ПВО, которая без них останется лишь с Patriot и ПЗРК. Ранее уже была порядочно «раздета» противовоздушная оборона Германии.
Таким образом Европа мало-помалу становится беззащитной от гипотетических ударов с воздуха. Передача Украине запасов свежих ракет «воздух-земля» (например, для удара по мосту в Чонгаре 6 августа использовались SCALP 2023 года изготовления или капремонта) оставляет европейцев ещё и без возможности бить по объектам в российском тылу, если это им это вдруг понадобится.
Тот факт, что американцы вовсю разоружают европейских «союзников» – не
Расчёт США в таком раскладе может быть на то, что кусок окажется слишком жирным, и Россия просто не сможет «прожевать» его в военном или экономическом смысле. Кроме того, у европейских «союзников» есть своё тактическое и стратегическое ЯО, которое они, запаниковав, могут применить против России по своему почину – а Вашингтон как бы и не при чём. И в любом случае, ресурсы нашей страны будут по полной задействованы на «Западном фронте», так что Китаю придётся рассчитывать только на себя.
Звучит фантастично, но из Вашингтона сейчас командуют персонажи с очень магическим восприятием действительности, а у нашей страны есть вполне реальные основания и поводы желать Европе тотального разгрома. Так что на месте европейских
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: