«Непростым проектом», требующим согласия «многих сторон»,
Предполагается, что создание единой валюты для взаиморасчетов станет одним из основных вопросов повестки дня предстоящей 22-24 августа в Йоханнесбурге встречи глав государств БРИКС. Основная цель – упростить торговлю и снизить зависимость от доллара и евро в международных расчётах. Вероятно, котировки новой валюты могут определяться на основе средневзвешенной «корзины» валют стран БРИКС. Доля отдельной национальной валюты, по предварительным разработкам, будет зависеть от уровня ВВП, объёма золотовалютных резервов, сальдо торгового баланса и размера госдолга (внутреннего и внешнего).
О надежде стран БРИКС стать независимыми от доллара не единожды заявлял президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. В то же время бывший главный экономист МВФ, эксперт ряда международных финансовых агентств Оливье Бланша эту идею пока труднореализуемой из-за значительного разрыва в экономических показателях между странами, а также ввиду пока ещё недостаточно дееспособного (кроме КНР) механизма регулирования курсов (платежно-покупательной способности) национальных денег.
Дискуссия о едином платежном средстве БРИКС должна будет ответить и на вопросы о создании единого Центробанка и его расположении, резонно
Между тем, страны БРИКС поэтапно совершенствуют межгосударственную финансовую инфраструктуру. Так, в 2014 году был учреждён Новый банк развития; в 2015 г. министры финансов начали консультации о создании БРИКС-овского аналога SWIFT. С 2019 года разрабатывается единая платёжная система BRICS Pay, способная работать в пяти странах и объединяя таким образом их национальные платежные системы. Сообщается, что запуск полноценной работы этой многосторонней системы возможен в 2025 году. Прорабатывается также создание объединенной платформы БРИКС для валютных и фондовых бирж стран-участниц.
В то же время, ещё не решены вопросы «неподсанкционности» валютно-финансовых систем стран, сотрудничающих с РФ в рамках БРИКС, буквальное подтверждение чему – это недавнее
Но в любом случае, очевидно, что привлекательность расчётов в любой из национальных валют государств-участников БРИКС, в том числе и в рамках предполагаемой «единой корзины» зависит, прежде всего, от регулируемости их курса в отношении иностранных валют. Иными словами, востребовано государственное регулирование платёжно-покупательной способности рубля, подобно тому, как это
Межгосударственное регулирование валютных курсов государств-участников издавна практикуется также и в АСЕАН; аналогичные процессы развиваются в рамках МЕРКОСУР, Экономического сообщества – общего рынка Восточной и Южной Африки, Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива (несмотря на обозначившиеся проблемы между Саудовской Аравией и ОАЭ).
Недавнее повышение Банком России ключевой ставки до 12 % на фоне падения курса рубля по отношению к «недружественным» валютам вызвал разноречивые отклике в обществе и в профессиональной среде. «В 2014 ЦБ повысил ставку с 9,5% до 17% ввиду схожего валютного коллапса, и экономка получила скачок валютного курса +30%, –
Одним из вариантов решения вопроса могло бы стать обращение к
БПР конвертировался в национальные валюты участников СЭВ (а также с валютами некоторых других государств – например, Югославии, Финляндии, Мексики) по регулируемому официальному курсу, но в валюты капиталистических стран он не конвертировался и на золото не обменивался. Ввод в действие переводного рубля позволил избежать споров и нестыковок вокруг «корзины» национальных денег стран СЭВ, ускорил прохождение взаимных платежей, а вслед за ними – реализацию инвестиционных и особенно торговых контрактов как внутри СЭВ, так и между ним и дружественными странами. Приоритетом совместных корректировок БПР-курса в рамках «социалистического блока» было поддержание / повышение его платёжно-покупательной способности в сравнении с валютами капиталистических стран. Взаимовыгодному использованию такой валюты способствовали также взаимно согласованные цены в товарообмене, стимулирующие, в том числе, развитие бартерной торговли.
Увы, в пылу «перестроечного» угара в конце 1980-х годов взаиморасчёты между СССР и другими странами СЭВ вопреки возражениям Румынии, ГДР, ЧССР, Кубы, Вьетнама, Монголии по инициативе горбачёвского руководства были переведены на американские доллары США и на мировые цены. Это привело к директивной отмене переводного рубля, превращению СССР в должника почти всех стран-членов вскоре ликвидированного СЭВ с обесцениванием курсов валют вчерашних участников «социалистического блока», марионеточные элиты которых подвизаются штатными «моськами» Вашингтона и Брюсселя…
Впрочем, к позитивному опыту прошлого в той или иной модификации не зазорно и вернуться – разумеется, с учётом новых условий в рамках БРИКС и сохраняющихся сложностей с выработкой модели функционирования единой валюты в рамках ведущего межгосударственного объединения незападного мира.
Заглавное фото: iXBT
Примечание
(1) См., напр.: Орлов Ф. Перспективы создания коллективной валюты стран брикс и ее потенциальные особенности // Экономика: теория и практика. 2022. № 3.
Читайте нас: