29 июля американское издание Financial Times разродилось маленькой сенсацией: оказывается, ВСУ используют артиллерийские снаряды производства.... Северной Кореи. Впрочем, по версии газетчиков северокорейские боеприпасы ржавые, кривые, ломают орудия, угрожают взрывом в стволе и гибелью расчёта – словом, такие, что лучше бы их не было вообще, но раз уж есть, приходится использовать.
Конечно, гипотетически некоторое количество продукции северокорейского ВПК могло оказаться в руках украинских фашистов. Если инфоповод не высосан из пальца, чем западная пресса грешит постоянно, то речь почти наверняка о трофеях иракской кампании 2003 г., пролежавших на заштатных складах не меньше трёх десятилетий – было бы странно, если бы снаряды после этого выглядели как новенькие.
Но важно не это – важен момент, когда статья FT появилась. Совершенно не случайно текст с ключевым тезисом «северокорейские снаряды барахло» выбросили в инфополе аккурат после исторического и широко освещавшегося визита российского министра обороны в КНДР, прошедшего 25-27 июля. Западная пропаганда ещё с прошлого года муссирует тему якобы то ли проходящих последние согласования, то ли уже идущих поставок северокорейского оружия и военной
Недаром поводом для визита стало пышного празднование семидесятилетнего юбилея окончания Корейской войны – на Западе этот символизм тоже заметили, да и не только его. Хотя в СМИ намечающееся расширение российско-корейского сотрудничества оценивают в контексте украинского конфликта и в разрезе «что Москва получит от Пхеньяна», на самом деле Вашингтон куда больше волнует обратная сторона дела: как Россия поспособствует усилению КНДР.
Внеплановый проход в ферзи
Всё-таки Северная Корея – это единственное государство на планете, которое не только имеет наглость открыто грозить США, но ещё и может свои угрозы реализовать путём ракетно-ядерного удара по территории Штатов. Иран, руководство которого тоже любит потрясти кулаком в адрес дяди Сэма, подобными возможностями (пока) не располагает, а Россия и Китай, которым по силам выжечь весь Североамериканский континент дотла, вовсе ведут себя по-джентльменски.
Огромен и неядерный военный потенциал КНДР, который делает де-факто неосуществимыми любые надежды уничтожить её ядерные силы воздушной или наземной атакой. Долгие десятилетия позиция Штатов по этому поводу была проста: дескать, «да если бы захотели, да мы бы этих коммуняк одной левой, всё равно они голодные, а оружие у них всё устаревшее и ржавое». Как оно обычно бывает, тезисы эти были верны лишь отчасти, а в последнее время северокорейский ВПК демонстрирует заметный технологический рывок, перечёркивая утверждения злопыхателей о «моральной устарелости».
В частности, немало интересного, включая северокорейскую версию стратегического БПЛА-разведчика RQ-4 Global Hawk, Ким Чен Ын лично презентовал Шойгу и во время экскурсии по музею Корейской народной армии 26 июля. А 27 июля на параде в честь семидесятилетия победы в Отечественной Освободительной войне были продемонстрированы такие новинки, как БПЛА-аналог американского MQ-9 Reaper и безэкипажный подводный носитель ядерного оружия «Хиэль-1», который называют «северокорейским «Посейдоном». Конечно, на Западе всё это по традиции клеймят «бутафорией», но на фоне декабрьского инцидента с полётами над Сеулом северокорейских дронов, которые южане так и не смогли сбить, насмешки выглядят жалко.
Самое главное, что наука и промышленность КНДР добилась этих успехов несмотря на весьма жёсткие международные санкции, часть которых поддерживали также Россия и Китай. Ныне глобальная обстановка изменилась, так что Пхеньян может рассчитывать не просто на отказ от прессинга, но даже на инвестиции со стороны больших соседей. Гипотетически это может привести к скачкообразному росту потенциала КНДР.
Дело не только в «банальных» продовольствии, сырье различного рода и энергоресурсах из России, приток которых, безусловно, подстегнёт развитие северокорейской промышленности. Гипотетически КНДР может получить доступ к достижениям российской фундаментальной науки, технологиям (особенно информационным и аэрокосмическим), новейшим образцам военной и гражданской техники.
По понятным причинам, больше всего Пентагон беспокоит открывающаяся перспектива качественного и количественного роста северокорейских ВВС и флота. На данный момент эти виды вооружённых сил КНДР, действительно, капитально устарели, и способны лишь худо-бедно прикрывать свою территорию, для наступательных действий они не годятся.
Вовсе не факт, что руководство КНДР считает важным наращивать ударные возможности конвенциональных воздушных и морских сил: это весьма затратно, при далеко не очевидных в рамках северокорейской оборонительной доктрины дивидендах. Но если Пхеньян всё-таки возьмётся за расширение ВМС и ВМФ, то перед американскими стратегами встанет новая серьёзная проблема.
Нюансы одновременной игры
Как мы помним, в последние месяцы Вашингтон достаточно активно работает над созданием в АТР антикитайской военной коалиции, к участию в которой подтягивают даже европейских членов НАТО. Как нетрудно догадаться, ключевыми «союзниками» Штатов в регионе являются Япония и Южная Корея, особенно последняя, обладающая солидным военно-промышленным потенциалом.
Принципиальная проблема этой коалиции в том, что практически все её члены в действительности не заинтересованы в конфронтации с КНР. В конце концов, Пекин никому из соседей не угрожает, а они все де-факто признают фиктивный характер тайваньской «незалежности». Никаких сомнений насчёт хода гипотетической высадки НОАК на Тайвань тоже, в общем-то, нет: любой человек в здравом уме понимает, что оборона острова продержится максимум несколько недель, а скорее несколько часов, до первых серьёзных потерь.
А вот с КНДР ситуация принципиально иная: Пхеньян азиатским «союзникам» Вашингтона кажется куда более вероятным противником, чем Пекин, даром что они сами провоцируют Северную Корею на «агрессию». Воздушные учения Южной Кореи, в том числе совместные с американцами, как правило, проходят у границ Кореи Северной – но и во время ракетных испытаний КНДР целевые районы зачастую назначаются в довольно неприятной близости к Японским островам. В море регулярно происходят стычки патрульных флотилий северян и южан, иногда заканчивающиеся людскими потерями и даже потоплением кораблей.
Всё это определяет довольно специфическое отношение американских «союзников» на Тихом океане к своим вассальным обязанностям. Понятное дело, что в мирное время марионеточные «лидеры» будут чирикать то, что им велят из Белого дома, и шатко-валко готовить свои вооружённые силы. Но если дойдёт до реальной стрельбы, то есть мнение, что Сеул и Токио саботируют «гарантии безопасности» Тайваню без зазрений совести – а вот на войну с КНДР явятся гораздо охотнее.
Собственно, чуть ли не единственная причина, по которой Северная и Южная Корея до сих пор кое-как мирно сосуществуют – это установившийся между ними шаткий военный паритет. Разделяющая страны граница с обеих сторон укреплена настолько, что прорыв через неё посуху без больших потерь попросту невозможен. Большие же, чем у соседа, ударные возможности южнокорейских ВВС компенсируются мощной ПВО северян и уязвимостью приграничного Сеула, целиком находящегося в зоне поражения дальнобойной артиллерии КНДР.
Проблема в том, что южане всё настойчивее стремятся нарушить это равновесие в свою пользу: в частности, нынешний президент Юн Сок Ёль достаточно активно продвигает идею создания собственного ядерного оружия. Перспективы модернизации вооружённых сил, которые перед КНДР открывает сотрудничество с Россией, могут подстегнуть сеульских «ястребов», а наличие такого союзника, как США – создать иллюзию безнаказанности.
При этом самим США гипотетический конфликт с Северной Кореей, мягко говоря, не очень-то нужен. Позиции главного конкурента, КНР, даже в случае тотального разгрома северокорейцев пошатнутся не критически – а ты ещё поди добейся его, этого разгрома. При не только сомнительных, но ещё и негарантированных выгодах от такой войны, затраты на неё обещают быть громадными, а ещё есть достаточно существенный риск получить удар по своей территории, возможно даже прямо по Вашингтону.
Словом, втягиваться в разборки двух Корей американцам не с руки, но и прямо осадить Сеул они тоже не могут, ведь этим они фактически дезавуируют ту самую тихоокеанскую коалицию, которую с таким трудом собирают. В общем-то, тут Штаты загнали себя в ту же ловушку, что и с Украиной, и с Израилем: откормили себе ещё одного «союзничка», который теперь пытается ими манипулировать. Ну а поскольку прямо пресечь сотрудничество Москвы и Пхеньяна Вашингтону тем более не под силу, только и остаётся, что делать пропагандистские вбросы типа «КНДР поставляет боеприпасы на Украину», в надежде, что удастся посеять раздор между нашими странами или хотя бы успокоить собственных вассалов.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: