Глава "Справедливой России – За правду" Сергей Миронов заявил о намерении внести в парламент законопроект "О частной военной и военно-охранной деятельности". Этот документ призван урегулировать деятельность частных военных компаний.
Он был разработан ещё в 2022 году и тогда же опубликован. Он предусматривает, что ЧВК должны создаваться только в форме ООО. Их состав может формироваться исключительно за счёт граждан, в отношении которых не осуществляется уголовное преследование. Компании не вправе вести никакой иной деятельности, кроме "военных и военно-охранных работ и услуг". К этой деятельности, в частности, отнесены участие в миротворческих операциях, обучение зарубежных военных и полицейских, "пресечение международной террористической деятельности», защита иностранных физических лиц. Все эти полномочия могут реализовывать исключительно за пределами России. Лицензию на подобную деятельность ЧВК должны получать в Минобороны РФ. Оно же уполномочивается определять места постоянной дислокации компаний, выдавать им разрешение на проведение операций, перемещение сотрудников и техники.
Чтобы оценить этот документ, необходимо вспомнить историю вопроса.
В 1992 году Борис Ельцин выступил с инициативой о реорганизации вооружённых сил Российской Федерации по американскому образцу.
В США вся армия комплектуется только контрактниками. При этом часть функций передана на так называемый "аутсорсинг". Военные операции за рубежом, как правило, осуществляют военные компании, принадлежащие крупным корпорациям. Эти корпорации закупают оружие на льготных условиях у Пентагона и передают его ЧВК, которые финансируют. В свою очередь извлекают прибыль за счёт разграбления тех стран, в которых действуют военные компании.
В 1996 году Ельцин издал указ "О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе". Этот документу предусматривал отмену всеобщей воинской повинности и перевод всей армии на контрактную основу. Также предполагалось сократить все вооружённые силы до 500 тысяч, в функции которых входили бы охрана военных объектов, обеспечение ядерных сил.
Все военные операции, как внутри страны, так и за рубежом, планировалось перевести на аутсорсинг. Предполагалось разрешить частным корпорациям создавать ЧВК. Им следовало передать "излишки" боеприпасов и вооружения, оставшиеся в наследство от СССР. В дальнейшем - предоставить право ЧВК закупать новейшие образцы оружия у государства. За счёт вырученных средств планировалось содержать контрактников Минобороны. Тем самым предполагалось сделать вооружённые силы "самоокупаемыми".
В дальнейшем базовые положения президентского указа были закреплены в федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе", принятом в 1998 году. Этот закон, как и указ действуют до сих пор.
Подчеркнём: главная идея, которая закладывалась в эти документы, заключалась в том, чтобы максимально сократить расходную часть бюджета на армию. Вопрос только в том, что такой подход не соответствовал правовой системе российского государства.
В США действует англосаксонское право. Оно предусматривает, что ключевым элементом западной политической системы является не правительство, а корпорации. Поэтому корпорациям, наряду с правительством, делегируется право на применение насилия. Они вправе иметь собственные охранные агентства, военные компании, фактически подменяющие функции полиции и армии.
Напротив, в России действует так называемое континентальное право. Оно предусматривает, что никакие частные компании не могут подменять функции государства. Государство сохраняет исключительную монополию на насилие. Ни одно частное лицо не вправе иметь собственную армию, полицию, другие военизированные формирования.
Поэтому попытка внедрить чуждую России систему привела к абсурдной ситуации – к противоречию в праве. Часть 5 статьи 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность любых частных военных компаний. Статья 359 УК РФ "Наёмничество" предусматривает наказание за организацию или финансирование ЧВК сроком до 8 лет тюрьмы.
Кроме того, создание частных военных компаний не решает тех задач, которые возлагались на них. Вместо минимизации расходов бюджета они увеличивают затраты. В российских реалиях ЧВК фактически превращаются в коррупционные схемы, становятся своеобразными "кооперативами" при армии. На армию вешаются все "убытки", как материальные, так и репутационные, а на ЧВК - деньги и слава.
Наконец, самое негативное – схема, некогда предложенная
В этом отношении любая попытка законодательной легализации деятельности ЧВК будет юридически противозаконна, финансово убыточна, политически опасна. Более логично привести наше законодательство в соответствии с Конституцией и Уголовным кодексом. Необходим не закон о ЧВК, а новый закон "О воинской обязанности и военной службе".
И последнее. В истории России уже был прецедент легализации частных военных компаний. В середине XVII века Малороссия вошла в состав Русского царства. Её территория была выкуплена у
Юрий Городненко
Читайте нас: