Эммануэль Макрон изъявил желание посетить саммит БРИКС в августе. Это логичное стремление, пишет китайский профессор Ван Шо в статье для GT. По его мнению, Макрон — новатор, который видит в развивающихся странах шанс уйти от теряющих влияние США и избежать удара кризиса на Западе.
Недавно в новостях сообщалось, что президент Франции Эммануэль Макрон обратился к главе Южно-Африканской Республики Сирилу Рамафосе с просьбой о приглашении на саммит БРИКС, запланированный на август. Это событие еще не подтвердили ни французские, ни южноафриканские власти, но оно уже вызвало в мире заметный резонанс: впервые лидер одной из развитых держав "Большой семерки" стремится посетить встречу БРИКС, особенно на фоне украинского конфликта.
Некоторые наблюдатели, знакомые с политикой Макрона, не склонны считать эту новость таким уж шоком.
Во-первых, значение БРИКС в мире растет. Пять стран группы занимают 26% общей площади суши на Земле, а их совокупное население составляет 3,24 миллиарда человек — более 40% от мирового. И это уже не говоря о том, что на пятерку БРИКС сейчас приходится 31,5% мирового ВВП, в то время как для G7 этот показатель упал до 30%. Перед грядущим саммитом БРИКС уже принял заявки на членство от 19 государств, что отражает его значимость с точки зрения потенциала роста, рынка и возможностей.
В то же время роль глобального Юга также становится все более заметной. С самого начала конфликта на Украине Запад, в том числе Франция, накладывал на Россию новые и новые санкции. Однако он с изумлением обнаружил, что многие развивающиеся страны не встали на его сторону, как надеялись США и ЕС, а вместо этого остались нейтральными и призвали к скорейшему разрешению кризиса и прекращению огня. 59-я Мюнхенская конференция по безопасности, состоявшаяся ранее в этом году, была посвящена предоставлению права голоса государствам глобального Юга. Это показывает, что Запад чувствует приближающийся кризис и боится потерять свое господствующее положение на планете. Париж сталкивается с многочисленными трудностями как внутри страны, так и за рубежом. При этом для Макрона установление связей с БРИКС может быть равнозначно находке Францией золотого клада.
Во-вторых, во Франции еще живо наследие Шарля де Голля. Эта страна всегда считала себя крупной державой и придавала большое значение "дипломатии влияния". На протяжении многих лет концепция голлизма глубоко укоренялась во внешней политике Республики, и теперь она превратилась в "политкорректность", от которой не могут отступить ни администрация, ни Макрон. Будучи знаменосцем нового поколения европейских лидеров, Макрон считает возрождение Франции своим политическим призванием и исторической миссией.
В-третьих, Макрон — прагматичный руководитель. Он не боится "крушить барьеры". Это находит отражение не только в его внутренних реформах, но и во внешнеполитических решениях. Например, именно Макрон предложил создать Европейское политическое сообщество, в которое вошли Великобритания после Брексита и государства Западных Балкан, не состоящие в ЕС. Цель этого объединения — решение проблем безопасности Европы. В апреле Макрон вместе с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен посетил Китай, где продемонстрировал твердую готовность сотрудничать с Пекином, даже несмотря на то, что США усиливают сдерживание Поднебесной. Все эти шаги свидетельствуют о способности французского лидера ловить нужный момент и проявлять творческий подход.
Более того, очевидно, что глобальное влияние Вашингтона продолжает падать. Соединенные Штаты уже не те, что раньше, и это видно не только из стремления Макрона к независимости от них, но и из возможного интереса политика к расширению сотрудничества со странами БРИКС. Именно французский президент указал на то, что гегемонии Запада может настать конец из-за собственных просчетов США и ЕС. По сообщениям СМИ, Макрон подталкивал Дональда Трампа, чтобы тот пересмотрел свое решение о выходе США из Парижского соглашения по климату. В конце 20232 года французский лидер резко раскритиковал Америку за закон о снижении инфляции. Тем не менее результат был один — Соединенные Штаты ни к чему не прислушались. Хуже того, Америка извлекает большую выгоду из украинского кризиса и хочет переложить издержки конфликта на ЕС, а значит, Франция, будучи крупной европейской державой, не может просто безвольно молчать. В связи с этим решение Макрона можно рассматривать как выражение недовольства Вашингтоном, который все теряет свою надежность как лидер западного мира.
БРИКС как механизм и платформа, отстаивающая многосторонность и сотрудничество, привлекает растущее внимание со стороны многих, в том числе и Парижа. Это совершенно естественно. В конце концов, сближение с развивающимися экономиками может принести большую пользу неспокойному миру.
Автор: Ван Шо (Wang Shuo) — профессор Школы международных отношений Пекинского университета иностранных языков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: