Ударив по Крымскому мосту, Киев гарантировал прекращение зерновой сделки, пишет Advance. Эскалация неизбежна, и Украина хочет воспользоваться этим, чтобы убедить союзников в необходимости более активной поддержки. Ее требования становятся все радикальнее, но возможности Запада уже не те, считает автор статьи.
Российская Федерация вышла из зерновой сделки в Черном море. Это ожидаемый шаг, последствия которого, однако, могут быть самыми неожиданными. Президент Украины Владимир Зеленский уже заявил, что необходимо сделать "все", чтобы обеспечить Украине экспорт зерна через Черное море. "Даже и без России мы должны сделать все возможное, чтобы продолжить пользоваться этим черноморским коридором", — заявил Владимир Зеленский.
Не совсем понятно, что он под этим подразумевал. Что значит сделать все необходимое для сохранения коридора? Его слова звучат, как призыв к украинским союзникам что-нибудь предпринять в данном вопросе, но понятно, что их возможности ограничены.
Я напомню, что зерновую сделку заключили на начальном этапе вооруженного конфликта Россия и Украина при посредничестве Турции и ООН. Вкратце: стороны договорились, что Россия позволит Украине создать особый морской коридор, от Одессы до Стамбула, по которому Украина сможет экспортировать свое зерно. Напомню, что она один из крупнейших экспортеров зерна в мире (наряду с Россией).
Свободный экспорт из Украины, то есть устранение угрозы для него со стороны российского флота, крайне важен для мирового продовольственного рынка. Однако вот уже несколько месяцев Россия утверждает, что на практике условия этого договора не выполняются. Собственно говоря, поэтому она и вышла из него сейчас. О чем речь? Во-первых, по словам россиян, значительная часть зерна с Украины не достигает тех рынков, которые в нем остро нуждаются. В частности, это Африка и Ближний Восток. Напротив, украинское зерно оседает на европейских складах. Так Европа якобы создает себе запасы.
Во-вторых, россияне утверждают, что совершенно не соблюдается часть договора, касающаяся их самих. России обещали упростить экспорт ее собственного зерна (и удобрений). Конечно, с самого начала можно было предположить, что западные партнеры Украины будут препятствовать выходу российских продуктов на их рынки, а также на рынки, которые они напрямую контролируют, поскольку они по-прежнему заинтересованы в том, чтобы оказывать на российскую экономику максимальное давление.
Даже если опустить первый пункт, все равно выходит, что Россия ничего особо не получает от этого договора. А на фоне идущих боевых действий вполне понятно, что для России все же мало морального удовлетворения от того, что эта сделка улучшает ситуацию с доступностью продовольствия в мире (при условии, что это вообще так).
В последнюю неделю Российская Федерация все громче заявляла о том, что может отказаться от продления зерновой сделки, хотя и казалось, что она пытается воспользоваться сложившимся положением как рычагом для получения некоторых уступок. Но по мере приближения срока продления сделки становилось понятно, что уступок ей не видать (в виде упрощенного экспорта ее продукции). Более того, после удара по Крымскому мосту судьба черноморского договора была окончательно решена.
Минимум два человека погибли во время удара по Крымскому мосту, а размеры ущерба еще уточняются. Движение остановлено, и это уже не первый прямой удар по крайне важному для Российской Федерации логистическому объекту, который, как выясняется, чрезвычайно уязвим. Через несколько часов после удара Москва заявила о выходе из зерновой сделки, предполагающей свободный экспорт украинского зерна по Черному морю. При этом россияне отметили, что этот шаг не связан с ударом по Крымскому мосту, хотя поверить в это трудно.
Удар по Крымскому мосту практически гарантировал, что Россия выйдет из договора. Это было просто неизбежно. Почему? Потому что Москва уже не раз говорила, что зерновая сделка выгодна только Украине, а также, по-видимому, ее европейским союзникам. Так что просто невозможно было ожидать, что после удара по Крымскому мосту Москва пойдет на шаг, который кто-то мог бы интерпретировать как уступка Украине.
Учитывая два решения, принятых одно Украиной, а второе Россией, встает вопрос: неужели Киев заинтересован в отказе от зерновой сделки? С общей точки зрения, ему нужно обратное. Свободный экспорт по Черному морю играл для Украины очень большую роль, так как ее экономика крайне зависима от вывоза зерна. А альтернативные пути, скажем, по железной дороге не способны обслужить такие большие объемы.
С рациональной точки зрения, Киев должен добиваться продления зерновой сделки, только если в игру не вступили какие-то другие интересы, потенциально очень опасные.
Если, ударив по Крымскому мосту, Киев "гарантировал" отказ от зерновой сделки (возможно, при других обстоятельствах ее все-таки продлили бы, хотя мы не можем ничего утверждать), то, по-видимому, Украина хочет воспользоваться неизбежной эскалацией как дополнительным аргументом, чтобы убедить Запад в необходимости активнее оказывать ей всеобъемлющую поддержку.
В последнее время тактика Киева направлена на то, чтобы убедить Запад расширить помощь (многих уговаривать не нужно). При этом нередко звучат весьма радикальные требования. Например, Киев потребовал немедленного приглашения в Североатлантический альянс, хотя ему, как и всем, ясно, что это немедленно привело бы к прямому ядерному конфликту между НАТО и Российской Федерацией. (Киев даже прямо сказал об этом!)
Давайте снова обратимся к словам Владимира Зеленского по поводу расторгнутой зерновой сделки. "Мы не боимся. К нам обратились компании, которые владеют судами. Они заявили, что готовы продолжить экспорт зерна, если Украина продолжит вывозить его, и если Турция будет их пропускать", — сказал Владимир Зеленский.
"Я поручил нашему Министерству иностранных дел подготовить наши официальные обращения к Организации Объединенных Наций и Турции, чтобы они ответили мне, как президенту Украины, на вопрос, готовы ли они продолжить нашу инициативу", — добавил Владимир Зеленский.
Это звучит опять-таки абсурдно. Как Украина может "продолжить инициативу", если в ней не участвует Российская Федерация? Суть черноморского договора в том, что Россия позволяет экспорт из Украины. Если отныне Российская Федерация формально больше не дает своего согласия на это, то кто будет защищать коммерческие грузовые суда на трассе между Одессой и Стамбулом? Не думает ли Зеленский, что раз речь идет об иностранных компаниях, Россия будет бездействовать? Или, быть может, именно это в Киеве считают той почвой, на которой будет в дальнейшем выстраиваться поддержка Запада? Понятно, что, если на воздух взлетит какое-нибудь иностранное судно, да еще и перевозящее зерно "в страны, где царит голод", репутация Российской Федерации пострадает еще больше.
Но зачем это Украине? Нет необходимости выставлять Россию еще большим злодеем в глазах Запада. Ее там и без того считают воплощением зла и агрессии. Может, Владимир Зеленский думает, что Турция, член Североатлантического альянса, останется участником зерновой сделки, и турецкий флот будет охранять сухогрузы? Он, конечно, может надеяться, но в таком случае (а шансов на согласие Турции крайне мало) снова возникнет угроза конфронтации между Российской Федерации и Североатлантическим альянсом.
План балансировать на грани "взаимного гарантированного уничтожения" выглядит безумием. Но, с другой стороны, у Киева серьезные проблемы с контрнаступлением, которое никак не может пробить российские оборонительные линии. В последние дни украинцы, вероятно, осознали, что из-за этого им не озвучили сроков вступления в Североатлантический альянс. Кроме того, велика вероятность, что они не получат и F-16, так как, помимо прочего, по словам россиян, появление F-16 они расценят как расширение участия Запада в этом вооруженном конфликте.
Трагедией будет, если сухогрузы в Черном море станут жертвой этого вооруженного конфликта. Если это произойдет, то, несомненно, вызовет возмущение. Но тогда придется напомнить, кто и каким образом способствовал отказу России от зерновой сделки. И это будет не перекладывание вины, а лишь перечисление фактов в хронологическом порядке.
Комментарии читателей
Sambi Yeo
Значит, взят курс на дальнейшую эскалацию. Дорогие мои, я с самого начала вижу, что дело нечисто. Ах, эти агрессивные русские. Они подстрекают восстания на востоке Украины, угрожают, ноют, мы вам — вы нам... Ладно. Но я не понимаю одного. Вот перед тобой ядерная держава, которая в несколько раз сильнее тебя и обладает несопоставимо большим людским и природным потенциалом. А ты продолжаешь идти на нее с фигой в кармане. Русские такие, какие есть, но у них есть ядерное оружие, и с ними можно договориться. Однако, судя по всему, украинцы продолжают мешать любому договору, а если и были достигнуты какие-то договоренности, они их не соблюдают. Тетя Меркель это открыто признала, а последствий никаких. Путин и русские, конечно, давно говорили об этом. Владимир Путин не вчера пришел в политику. Мне кажется, что ситуацию намеренно ведут к еще большей эскалации со страшными последствиями. Зеленскому мир не нужен. По крайней мере, мне так кажется.
Macaktomo
Россияне могут обстрелять портовые объекты... Если невозможно погрузить зерно на суда, то нечего и перевозить... Тогда не нужно и обстреливать сухогрузы в море...
hrast
Я вспоминаю десятки украинских фермеров в касках и бронежилетах, стоящих рядом со своими тракторами, и все они хором утверждали, что не могут ни пахать, ни тем более сеять зерно из-за русских... Все немецкие телеканалы показывали их десятки, если не сотни раз.
А теперь вернусь к статье и одному из его пассажей: "Свободный экспорт по Черному морю играл для Украины очень большую роль, так как ее экономика крайне зависима от вывоза зерна". Тогда у меня логичный вопрос: откуда там зерно, если нам откровенно столько раз сказано, что украинцы из-за русских не могут пахать и сеять (эти новости показывали по всему ЕС/Западу).
Старая словенская пословица гласит: "У лжи короткие ноги".
Что касается всего остального, то цель Украины — привлечь внимание к пресловутому контрнаступлению, которое, как мы видим, продвигается не так, как хотелось бы США, ЕС, Киеву. А украинцы хотят, чтобы о нем еще хоть пару дней писали на первых полосах западных СМИ, ведь иначе эту тему задвинут подальше. Если же об этом больше не будут писать на первых полосах, значит, интерес Запада ослабнет, а с ним и поддержка Украине. И тогда кто-нибудь вскоре сольет воду в сортире, где сидит Зеленский с сотоварищи, и смоет их...
Korisnik19546
Всего этого можно избежать, уничтожив порты и портовую инфраструктуру, а потом продолжая обстрелы. Конечно, страховщики — очень пугливый народ, и вряд ли судовые компании рискнут своими судами и головами. Вероятно, укры все еще не истощены настолько, чтобы Россия двинулась в наступление на Одессу с новой армией из 120 тысяч человек, но это будет. Одесса — главная стратегическая цель. Укры могут возить зерно по Дунаю и через румынские порты. Но есть проблема с шириной колеи, а автодорожная инфраструктура не справится. Грузовиками можно вывезти намного меньше, да и фермеры и некоторые правительства Европейского Союза крайне негативно относятся к экспорту украинского зерна. Эрдоган отреагировал весьма спокойно, и ему в голову явно не приходит подставлять под удар турецкий флот.
Oskar
Никто не вспомнит, почему сделку не продлили. Зато всем хорошо запомнится, если один из сухогрузов с зерном пойдет ко дну. Этим воспользуются как аргументом против России. Меня даже не удивит, если украинцы сами и потопят один из этих сухогрузов.
Miletic
Западные элиты надумали спровоцировать Третью мировую войну и будут дразнить медведя, пока не добьются своего.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: