Автор Telegram-канала «Немецкий орел» рассказывает о базовой «методичке» по военной политике ФРГ.
Федеральное правительство Германии впервые в своей истории опубликовало национальную стратегию безопасности. После долгих споров и внутриполитических баталий 14 июня Берлин опубликовал документ, который отражает основные взгляды Берлина на текущие события в мире; также намечены векторы развития по основным направлениям немецкой политики.
Редакция Telegram-канала «Немецкий орел» рассказывает об основных пунктах первой Национальной стратегии безопасности Германии.
Основные положения
Документ перечисляет главные вызовы для безопасности Германии, в том числе: национальная оборона и защита в рамках ЕС и НАТО; гражданская оборона и защита населения; международная антикризисная политика и политика в сфере содействия развитию; защита от иностранного влияния и шпионажа; противодействие промышленному шпионажу и защита критической инфраструктуры; кибербезопасность и обеспечение мирного космоса; сырьевая и энергетическая безопасность; противодействие климатическому кризису и пандемиями; продовольственная безопасность.
Следует отметить, что стратегия не содержит конкретные шаги по данным направлениям, а демонстрирует, в частности, внешнеполитические убеждения немецких властей, которые изменились под влиянием конфликта на Украине.
«Россия — главная угроза»
Действующее немецкое правительство уже не скрывает своих истинных намерений, указывая прямым текстом, что «сегодняшняя Россия в обозримом времени является наибольшей угрозой миру и безопасности в евроатлантическом пространстве».
В предисловии к документу министр иностранных дел Анналена Бербок указывает, что немецкие власти «покончили с зависимостью от российских энергоресурсов», не озвучивая цену, заплаченную потребителями.
«Мы двойне и втройне заплатили за российский газ нашей национальной безопасностью», — пишет Бербок.
Теперь рядовые немцы платят за отопление и другие коммунальные услуги вдвойне и даже втройне, зато им не угрожают «зависимостью от России».
Далее по тексту подчеркивается, что с началом СВО «Россия напрямую угрожает безопасности Германии и безопасности наших союзников по ЕС и НАТО». Однако ни Берлин, ни НАТО не стремятся к вражде или конфронтации с Москвой. Особое внимание также уделяется модернизации российских ядерных сил, которая «ставит под угрозу стратегическую стабильность».
Вместе с тем федеральное правительство сообщает, что привержено снижению стратегических рисков, в том числе сохранению более устойчивых политических и военных каналов связи между Россией и НАТО.
«Партнер, конкурент и системный соперник»
Политика Китая также вызывает опасения у немецкого правительства. Однако в тексте стратегии риторика в отношении Поднебесной заметно мягче, чем в отношении России. В частности, Пекин назван «партнером, конкурентом и системным соперником», однако в Берлине считают, что без китайского участия невозможно решить актуальные глобальные проблемы.
По мнению немецких властей, Китай пытается различными способами изменить существующий международный «порядок, основанный на правилах», и становится все более агрессивным. Кроме того, Пекин «постоянно действует вразрез с нашими интересами и ценностями», а также целенаправленно использует свою экономическую мощь для достижения политических целей.
Больше по Китаю в тексте стратегии национальной безопасности ФРГ ничего нет. Причина заключается в разработке отдельной стратегии деятельности в отношении Поднебесной, которую планируют опубликовать после первого документа. Вероятно, ознакомится с ней можно будет осенью, так как внутри правящей «светофорной» коалиции нет единой позиции по ряду важнейших вопросов: Тайваньскому вопросу, участию китайских компаний в предприятиях критической инфраструктуры, экспорта технологий и ряда других.
Расширение Евросоюза
Федеральное руководство Германии намерено превратить Европейский союз в «геополитически дееспособного игрока», который может обеспечить свою безопасность и свой суверенитет для будущих поколений. Для этого в Берлине выступают за расширение ЕС за счет стран Западных Балкан, Украины, Молдавии и в перспективе Грузии. Однако для достижения заявленных целей необходимо провести реформы внутри Евросоюза. Кроме того, в документе подчеркивают, что безопасность Европы связана с безопасностью и стабильностью в других регионах мира.
Украина
Конфликт на Украине занимает важное место в германской национальной стратегии.
«Поддерживая Киев, мы усиливаем его устойчивость против российской агрессии и вносим в то же время основополагающий вклад в нашу собственную безопасность», — указано в документе.
Вместе с тем немецкое правительство подчеркивает, что выступает «за свободную, независимую и демократическую Украину в ее международно-признанных границах».
Бундесвер и НАТО
В документе указано, что основной задачей бундесвера является оборона Германии и НАТО. Кроме того, немецким вооруженным силам в будущем «предстоит быть задействованными в зарубежных миссиях по урегулированию международных кризисов».
В целом федеральное правительство планирует в течение следующих нескольких лет превратить бундесвер в одни из самых эффективных вооруженных сил в Европе. Однако для достижения данной цели необходима «корректировка оборонного бюджета».
Военные расходы Германии планируется увеличить до 2% ВВП, подтянув их до стандартов НАТО. В ходе пресс-конференции членов правительства министр финансов Кристиан Линднер заявил, что повышение оборонного бюджета будет осуществлено уже в следующем финансовом году. По его словам, в ближайшие годы придется отказаться от важных проектов по линии других министерств и сосредоточить усилия на оборонных инициативах.
Критика стратегии
Камнем преткновения для правящей коалиции (СДПГ, СвДП и «Союз-90/Зеленые») стало образование Совета национальной безопасности (СНБ) по примеру США. В ходе пресс-конференции по представлению документа глава МИД Анналена Бербок объявила, что политическая система страны «не нуждается» в учреждении данного органа. А канцлер Шольц отметил, что в стране уже есть схожий орган и нет необходимости дублировать его функции.
Ранее сообщалось, что причиной отказа от идеи Совета нацбезопасности Германии являются внутренние противоречия в правительстве. В частности, внешнеполитическое ведомство не хотело передавать какие-либо дополнительные полномочия офису канцлера, где уже принимаются важные решения, например по вопросу политики ЕС или поддержки Украины, а ведомство федерального канцлера выступило против подчинения МИД структуры, которая может принимать самостоятельные решения.
Не все немецкие политики положительно восприняли национальную стратегию безопасности. Председатель оппозиционной партии ХДС Фридрих Мерц был разочарован текстом документа, который «обескровлен по содержанию, стратегически незначителен, неэффективен и внешнеполитически не согласован». По его словам, стратегия должна была быть согласована с региональными властями Германии, европейскими партнерами и с США.
Депутат бундестага от партии «Левые» Севим Дагделен была недовольна повышениеv оборонных расходов, назвав это «безумием». По ее словам, документ является «бессистемным» и не несет в себе никакой концепции, а федеральное правительство «просто держится за США».
Председатель фракции правой партии «Альтернатива для Германии» Алиса Вайдель заявила:
«В широко разрекламированной Стратегии национальной безопасности много высокопарных слов, но отсутствует ключевая стратегическая идея: интересы собственной страны. Благополучие и безопасность ее граждан всегда должны стоять на первом месте во внешней политике и политике безопасности».
Тот факт, что на написание этого «каталога фраз» ушло так много времени, лишний раз подтверждает внутреннюю пустоту правящей коалиции, объявила она, которую удерживает вместе лишь страх за свои посты.
Стратегия национальной безопасности Германии действительно является преимущественно набором в большинстве своем пустых, витиеватых и скучных фраз. Однако не стоит расслабляться, ведь Россия теперь для Берлина «главная угроза» и это подтверждено документально.












