На проходящем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме с программной речью накануне выступил президент Владимир Путин. Выслушав главу государства, чиновники засучили рукава и уже готовы приступить к работе, выполняя его наказы. Куда же может привести нашу страну новая стратегия Владимира Владимировича?
Модернизация, инновации и миллионы высокооплачиваемых рабочих мест
Выступая перед почтенной публикой, президент Путин так обрисовал контуры нашей новой экономической политики:
По сути, речь идет о переходе на качественно новый уровень развития – о суверенной экономике, которая не только реагирует на рыночные конъюнктуры и учитывает спрос, а сама формирует этот спрос. Такая экономика, ее часто называют экономикой предложения, предполагает масштабное наращивание производительных сил и сферы услуг, повсеместное укрепление инфраструктурной сети, освоение передовых технологий, создание новых современных индустриальных мощностей и целых отраслей, в том числе по тем направлениям, где мы пока не проявили себя должным образом, но возможности для этого – научные возможности, творческий потенциал – у нас, конечно, имеются.
Если вкратце привести основные тезисы НЭПа, то они будут выглядеть следующим образом:
Во-первых, на 18,5% будет проиндексирован МРОТ, а к 2030 году он должен быть удвоен. Прекрасная новость!
Во-вторых, для компаний, работающих в малом и среднем бизнесе, должен быть проработан льготный налоговый режим. Весьма здраво.
В-третьих, минимум в два раза должен быть повышен порог крупного и особо крупного имущественного ущерба по ряду уголовных статей. Интересная идея.
В-четвертых, президент предложил вообще отказаться от проверок деятельности бизнеса, не связанного с рисками для жизни и окружающей среды, хватит и профилактических мероприятий. Тоже любопытная инициатива.
В-пятых, до 2024 года будет продлен мораторий на наказания для бизнеса по вынужденным валютным нарушениям. Отнесемся с пониманием.
В-шестых, Владимир Путин предложил закрепить понятие «частичная занятость» в законе, охранять пособия по уходу за ребенком даже при частичной занятости родителя.
В-седьмых, глава государства предложил ускорить возвращение активов отечественного бизнеса в юрисдикцию России.
В целом, у нас все хорошо: страна, наконец, слезает с нефтегазовой иглы, доходы бюджета, не связанные с нефтегазовой сферой, набирают обороты, безработица низка, как никогда, уровень бедности находится на уровне 9,8%, а рост ВВП ожидается около 1,5-2% по итогам этого года. Перспективы отечественного нефтегазового рынка не просто хорошие, они блестящие. Строить автаркию с плановой экономикой президент не собирается, ставка сделана на свободное предпринимательство, которое очень отлично себя показало:
В прошлом году нам пророчили, что под давлением санкций Россия вернется к закрытой, административно-командной экономике. Но мы, как вы знаете, выбрали путь расширения свободы предпринимательства, и практика показала, что поступили абсолютно правильно. Жизнь это доказала.
Экономика должна стать экономикой высоких заработных плат с новыми требованиями к системе профессионального образования, с повышением производительности труда, в том числе на основе автоматизации и новых систем управления, с качественными современными рабочими местами и условиями труда.
Что ж, там, наверху, явно виднее. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко так впечатлилась речью президента, что ошарашенно и сбивчиво пообещала засучить рукава и приступить к работе по реализации наказов Путина. Между тем, зажигательное мотивационное выступление Владимира Владимировича несколько отвлекло внимание от других, более мелких по масштабу экономических вопросов, которые обсуждались на ПМЭФ. А мы все-таки о них поговорим.
Никто не против
Пока на Запорожском направлении решается судьба Приазовья, в Санкт-Петербурге высокопоставленные сановники обсуждали куда более приземленные вопросы принадлежности государственной собственности. Идея, высказанная в апреле 2023 года главой ВТБ Андреем Костиным, нашла понимание и одобрение в ЦБ РФ и в Администрации президента РФ.
Так, глава Центробанка Эльвира Набиуллина со всем своим авторитетом подтвердила правильность хода мысли господина Костина:
Я считаю, что, конечно, нужно приватизировать. И у нас есть что приватизировать без ущерба стратегическим интересам, потому что иногда говорят, что не надо приватизировать, потому что какие-то стратегические задачи не выполним. У нас есть возможность это сделать.
Ее поддержал на ПМЭФ помощник президента Путина Максим Орешкин:
Мне действительно ближе из этих двух позиций позиция Андрея Леонидовича Костина, который говорил про приватизацию. Но не в том виде. Не масштабная приватизация, а ровно в том виде, в котором говорила Эльвира Сахипзадовна: выход из неэффективно используемых государством активов с пользой и выгодой для государства.
Не против новой приватизации госсобственности и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, который особо подчеркнул, что главное - «это не разбазаривать государственное добро за бесценок». Все высокопоставленные чиновники и высказавшиеся эксперты сходятся во мнении, что ни в коем случае нельзя допустить повторение приватизации образца 1994 года с залоговыми аукционами. Никому из них ведь не хочется, чтобы целые предприятия опять ушли за гроши из собственности государства в частные руки!
В общем и целом, можно констатировать, что решение о новой Большой Приватизации принято, и теперь его легализуют в медийном пространстве, внедряя тезис об ее безальтернативности в общественное сознание. Вопрос лишь в том, какие именно предприятия, как скоро и за какие именно деньги уйдут в эффективные частные руки. В связи с этим, автору строк хотелось бы со своего дивана задать встречный вопрос, а кто и как будет определять критерии неэффективности использования государственной собственности?
Может быть, надо просто выгнать в шею неэффективных управленцев, заодно проведя аудит их деятельности и возбудив уголовные дела по результатам проверки? Не получится ли так, что еще вчера эффективно используемые государством активы вдруг станут использоваться совсем не эффективно и окажутся в очереди на приватизацию? Кстати, а чем конкретно частный собственник и частный менеджер эффективнее государственных?
Сергей Маржецкий