Предпринятые Москвой меры в ответ на антироссийскую политику Токио больно ударили по японским рыбакам на Хоккайдо, пишет Yomiuri. Она в одностороннем порядке приостановила действие рыболовного соглашения. Для японских рыболовецких хозяйств это стало катастрофой.
В этом году японские рыбопромысловые суда не могут выйти на лов рыбы и морепродуктов в водах, окружающих "северные территории". Это связано с тем, что российская сторона еще в январе в одностороннем порядке отказалась от ежегодных консультаций по квотам вылова, которые должны согласовываться по действующему двустороннему рыболовному Соглашению от 1998 года. Хотя есть надежда на возобновление переговоров, будущее японских рыбопромысловиков с Хоккайдо туманно.
В 1997 году правительства Японии и России договорились о сотрудничестве в области рыболовства в акватории Южно-Курильских островов, цель которого была обеспечить японских рыбаков "безопасным промыслом", что облегчило бы их работу и исключило произвольные захваты или аресты их судов. (Речь идет о вступившем в силу 21 мая 1998 года российско-японском Соглашении о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов. — Прим. ИноСМИ.). В октябре 1998 года японским промысловикам разрешили ловлю в данной акватории скумбрии, а в январе 1999 года — терпуга и минтая.
В рамках этой системы ежегодно между правительствами проводятся консультации и осуществляются переговоры с частным сектором для определения квот на вылов, и одновременно Япония платит России взносы за сотрудничество в рамках упомянутого Соглашения.
По данным японского управления рыболовства, лимит вылова на 2022 год составлял 955 тонн минтая (сезон промысла с 1 января по 15 марта), 777 тонн терпуга (с 16 сентября по 31 декабря), 213 тонн осьминогов (с 1 января по 15 марта и с 16 октября по 31 декабря) и 232 тонны других морских ресурсов.
Межправительственные консультации по 2022 году и переговоры в частном секторе были завершены в течение 2021 года. Однако, поскольку японо-российские отношения ухудшились из-за спецоперации на Украине, переговоры в этом году не проводились после того, как в январе Министерство иностранных дел России сообщило в одностороннем порядке, что страна приостанавливает действие рыболовного Соглашения.
Что касается текущей ситуации, то 60-летний Кэйдзи Но, председатель Совета рыбопромысловиков в городе Раусу (Город Раусу находится на крайней северо-восточной оконечности острова Хоккайдо напротив острова Кунашир. — Прим. ИноСМИ.) и владелец рыболовецкой шхуны, занимающейся ловлей минтая и скумбрии жаберными сетями, сказал: "Это серьезная экономическая проблема, которая может привести к истощению морских ресурсов. Я хочу, чтобы как можно больше людей знали об этом".
Рыболовный кооператив "Раусу", членом которого является Кэйдзи Но, готовил к работе по Соглашению в этом году восемь судов, составляющих четыре бригады. Господин Но, который несколько лет назад потратил около 150 миллионов иен (примерно 1,2 миллиона долларов) на постройку нового рыболовецкого судна Yoshisada Maru № 31 (19 тонн), планировал отправиться на лов в качестве руководителя всей группы. Но, по его словам, будущее остается совершенно неопределенным.
На каждой шхуне будет трудиться по шесть человек, в два раза больше, чем обычно, потому что промысловики будут работать под наблюдением российских пограничных кораблей. Это обойдется, включая сети и другие снасти, примерно в шесть миллионов иен (45 000 долларов) в год.
"Если промысел в этом году сорвется, то мы потребуем компенсации у нашего правительства", — сказал господин Но.
По его словам, много рыбы попадает в пролив Немуро (Пролив Немуро или Кунаширский пролив — пролив в Тихом океане, отделяет остров Кунашир от острова Хоккайдо. Соединяет Охотское море на севере и пролив Измены на юге. Длина около 74 км. Ширина от 24 км на юге до 43 км на севере. Глубина до 2500 метров. — Прим.ИноСМИ.) с океанскими течениями с севера, богатыми питательными веществами из-за дрейфующих льдов. Считается, что наиболее богата рыбой как раз западная акватория острова Кунашир, расположенная в проливе Немуро.
То, что бросается в глаза в этом богатом рыболовном угодье, — это чрезмерный вылов рыбы российскими траулерами. Помимо того, что это становится одним из факторов плохих уловов японских рыбаков, это также приводит к порче их рыболовных снастей. На консультациях по межправительственному Соглашению в предыдущие годы Токио даже обращался к Москве с соответствующими претензиями.
"Я хочу, чтобы правительство и как можно больше людей знали о роли „безопасного рыболовства“ в защите окружающих морских ресурсов", — говорит Но.
"Безопасный промысел японского рыболовного флота предотвращает хищническое разграбление рыбных ресурсов. Без этого пролив Немуро и его окрестности превратились бы в море смерти".
"Есть опасения, что, если промысел рыбных ресурсов японскими рыбаками по Соглашению 1998 года не будет возобновлен, в этот район зайдут траулеры из Северной Кореи, Китая и других стран, что еще больше увеличит нагрузку на местные акваресурсы. Я хочу, чтобы люди знали, что наш „безопасный промысел“ в акватории Южных Курил способствует сохранению местных рыбных богатств. Поэтому я прошу наше правительство любым способом добиться возобновления консультаций с Россией", — подчеркнул Кэйдзи Но.
Район моря между островом Кунашир и городом Раусу, где осуществляется "безопасный промысел" по российско-японскому Соглашению, известен богатыми ресурсами лосося и форели. Здесь же в изобилии водится минтай и терпуг, местные жители даже говорят, что от них "закипает море".
На пике развития местного рыболовства только в районе Раусу можно было вылавливать более ста тысяч тонн рыбы в год, но во второй половине 1990-х годов добыча резко упала. В последние годы улов вокруг Раусу в проливе Немуро возле Кунашира колеблется в районе четырех тысяч тонн. В 2022 году он составил около 7200 тонн. В 2005 году вылов скумбрии приближался к 8000 тонн в год, но он также снижается, составив в 2022 году всего около 1100 тонн.
Автор статьи: Кэндзи Исихара (Kenji Ishihara)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: