Президент Украины Зеленский, должно быть, очень зол после вчерашнего решения НАТО. Украина не получила никаких гарантий вступления в альянс и, соответственно, защиты в соответствии со статьей 5 Устава НАТО.
Украина сейчас находится в очень сложном положении: она отрезана от российских рынков и инвестиционных потоков, которые ранее были решающими факторами, но не интегрировалась в европейские рынки и практически не имеет шансов на вступление в ЕС в течение ближайших лет, если не десятилетий.
То же касается и вопросов безопасности. Украина находится в состоянии войны с Россией, но в то же время она не интегрирована в европейские структуры безопасности и не имеет перспектив вступить в НАТО в обозримом будущем. Вчерашняя декларация НАТО ничего не добавила к расплывчатому определению «в конечном итоге», которое содержалось еще в Бухарестском меморандуме 2008 года.
Это стало поражением Зеленского и победой Путина. Больше всего Киев боится потерять поддержку Запада, на которую он полностью полагается. Если станет окончательно ясно, что эту войну невозможно выиграть, давление за ее прекращение будет стремительно расти. Поскольку хваленое контрнаступление не привело к успеху, ситуация уже начинает выглядеть именно так. Впрочем, Украина еще не ввела в бой свои основные силы, так что все может измениться.
Как же Украина оказалась между молотом и наковальней? Вступление в НАТО никогда не стояло на повестке дня. Предложение относительно Украины и Грузии было включено в Бухарестский меморандум по настоянию США, несмотря на возражения Германии и Франции, которые понимали, что это неприемлемо для Кремля. Компромисс с Белым домом состоял в том, чтобы сделать предложение как можно более расплывчатым. Вероятно, бывший канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд сожалеют о том, что уступили тогда Вашингтону, поскольку существуют веские аргументы в пользу того, что именно это привело к нынешней конфронтации.
В конце девяностых и начале нулевых годов была возможность вступить в НАТО, но тогда Украина никого не интересовала. Кроме того, население относилось к НАТО с большим подозрением. Даже при «оранжевом» правительстве тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко старательно избегала разговоров о НАТО, поскольку это была взрывоопасная тема.
Подвешенное состояние Украины в области торговли является результатом перетягивания каната между ЕС и Россией. Когда Россия начала агрессивно настаивать на вступлении Украины в Таможенный союз (который в конечном итоге стал ЕАЭС), Киев снял с полки давно разработанное соглашение об ассоциации с ЕС и быстро реализовал сделку. Проблема заключалась в том, что Кремль хотел, чтобы переговоры были трехсторонними, поскольку у России большая открытая граница с Украиной. Брюссель отказался, и тогда Россия закрыла границу. Соглашение об ассоциации вступило в силу, но беспошлинные квоты свободной торговли настолько малы, что западная граница также фактически закрыта для Украины.
Сейчас Украина застряла между двумя мирами, и напряженность настолько велика, что очевидного выхода из кризиса не существует.
Само по себе подвешенное состояние не является большой проблемой. Если правильно разыграть свои карты, можно вообще не выбирать тот или иной лагерь. Например, Турция ожидает вступления в ЕС с 1987 года и едва ли добьется этого, но имеет отличные торговые связи с ЕС, которые выстраивались на двусторонней основе на протяжении десятилетий.
Центральная Азия и Кавказ находятся в аналогичном положении. Членство в НАТО не обсуждается сегодня ни в одной из этих стран. А что касается торговли, некоторые из них являются членами ЕАЭС, и торговля с Россией процветает. При этом, благодаря возможностям сотрудничества с Китаем все эти страны придерживаются нейтральной позиции и проводят «многовекторную» внешнюю политику.
Это именно то, к чему Украина готовилась задолго до Майдана. Конституция страны гласила, что страна является нейтральной и стремится торговать со всеми. После Майдана в 2014 году бывший президент Порошенко изменил основной закон, чтобы сделать членство в НАТО национальной целью, и испортил отношения с Россией.
Конечно, Москва далеко не невинна в этом процессе. Она активно пыталась подкупить президента Виктора Януковича, предлагая кредит в размере 15 миллиардов долларов, а затем оказывая давление на Киев во время его переговоров с ЕС. Таким образом, череда ошибок и неправомерных действий России также сыграла немалую роль в том, что сегодня происходит.
Можно только пожалеть Зеленского, который пытается найти выход из тупика. Нет ни одного варианта, который не включал бы перемирия с Россией, территориальных уступок или не вел бы к бесконечному замороженному конфликту на значительной части опустошенной Украины. Эти сценарии он, вероятно, рассматривает сейчас, когда друзья Украины на Западе дали понять, что не придут к нему на помощь.
Читайте нас: