Конечно, на фоне невыясненных пока обстоятельств такая аналогия прозвучит двусмысленно, но крушение принадлежавшего Евгению Пригожину бизнес-джета буквально произвело эффект разорвавшейся бомбы. Ещё и дата «удачная»: ровно два месяца с момента поднятого директором ЧВК путча (который, как мы помним, начался поздним вечером 23 июня).
Честно говоря, по первому попавшемуся на глаза краткому сообщению (дословно «среди пассажиров разбившегося самолёта значится имя Евгения Пригожина»), я подумал, что произошло просто совпадение: то есть потерпел аварию какой-то рейсовый пассажирский лайнер, которым летел из пункта А в пункт Б некий тёзка того самого Пригожина, а хайп просто разгоняют. Оказалось, что совпадение-то совпадение, но гораздо более невероятное.
Думаю, многих терзали смутные сомнения, что после провалившегося военного мятежа главный бунтовщик долго прожить не может: судя по остаточной медийной активности, выводов он так и не сделал, да и глобальные законы жанра не те. Вот и недобитые пропригожинские медиаресурсы после крушения Embraer даже не сходу, а с разбега принялись вещать отдающую шизофренией «правду»: одновременно «надеяться на лучшее» и обвинять в убийстве Пригожина войска ПВО и «тех, кто отдал приказ».
Среди тех, кто «подтверждал» гибель «пассажира №1» цитировались канал Al Jazeera и даже Ксения Собчак (кому ж знать, кто был и что случилось на борту, если не ей). Кульминацией бреда стало сообщение «Царьграда»: «Тела Пригожина и командира Уткина опознаны, теперь требуется генетическая экспертиза». При этом настоящие официальные сообщения только об обнаружении тел всех десяти человек, которые должны были быть на разбившемся самолёте, появились лишь утром 24 августа. По состоянию на 10:00 по Москве, экспертизы и опознание погибших ещё только предстоят.
Но это, конечно, не повод не начать искать всем Telegram’ом, кому выгодна (неподтверждённая на момент начала поисков) смерть Пригожина, кто непосредственно взял грех на душу и, главное, что теперь со всем этим делать.
Пожил (грешно)
В последнее время дела бывшей ЧВК «Вагнер» шли не очень, что неудивительно (странной была бы как раз обратная ситуация). Несмотря на все попытки хорохориться через последние уцелевшие пропагандистские каналы, сквозь швы сочился характерный запах царящего в компании внутреннего разлада.
Так и не ясно, сколько бойцов всё-таки сохранили верность Пригожину и интернировались в Белоруссию. «Общепринятая» оценка начала июля составляла, как мы помним, около 8 тысяч человек, но в начале августа в западных СМИ мелькали данные белорусского змагарского подполья: 3-4,5 тысяч человек. Естественно, к любой информации пособников фашистов (особенно таких брехливых, как украинские) можно относиться только скептически, но в то, что без каких-либо перспектив многие пригожинцы могли захотеть выйти из игры, поверить можно.
Точно известно, что какая-то их часть работает инструкторами в белорусской армии, но речь, очевидно, о единицах процентов от общего числа интернированных: армия РБ не столь велика, чтобы нуждаться в тысячах «учителей», да и не каждый боец может быть инструктором. Тем не менее пригожинские медиа преподносили эту информацию именно так, будто весь «стержневой» состав бывшей ЧВК даже не влился в белорусские войска, а собрал их вокруг себя и перековывает в настоящих чудо-богатырей, не то, что эти солдатики из «морфа».
Но пропаганда одно, а реалии на земле – немножко другое. По-видимому, даже часть командиров осознала бесперспективность дальнейшего нахождения в рядах бывшей ЧВК, тогда как наиболее лояльные лично Пригожину поспешно «удаляли из друзей» вскрывшихся «предателей».
Характерна «переоценка» личности полковника в отставке Трошева, работавшего в «Вагнере» под псевдонимом Седой: в ряде публикаций до мятежа его называли чуть ли не самым опытным в ЧВК командиром, а вот в последнем упоминании от 15 августа – уже только «престарелым штабным офицером (МО РФ)», который якобы командиром «никогда не был». Причина прозаична: Трошев мятеж не поддержал и, по слухам, именно он назначен начальником ЧВК «Редут», перейти в которую предлагали проштрафившимся пригожинцам. Сам «Редут» пропригожинские медиа называют не иначе, как отстойником для всякого «сброда», который якобы с позором выгнали из «Вагнера» за трусость и мародёрство – отличное «чувство локтя».
Несмотря на все страшные истории о десятках тысяч пригожинцев, которыми пугал Европу польский президент Дуда и компания, никаких реальных предпосылок для похода бывшей ЧВК на Запад не было, хотя бы потому что она была разоружена. Реалистичность мрий насчёт переброски остатков «Вагнера» в тот же Нигер, откровенно говоря, тоже вызывала сомнения, даром что сам Пригожин 21 августа
Помер? (И что?)
В принципе, свой выбор директор ЧВК и его клика сделали вечером 24 июня: карьерная смерть в обмен на биологическую жизнь, и никаких поводов гальванизировать этих «покойников» у Кремля не было. Простым «инструкторам» светит только скучать в белорусском «полевом лагере» до морковкиного заговенья, пока все не выберут для себя между демобилизацией или переводом в регулярные войска, и посредство Пригожина в этой схеме не требовалось, даже если часть его бывших бойцов затем действительно отправится в Африку.
Но то, что от Пригожина теперь никакой пользы, вовсе не означает, будто российскому ВПР было бы выгодно его убить, да ещё и таким «незаметным» образом, на что прозрачно намекают фанаты бывшего «дирижёра» в своих публикациях. Если уж на то пошло, то ничего не стоило притянуть его по статье о дискредитации российской армии (например, за реплику
Кому мёртвый Пригожин и правда ценнее, чем живой – так это его же обозначившимся в июне настоящим «друзьям» в лице беглой антироссийской «оппозиции», Киева, Лондона и Вашингтона. После провала и изъятия всех военных и медийных ресурсов, реальный
Собственно, под примерно такими заголовками сейчас и выходят все публикации западных СМИ насчёт крушения: вчерашние «Пригожин был на борту разбившегося самолёта» сменились на «Месть Путина: Пригожин объявлен погибшим в авиакатастрофе». Даже лично Байден заявил, что «в России ничего не происходит без участия Путина», а сомневаться в таких «хайли лайкли» редакциям западной прессы не по статусу – только взять под козырёк и подтявкивать. Украинская сторона так и вовсе поспешно лепит фейки о якобы начале нового «марша» на Москву. Но это всё неудивительно: враг пытается использовать к своей выгоде всё, что только может.
От чего-чего натурально глаза на лоб лезут, так это от словесных потоков, на которые изошли остатки пригожинской медиасетки и сочувствующие. В последнее время они и так несли, мягко говоря, ядрёную чушь: например, недавно появилась текстовка, в которой главной причиной провала украинского наступления был назван... «марш справедливости» 24 июня, благодаря-де которому были преодолены самые вопиющие недостатки нашей армии. Что «марш», а точнее мятеж, состоялся на третьей неделе успешной оборонительно операции, и в самом плохом случае мог привести как раз к развалу фронта (что, возможно, и было одной из целей), тактично умалчивается.
Теперь же распространяется, более или менее настойчиво, один и тот же нарратив: «Пригожина убили, сами знаете, кто». Спекуляции на тему причин крушения – это ещё полбеды, некоторые персонажи заявляют, что без Пригожина вся война теряет смысл, другие требуют, чтобы Шойгу побожился, что это не он отдал приказ сбивать Embraer, третьи предсказывают резкий «подрыв духа» действующей армии. Надо полагать, если гибель Пригожина подтвердится, больше всего «расстроятся» товарищи лётчиков, убитых 24 июня «дураком-ПВОшником» мятежников.
При этом пока что нет вообще никаких объективных свидетельств намеренного уничтожения бизнесджета кем-либо и каким угодно способом: взрывом ли бомбы на борту, подстроенной неисправностью ли, не говоря уж о ракете ПВО. Вполне может оказаться, что самолёт упал из-за чисто
Любопытно, что даже «корень» остатков медиаимперии ЧВК, телеграм-канал «Разгрузка Вагнера», настоятельно попросил последователей публиковать только официально подтверждённую информацию. Как видно, его редакция понимает, что нонеча не давеча, и теперь особо разговорчивым фанатам могут больно прищемить языки. А ещё есть мнение, что после провала мятежа, который даже близко не вылился во всеобщее восстание против «несправедливости», настоящие бывшие путчисты просто не видят смысла разгонять истерику, будто без Пригожина рухнет сперва фронт, а потом вся Россия.
В истинных причинах крушения, понятное дело, разберётся следствие. Особенно интересно выйдет, если самолёт, и правда, упал по «естественным» причинам: волей-неволей задумаешься о карме и вездесущей руке провидения.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: