На написание данной статьи ее автора натолкнула одна довольно тревожная информация. В предыдущем материале было высказано
Для того чтобы понять, почему ВМФ РФ, несмотря на пару десятилетий вполне себе «тучных» лет, когда нефтедоллары лились в федеральный бюджет рекой, подошел к прокси-войне с блоком НАТО в таком состоянии, которое мы наблюдаем, достаточно посмотреть, на что тратились деньги. А шли они, в том числе, на крайне сомнительные проекты, вызывавшие шквал критики среди настоящих военно-морских экспертов и просто неравнодушных к судьбе отечественного флота.
«Невидимки»
Первый проект, который несколько месяцев назад фактически приказал долго жить, носил шифр 20386. В СМИ этот корвет позиционировался как первый в России, созданный по
Проект не закрыт, проект продолжается, но сдвигается вправо на необходимый для перепроектирования срок. Потребовалась дополнительная проработка ряда принятых инновационных решений, внедряемых на этом корабле.
Как говорится, понадобилось всего семь лет, чтобы понять, что-то идет не так, как задумывалось. Для кораблика полным водоизмещением в 3400 тонн это многовато. Так что же пошло не так?
Наверное, главной проблемой отечественного военного судостроения является то, что от его продукции заказчик требует максимальной универсальности. Удивляться тут нечему: после распада СССР и разрыва промышленной кооперации с Украиной строительство крупных кораблей 1-го ранга стало технически очень сложной задачей. Поэтому Минобороны РФ пыталось превратить обычные корветы чуть ли не в «Звезду смерти», напичкивая их вооружениями по максимуму, что автоматически вело к удлинению сроков строительства и удорожанию. Особенно ярко это было видно на судьбе проекта 20386.
От небольшого корабля требовалось уметь действовать одновременно и в ближней, и в дальней морских зонах, бороться с вражескими субмаринами, прикрывать свои корабли зонтиком ПВО, поддерживать высадку морского десанта и даже сражаться с надводными кораблями противника, оставаясь невидимым на радарах. То есть, от корвета требовалось выполнение задач многоцелевого корабля дальней морской и океанской зоны водоизмещения проекта 22350/22350М. Нетрудно догадаться, чем дело закончилось.
Вырисовывался корвет стартовой стоимостью в 29 миллиардов рублей, что приближало его по цене к искомому многоцелевому фрегату. Для сравнения, серийно производимые корветы проекта 20380/20385 обходятся бюджету в «жалкие» 18 миллиардов за штуку. При этом стелс-корвет проекта 20386 имел бы меньшую мореходность, дальность хода и был бы слабее вооружен, чем фрегат. И еще множество претензий технического плана, высказываемых специалистами.
Построить их собирались аж десять! Однако за семь лет не построили до конца ни одного.
Головной корвет серии изначально назывался «Меркурий», но был сперва переименован в «Дерзкий», а теперь отправляется на перепроектирование. Феноменальная «эффективность» использования бюджетных средства и, самое главное, времени, которое не отмотать назад. Но это еще ничего. Худо-бедно, потратив нерационально огромные суммы, но эти полукорветы-полуфрегаты еще можно было бы заставить реально воевать и выполнять иные боевые задачи, чего не скажешь о следующем нашем герое.
«Голуби войны»
Как было отмечено выше, кандидатом номер один на потопление украинскими ВВС в составе Черноморского флота является любой корабль проекта 22160. Удивляться тут вообще нечему: это изначально не военные, а именно патрульные корабли, которые разрабатывались для нужд Береговой охраны ФСБ, но там не пригодились и «неведомым» образом оказались востребованными Черноморским флотом. Предполагалось, что воевать они будут с сомалийскими и прочими пиратами.
Свое неофициальное название «голуби мира» корабли получили за крайне слабую вооруженность: единственная артиллерийская установка, пара дистанционно-управляемых гранатомётов ДП-65 и два 12,7 мм пулемета «Корд». Системы ПВО морского базирования в проекте 22160 не предусмотрено. Вернее, она предусмотрена, в рамках продвинутой модульной системы, но реально ее нет. Отбиваться от украинских МиГ-21 или F-16, если что, придется либо из ПЗРК «Игла», либо из закрепленного цепями на палубе модуля ЗРК «Тор» наземного базирования с соответствующим боезапасом.
Самым правильным решением видится отдать проект 22160 Береговой Охране, для которой он и создавался,
Проектантом, в соответствии с результатом строительства «патрульника», а также с предложениями и требованиями потенциальных заказчиков, была проведена модернизация и актуализация ряда параметров и замена некоторых систем. Модернизированная версия корабля проекта 22160 дополнена управляемым ракетным оружием и многоканальным зенитно-ракетным комплексом «Ресурс». Для продвижения данного проекта силовым структурам нужна была проработка и представление облика корабля с конкретизированной установкой на нем вооружения, систем и комплексов.
То есть, вместо того чтобы забыть про этот тупиковый проект, в него хотят вбухать еще больше денег, впихивая в корпуса новых патрульных, не военных, кораблей пусковые установки под «Калибры» и дорогостоящие зенитно-ракетные комплексы. По некоторым оценкам, стоимость такого «голубя войны» может перескочить за 20 миллиардов рублей за штуку. Нет слов.
Занимать производственные мощности, тратить огромные бюджетные средства на абсолютно тупиковое направление, когда можно было бы построить больше корветов проекта 22380/22385 либо малых корветов ПЛО на базе МРК «Каракурт», которые реально нужны и реально смогут выполнять массу боевых задач. Просто нет слов.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: