Любопытной тенденцией современного ВПК является попытка создать оптимальный по соотношению цена-качество легкий танк, который имел бы огневую мощь тяжелого, скорость, маневренность и проходимость от бронетехники более легкого класса. Эксперименты в данном направлении идут не только в странах блока НАТО, но и в условно дружественных нам государствам, Индии и Китае.
В предыдущих публикациях, посвященной этой тематике, мы подробно рассказали про
Теперь пришел черед поговорить про соответствующие разработки в Индии и Китае, интересные нам тем, что они используют «советские гены».
Индия
Индия известна как один из крупнейших покупателей оружия российского производства, в частности, танков Т-90, которые рассматриваются Нью-Дели как основной боевой танк. Однако особенности потенциального театра боевых действий и рельефа местности предъявляют довольно специфические требования к вооружениям индийской армии.
Так, легкие плавающие танки ПТ-76 советского производства сыграли решающую роль при «сражении у Гарибпура», произошедшем в ходе индийско-пакистанского конфликта в 1971 году. Однако тактико-технические характеристики этих устаревших бронемашин перестали устраивать военных. Их 76-мм пушка не могла эффективно бороться с современными бронированными целями, а скорость по шоссе до 44 км/ч и по пересеченной местности - до 25 км/ч считалась недостаточной. Тогда возникла идея создания легкого танка на базе советской БМП-2, производимой в Индии по лицензии.
Сперва в качестве шасси использовали более устаревшую БМП-1, установив на нем боевой модуль GIAT TS-90 французского производства, ранее устанавливавшийся на БМП AMX-10PAC90. Однако калибр 90 мм не удовлетворил заказчиков, поскольку был недостаточен для поражения защищенных бронированных целей. Тогда огневую мощь было решено усилить, установив башню французского тяжелого бронеавтомобиля AMX-10RC, несущую 105-мм нарезное орудие BK MECA F2. На этот раз шасси было использовано от БМП-2.
Были проведены испытания в сравнении новоявленного легкого танка со шведской машиной поддержки пехоты Ikv 91. Оказалось, что гибридная индийская БМП-2 имеет большую огневую мощь и лучшую проходимость, но уступает сопернику по степени защищенности, что неудивительно. Во второй половине 90-х годов работы в данном направлении были свернуты. В настоящее время Нью-Дели проявляет интерес к российскому «Спруту», о котором подробнее расскажем отдельно.
Китай
Многомудрые китайцы в поисках современного легкого танка пошли несколько иным путем. С 1957 года в КНР по советской
Нам же интересен Тип 62 (заводское обозначение WZ-131), разработанный в 60-х годах прошлого века как облегченная версия танка Тип 59. Всего их было произведено с 1963 по 1989 годы порядка 1200 единиц. Тип-62 был официально снят с вооружения НОАК в 2013 году, но ему на смену был создан Тип 15 (ZTQ-15), относящийся к танкам третьего поколения.
Эта облегченная и глубоко модернизированная версия Т-55 предназначена для ведения боевых действий в горах, лесистой и пересеченной местности, где более тяжелая техника будет испытывать серьезные затруднения при передвижении. Вооружение представлено полностью стабилизированной 105-мм нарезной пушкой, спаренным пулеметом QJT-88, дистанционно управляемым боевым модулем, размещенным на крыше башни, в котором установлены гранатомет QLZ-04 и пулемет QJC-88 калибра 12,7 мм. Для уверенного поражения хорошо бронированной техники используется 105-мм ПТУР с тандемными осколочно-фугасными противотанковыми (кумулятивными) боевыми частям.
Данные легкие танки состоят на вооружении Сухопутных войск НОАК, Воздушно-десантного корпуса ВВС и морской пехоты. Во время обострения конфликта с Индией на Тибетском нагорье в 2020 году танки Тип 15 оперативно перебрасывались к линии разграничения. На базе легкого танка была разработана экспортная версия под названием VT5, а также современная китайская боевая машина пехоты VN17, удивительным образом напоминающая перспективную российскую БМП «Курганец 25».
Таким образом, спрос на легкие танки, способные действовать в местности со сложным рельефом и выступать в качестве машины огневой поддержки пехоты, действительно существует. В качестве платформы для их создания могут использоваться средние танки и боевые машины пехоты. Как это сделано в нашей стране, будет рассказано в последней, завершающей публикации.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: