Российский истребитель пятого поколения Су-57 — самый опасный самолет ВКС, пишет MWM. Главными его преимуществами названы высокая маневренность, пониженная радиолокационная заметность, а также возможность использования широкого спектра крылатых ракет.
Российский парк боевых самолетов сегодня — это лишь малая доля того, что было у Советского Союза, обладавшего самыми крупными в мире ВВС. Тем не менее Россия по количеству самолетов занимает третье место в мире, имея в боевом составе свыше 800 машин. А по разнообразию авиации она стоит на одном из первых мест. У России в строю больше типов тактических боевых самолетов четвертого поколения, чем у любой другой страны мира. После распада СССР она отдает явное предпочтение тяжелым машинам, способным патрулировать обширное воздушное пространство страны, а при необходимости проникать вглубь натовской территории. Более 95 процентов истребителей, закупленных с середины 1990-х годов, это варианты или модификации истребителя завоевания превосходства в воздухе Су-27, который начали принимать на вооружение в середине 1980-х годов. Тогда многие считали его лучшим в мире истребителем. С тех пор на его базе создано множество типов различных истребителей, причем некоторые из них имеют узкоспециальное назначение. Ниже приводится оценка всех 15 типов истребителей и перехватчиков из состава российских вооруженных сил, а их рейтинг составлен на основе боевых возможностей.
Единственный в России истребитель четвертого поколения Су-57 производят медленными темпами из-за многочисленных и серьезных отсрочек программы. Сегодня на вооружении находится всего 10 машин. В 2026 году парк Су-57 должен составить 50 самолетов, а к концу следующего года 76. Ожидается, что после этого темпы производства будут существенно увеличены. Это тяжелый истребитель, являющийся прямым преемником Су-27. Он обладает пониженной радиолокационной заметностью, имеет исключительно большую дальность полета и обеспечивает надежную осведомлённость летчика об обстановке в полете, для чего на его борту установлено шесть РЛС с активной фазированной антенной решеткой, а также инфракрасная поисково-следящая система. Планируется изготовить лишь небольшое количество Су-57 в базовом варианте. В октябре 2022 года свой первый полет совершил модернизированный вариант Су-57М. Ожидается, что в начале 2024 года он заменит в производстве оригинал.
Модернизированный самолет должен стать истребителем поколения 5+. Это даст России возможность частично ликвидировать отставание в производстве амбициозных истребителей шестого поколения, которые в настоящее время разрабатываются в Китае и в США. К самым ценным характеристикам Су-57 относятся исключительная маневренность, отличные характеристики ракет класса "воздух-воздух" Р-77М и Р-37М, а также возможность применения широкого круга крылатых ракет, в том числе, гиперзвуковых, которые появятся у авиации в ближайшем будущем. Су-57 — это единственный истребитель пятого поколения, наносивший авиаудары по вражескому государству, находясь вне зоны поражения ПВО противника. Они оказывают поддержку российским военным в ходе операции на Украине, в том числе, подавляют средства ПВО. Согласно имеющейся информации, Су-57 также участвовал в воздушных боях, что уникально для самолета такого поколения.
Россия не строила перехватчики МиГ-31 с 1994 года, когда отменила программу по созданию версии МиГ-31М. МиГ-31БМ/БСМ — это глубоко модернизированный вариант могущественного истребителя-перехватчика времен холодной войны, у которого до сих пор нет равных по многим характеристикам. Будучи самым быстрым из всех находящихся в эксплуатации истребителей, МиГ-31БМ/БСМ высоко ценится за исключительный размер блока датчиков с РЛС "Заслон-М", который обеспечивает такую ориентированность в обстановке, какой могут похвастать очень немногие самолеты. Благодаря огромным размерам перехватчика он может брать на борт шесть больших ракет "воздух-воздух" и шесть ракет стандартного размера в стандартной конфигурации. Таким образом, он попадает в отдельную, не имеющую себе равных лигу по огневой мощи. У его ракет Р-37М исключительная дальность пуска в 400 километров и скорость шесть Махов, а также мощный комплект приборов обнаружения, очень высокий потолок и крейсерская скорость. МиГ-31 с ракетами Р-37М стал одним из самых мощных средств воздушной войны в вооруженном конфликте России с Украиной. Там этот самолет впервые принял участие в боевых действиях. МиГ-31 может применять свои ракеты на максимальной высоте, а это позволяет ему преодолевать значительно большее расстояние по сравнению с другими российскими и натовскими самолетами. Это самый большой в мире тактический боевой самолет, способный длительное время лететь на сверхзвуковой крейсерской скорости, что дает ему возможность быстро реагировать на угрозы, возникающей на огромной территории России.
МиГ-31К поступил на вооружение в 2017 году, став ударной модификацией МиГ-31, оснащенной гиперзвуковой баллистической ракетой Х-47М2. Эта высокоманевренная ракета, имеющая максимальную дальность 2 000 километров и скорость 10 Махов, делает МиГ-31К выдающимся ударным истребителем, способным поразить любой надводный корабль противника единственным точным попаданием. МиГ-31К регулярно направляют в важные точки, где напряженность особенно высока, например, в Арктику, где он усиливает перехватчики МиГ-31. Кроме того, в моменты повышенной напряженности с НАТО его отправляли в Сирию, в Калининградскую область, а в 2022 году в Белоруссию. Этот самолет имеет асимметричные средства противодействия вражеской ПВО и может наносить ядерные удары. По имеющейся информации, он доказал свою высокую эффективность в мае 2023 года, подавив в украинской столице Киеве американские системы "Пэтриот". Улучшенный вариант МиГ-31К МиГ-31И был представлен в августе 2022 года. Его преимуществом является бортовая радиоэлектроника. МиГ-31 К/И стал основой для разработки самолета по ведению космических войн. Эта версия предназначена для вывода из строя спутников. Предположительно, она получила название МиГ-31Д.
Эта самая известная постсоветская модель российского истребителя составляет сегодня основу парка российской авиации завоевания превосходства в воздухе. Это самая амбициозная модернизированная модель Су-27, предназначенная для ведения воздушного боя. Непосредственной базой для разработки Су-35С стали самолеты Су-27М/35 и Су-37, сконструированные и подготовленные к запуску в серийное производство в 1990-х годах. Но из-за нехватки финансирования и упадка авиационной промышленности в постсоветскую эпоху Су-35С поступил на вооружение лишь в 2014 году. В основу этого самолета легли предыдущие советские программы, предназначенные для расширения возможностей ведения воздушного боя базового образца Су-27. Правда, на пользу ему пошли незначительные усовершенствования авионики и систем вооружений, созданных в 1990-е годы опытных образцов Су-37, поскольку эта техника совершенствуется. Су-35 стал первым в мире истребителем, на котором установлен двигатель с трехмерным вектором тяги, обеспечивающий ему исключительную маневренность. Кроме того, у него намного больше эксплуатационный ресурс и значительно меньше эффективная поверхность рассеяния по сравнению с Су-27. У РЛС "Ирбис-Э" очень широкий максимальный угол обзора в 120 градусов, а дальность обнаружения малозаметных целей 95 километров. В основании крыла размещается две РЛС с активной фазированной антенной решёткой Н036Б-1-01 L-диапазона. Таким образом, у самолета тройная РЛС и дополнительная инфракрасная система поиска и сопровождения ОЛС-35. В отличие от МиГ-31, у этого истребителя нет РЛС большого размера, он не поднимается на такую же высоту и не несет большую ракетную нагрузку. Кроме того, у него нет характеристик самолета пятого поколения и шестиэлементной РЛС, как у Су-57. Тем не менее многие эксперты считают, что Су-35С способен бросить вызов современным натовским истребителям, особенно при поддержке наземных систем ПВО. Этот самолет поразил множество воздушных целей в небе над Украиной. Возможно, число пораженных в воздушном бою целей у него выше, чем у любого другого истребителя, появившегося после холодной войны.
Су-34 поступил на вооружение в 2014 году, как и Су-35. Но российские вооруженные силы закупили таких машин больше, чем любых других боевых самолетов после окончания холодной войны. Цель закупок вполне конкретная: заменить советский парк фронтовых бомбардировщиков Су-24М. Су-34 также является модификацией Су-27. Он способен вести воздушный бой, но лучше всего зарекомендовал себя в качестве ударного самолета, имея дальность, сопоставимую с дальностью небольших стратегических бомбардировщиков. У самолета уменьшенная эффективная поверхность рассеяния, он оснащен целым комплексом средств огневого воздействия, запускаемых вне зоны поражения ПВО. Объемы российских инвестиций в эту машину показывают, что Москва намерена и дальше сохранить свои ударные авиационные формирования, не желая целиком полагаться на многоцелевые истребители при нанесении ударов по наземным целям. Су-34 — это эффективное средство авиационного поражения, подвергающее опасности цели, находящиеся далеко за границами страны. Усовершенствованный вариант Су-34М и специальная модель для подавления систем ПВО были созданы на основе опыта, полученного на Украине. Эти машины имеют существенные новые возможности.
Российские ВКС начали закупки Су-30СМ незадолго до Су-35. Основой для него стал Су-30МКИ, разработанный для индийских ВВС. Это была модификация Су-30, получившая усовершенствованные возможности от истребителя Су-37, проект которого отменили. Данный истребитель дешевле, чем Су-35, он в меньшей степени используется для завоевания превосходства в воздухе, имеет более слабые двигатели, двухмерный, а не трехмерный вектор тяги, одну РЛС вместо трех, и у него меньше дальность. Экипаж самолета два человека, один из них является оператором бортового вооружения. Поэтому он оптимально подходит для нанесения ударов. Но и в воздушном бою это тоже грозная машина, характеристики которой существенно улучшены по сравнению с базовой моделью. Су-30СМ очень популярен за рубежом, а его главными покупателями стали Казахстан и Белоруссия. Алжир также продолжает закупки очень похожего, но спроектированного по спецзаказу Су-30МКА. Модернизированный вариант Су-30СМ2 с двигателями Су-35 АЛ-41 был принят на вооружение в январе 2022 года. Ожидается, что в перспективе весь парк будет модернизирован и доведен до этого стандарта, когда закончится ресурс его двигателей АЛ-31. В новом двигателе применяется трехмерный вектор тяги, он обеспечивает большую дальность полета и более высокую маневренность.
Су-27СМ2/СМ3 — лучшая из разработанных версий Су-27. Это глубоко модернизированная модель, имеющая РЛС "Ирбис-Э" и более мощные двигатели АЛ-31Ф-М1. В 2010-2011 годах в войска поставили 12 Су-27СМ3. На то время это были самые современные истребители завоевания господства в воздухе в составе российских ВВС. Решение о их производстве было принято исходя из необходимости использовать несобранные лишние комплекты Су-27, которые первоначально планировалось продать в Китай. Су-27СМ2 — это более старый Су-27, модернизированный и доведенный до тех же стандартов уже после принятия на вооружение. Всего было модернизировано 12 таких машин. Самолет получил новые РЛС, а также совершенно новую авионику и возможность применения различных новых систем оружия. Благодаря этому его характеристики сегодня сопоставимы с Су-35, хотя ЭПР у него несколько больше, отсутствуют тройные РЛС и гораздо хуже летные характеристики.
Последние истребители Су-30 были построены на авиационном предприятии в Комсомольске-на-Амуре, после чего завод перешел к производству Су-35. Су-30М2 закупали в основном для того, чтобы не останавливать производственные линии. ВВС России приобрели 20 таких самолетов, и они стали в основном учебно-тренировочными. Завод строил экспортные модели Су-30 около 15 лет, начиная с Су-30МКК, заказанного китайцами в 1997 году. После него началось производство Су-30МК2. Это была более дешевая альтернатива Су-30МКИ, а строили самолет на заводе в Иркутске, поставляя в Китай, Венесуэлу, Вьетнам и Уганду. Российские ВВС смогли получить самолет с такими характеристиками лишь в начале 2010 года, введя в эксплуатацию Су-30М2. Причиной отставания стала нехватка средств на закупки. Это была первая закупка целой эскадрильи новых истребителей, появившихся после холодной войны. Первоначально Су-30 проектировался как перехватчик на замену советскому Су-25. Но со временем он стал многоцелевым истребителем благодаря требованиям таких заказчиков как Китай и Индия.
Будучи улучшенной версией среднего истребителя МиГ-29, МиГ-35 представляет собой единственный легкий истребитель, закупленный российскими ВВС в постсоветское время. Изначально неоднократно звучали заявления об изготовлении первой партии из 35 самолетов, однако построено было всего шесть. Сегодня мало кто рассчитывает на дальнейшие поставки. Это прямой результат того, что российское Министерство обороны проявляет больше интереса к закупкам тяжелых самолетов на базе Су-27. Они дороже в производстве и эксплуатации, но считаются более затратоэффективными. МиГ-29 проектировали в годы холодной войны, планируя развернуть их вблизи линии фронта с НАТО в Центральной и Восточной Европе. Но после распада Варшавского договора этот класс самолетов и его преемники стали играть намного более ограниченную роль в ВВС.
МиГ-35 очень сильно напоминает модернизированный МиГ-29М, который пользуется популярностью на экспортных рынках, имеет РЛС с фазированной антенной решеткой, новые двигатели, большую емкость топливных баков, а также авионику и оружие пятого поколения. МиГ-35 легко подогнать под требования заказчика, его характеристики можно усовершенствовать, включая увеличение ракетной нагрузки и установку РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Для самолета были спроектированы двигатели с трехмерным вектором тяги, но устанавливать на серийные машины их не стали в целях снижения затрат. Если будут дальнейшие сокращения расходов, принятый на вооружение МиГ-35 не получит новую технику типа РЛС с АФАР. Если не удастся повысить спрос на этот самолет за рубежом, срок его службы в качестве многоцелевого истребителя будет очень коротким. А если не получится расширить производство, не ограничиваясь первой шестеркой таких самолетов, скорее всего, его переведут в разряд учебно-тренировочных.
Это модифицированный вариант МиГ-29М, являющийся истребителем палубной авиации. Российский ВМФ закупил МиГ-29К для своего единственного авианосца "Адмирал Кузнецов", когда Индия заказала большое количество таких самолетов для своих ВМС. Поначалу командование российского флота отдавало предпочтение модернизированным версиям Су-33, который является модифицированным вариантом Су-27. Но из-за отсутствия китайских заказов такого самолета и решения Индии отдать предпочтение МиГ-25К, который меньшего размера, военные закупили МиГ-25К. Это позволило избежать затрат на запуск производства в рамках относительно небольшого заказа. У МиГ-25К лучшие характеристики по сравнению с МиГ-29 советской постройки. Там используются новые материалы для фюзеляжа, новое авиационное электронное оборудование, новые двигатели и оружие. Таким образом, этот истребитель вполне подходит для войны 21 века. Правда, у него меньше дальность полета и размер РЛС по сравнению с Су-27.
МиГ-29СМТ разрабатывался как модернизированный вариант советского МиГ-29. Многие самолеты этого типа находились на складах в разобранном виде, и поначалу планировалось провести модернизацию всего парка российских МиГ-29. Планы модернизации отменили для снижения затрат. Правда, самолеты со складов все равно модернизировали для поставок на экспорт. Последние поставки были осуществлены в 2020-х годах в Сирию и Индию. От проданных в 2000-х годах в Алжир МиГ-29СМТ военные этой страны отказались, объяснив это тем, что у них не новые планеры и низкое качество изготовления. На замену МиГ-29СМТ были заказаны Су-30МКА, а потом поступили заказы на новые МиГ-29М. Построенные для Алжира МиГ-29СМТ поступили на вооружение в российские ВВС, правда в основном они используются в качестве учебно-тренировочных. У этого самолета больше емкость топливных баков и новые двигатели, которые мощнее и экономичнее в плане потребления топлива. Кроме того, там используется усовершенствованная авионика и приборы обнаружения.
Раньше это был самый многочисленным тип истребителей в российских вооруженных силах. Но в 2010-х годах Су-25М быстро сняли с вооружения, заменив самолетами Су-30СМ и Су-34. Оставшиеся самолеты большей частью модернизировали, поставив на них бортовое радиоэлектронное оборудование 21 века, современное оружие, применяемое вне зоны поражения ПВО, и системы радиоэлектронной борьбы. Эти фронтовые бомбардировщики широко применялись в ходе боевых действий в Сирии с 2015 года. Правда, сейчас они стараются держаться подальше от более современной системы ПВО вооруженных сил Украины. Ожидается, что все оставшиеся самолеты будут списаны задолго до конца текущего десятилетия, поскольку производство Су-34 продолжается. Су-24М – последний самолет с крылом изменяемой стреловидности в составе самых крупных ВВС мира. Небоевые Су-24 продолжают нести службу в российской авиации в качестве самолетов-разведчиков.
Су-27СМ — это результат скромной модернизации части авиапарка Су-27, которая проводилась в 2000-х годах, когда российская экономика и оборонная промышленность начали постепенно восстанавливаться после кризисов 1990-х годов. На самолет поставили системы спутниковой навигации, ЖК-дисплеи, новую РЛС и бортовой компьютер. Появилась возможность для крепления корректируемых авиабомб и крылатых ракет Х-31, благодаря чему машина стала более многофункциональной. Были усилены фюзеляжи, крыло и шасси, благодаря чему самолет стал брать на борт больше оружия. Первый полк Су-27СМ появился в 2004 году. В то время модернизационный пакет имел целью продлить ресурс Су-27 до 2015, когда его планировали заменить самолетами пятого поколения. Но парк пятого поколения к этому времени у России не появился, и теперь Су-27 планируют списать до 2030 года. Су-33, поступивший на вооружение в 1990-е годы, является палубным вариантом, разработанным для авианосцев. У него такие же изменения в авионике, как у Су-27СМ. В то время он считался самым лучшим истребителем в составе российских ВВС, поскольку более продвинутые версии типа Су-30МКК и Су-37 разрабатывались исключительно на экспорт.
Этот самолет создавался для противоборства с американским F-15C/D Eagle и должен был превзойти его по своим характеристикам. Су-27 остается одним из самых авторитетных боевых самолетов своего поколения. Почти все российские истребители, построенные за последние 30 лет, созданы на его основе. Когда распался СССР, американские военные смогли приобрести Су-27 через Белоруссию. F-15 из состава ВВС США действовали против этих самолетов во время учений. Американские эксперты убедились, что в воздушном бою Су-27 превосходит F-15, а, следовательно, он лучше любого истребителя из состава западных ВВС. Это был революционный самолет для своего времени. Но сегодня его считают почти устаревшим, и он будет выведен из состава российских ВВС до 2025 года. Украинские ВВС пытались применять свои Су-27 советской постройки против российских истребителей, но они показали очень слабые результаты, и это обернулось огромными потерями. Су-27 до сих пор производит большое впечатление своей дальностью и маневренностью, но по меркам 2020-х годов, его бортовая радиоэлектроника из 1980-х годов оставляет желать лучшего.
После распада Советского Союза парк МиГ-29 претерпел самые глубокие сокращения. Если в 1991 году в стране было примерно 800 таких самолетов, и ежегодно планировалось вводить в боевой состав десятки машин, то сегодня у России всего около 110 МиГ-29, причем 64 процента не модернизированы. Эти самолеты будут и дальше снимать с вооружения, заменяя более тяжелыми истребителями. Частично им на смену придет Су-57, закупки которого расширяются. Изначальная модель Су-29 была в свое время мировым лидером по маневренности, но ее авионика слабо подходит для сетецентрических сражений 21 века, а дальность у самолета слишком ограничена, и он не может выполнять задачи противовоздушной обороны в России. Ожидалось, что эти недостатки будут ликвидированы к середине 2010-х годов за счет инвестиций в МиГ-29СМТ, но потом все отменили. Тем не менее это опасные истребители, способные взлетать с грунтовых полос, превзойти по высоте полета почти любого противника, и имеющие высочайшую степень маневренности, причем без вектора тяги. Это были первые в мире истребители, получившие прицельные системы с большим смещением линии визирования, что позволяло им действовать на экстремальных углах в пределах видимости. Это по-прежнему очень важная характеристика, какой нет даже у некоторых зарубежных истребителей пятого поколения. По прогнозам, МиГ-29 будут составлять основу резервных частей российских ВВС и в 2030-х годах, а может быть, и дольше, хотя из состава боевых частей их постепенно выводят.
Редакционная статья
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: