Отсутствие на Украине аэродромной инфраструктуры может помешать участию американских истребителей F-16 в СВО. Ранее об их передаче Киеву заявили государства Североатлантического альянса (НАТО).
Прошедшая встреча стран НАТО и Украины в формате «Рамштайн» подтвердила факт обучения пилотов ВСУ управлению американским истребителем F-16. Вокруг этой темы последние несколько месяцев было много обсуждений. Одни источники уверяли, что обучение уже идет на соответствующих базах для подготовки. Другие утверждали, что об освоении пилотирования F-16 украинскими авиаторами можно будет говорить только тогда, когда появится ясность в вопросе поставок американских истребителей Киеву. Оказалось, что пилотов уже «ставят на крыло», и в самое ближайшее время они смогут быть готовы к боевым действиям.
Тем не менее многие официальные лица утверждают, что в 2023 году данные истребители на вооружение ВСУ не поступят. Так, военный министр Украины Алексей Резников на «Рамштайне» заявил, что «ВСУ смогут получить F-16 не ранее 2024 года». При этом он отметил, что не стоит доверять публичным прогнозам, где ставится под сомнение способность украинских летчиков пройти адекватное обучение за отпущенные полгода. По мнению Резникова, пилоты настолько хороши, что им достаточно будет и четырех месяцев подготовки.
Впрочем, слова украинского министра можно поставить под сомнение. Ведь, учитывая скоротечность и трагичность развития ситуации с приазовским сражением, где российская авиация обладает абсолютным господством в воздухе, он не станет говорить иное. Решительное противодействие войск ВС РФ сказывается на результатах наступления ВСУ, поэтому Резников может целенаправленно дезинформировать наблюдателей.
Вполне вероятно, что обучение пилотов идет более полугода и на Украине есть подготовленные авиаторы. Подтверждением этому может стать факт гибели летчика-истребителя ВСУ Владислава Савельева, который был сбит 2 июня 2023 года в районе донецкого поселка Коптево. Американские издания сообщили, что ранее он проходил двухгодичное обучение на авиабазе Гринвилл в штате Миссисипи в США по программе «авиационного лидерства», что по окончании курсов должно было подразумевать его «высокие навыки» в ведении воздушных боев. Однако истребитель Савельева Су-27 был сбит при первом же боевом вылете, что говорит о соответствующем качестве подготовки.
Можно допустить, что Украина уже обладает каким-то количеством летчиков, подготовленных для управления американскими истребителями F-16. Однако необходимой на аэродромах инфраструктуры под конкретно этот тип истребителей в стране не существует. Известно, что западная авиационная техника «прихотливая», если ее сравнивать с российской или советской. Это вызывает определенные сложности с подготовкой персонала наземных служб: оружейников, инженеров, заправщиков, связистов, механиков, двигателистов, специалистов по обслуживанию радиоэлектронного оборудования и т. д. Их также необходимо обучать весьма длительное время, так как американский регламент по обслуживанию авиационной техники требует выполнять все предписанные процедуры согласно конкретному типу машин.
Но подготовить людей — недостаточно. Необходимо оснастить украинские аэродромы специальным оборудованием, которое участвует в межполетном обслуживании истребителя, его заправке. Отдельное внимание стоит обратить на работу с оружием самолета, которое необходимо завезти, складировать, замаскировать и обеспечить его сохранность от всех видов потенциального воздействия. Все вышеперечисленное стоит немалых денег, что не очень хорошо коррелируется с систематическими ракетными ударами по украинским аэродромам.
Именно этот вопрос поднял на Петербургском международном форуме (ПМЭФ) президент России Владимир Путин. Рассуждая о возможных поставках американских F-16 на Украину, он отметил, что аэродромы страны практически не приспособлены для работы с истребителями данного типа. Таким образом, это может вынудить врага использовать подходящие площадки за пределами их государства. Например, вылетать из аэродрома Польши, перемещаться в воздушное пространство Украины, воевать и возвращаться обратно.
Владимир Путин указал на опасность такого развития событий, так как это открывает возможности перед Россией, в рамках которых вражеская авиация может быть уничтожена на аэродромах ее фактического базирования. Таким образом, обозначились некие «ворота» для захода Североатлантического альянса в конфликт на Украине. Однако готово ли к этому НАТО, которое неоднократно заявляло о нежелании вступать в прямую конфронтацию с Россией?
«"Леопарды" горят очень хорошо, и F-16 будут гореть точно так же», — сказал Владимир Путин.
Алексей Суконкин
Подпишись: