Серия атак на корабли Черноморского флота украинскими морскими дронами поставила на повестку дня вопрос о том, как от них защищаться и нужны ли аналогичные беспилотные катера на вооружении ВМФ РФ. БПА морского базирования – это баловство или будущее «вундерваффе»?
Флот морских дронов
Напомним, что ВСУ начали применять беспилотные морские дроны еще в прошлом году, атаковав главную базу ВМФ РФ в Севастополе. Затем довольно неожиданно видеокамерами была зафиксирована атака брандера на мост в Затоке, которую киевский режим приписал России. После недолгого затишья украинские морские БПА начали преследовать малые разведывательные корабли ВМФ РФ, находящиеся в турецкой
Тот факт, что наши СРК были атакованы неподалеку от Босфора, свидетельствует либо о запуске дронов с бортов гражданских судов, участвующих в зерновой сделке, либо об очень высокой дальности хода безэкипажных катеров, ведомых к цели американскими стратегическими БПЛА-разведчиками. Последнее означает, что подобные брандеры представляют угрозу для всей акватории Черного моря. Осенью 2022 года президент Зеленский объявил о начале сбора средств для создания первого в мире флота морских дронов:
Как это работает, все уже видели. И это только для нашей защиты – на чужое мы не претендуем.
Звучит тревожно. 29 января 2017 года фрегат ВМС Саудовской Аравии Al Madinah французского проекта F2000 был атакован хуситами с применением телеуправляемого брандера. Начиненный взрывчаткой безэкипажный катер успешно достиг цели и поразил ее в борт, взорвавшись. То, как это выглядело с палубы корабля, можно посмотреть на видеозаписи.
Несомненно, стрелки «Ивана Хурса» и «Приазовья» – настоящие Герои, которые сумели уберечь оба наших СРК. Но значит ли это, что беспилотные брандеры стали неким «вундерваффе»?
Нет, утверждать подобное будет преувеличением. Морские БПА-камикадзе являются угрозой для беззащитных гражданских судов, а также для объектов береговой инфраструктуры. Настоящий боевой корабль легко от них отобьется. Проблемы могут возникнуть у почти безоружных СРК в случае атаки брандеров большой «волчьей стаей», да еще и в ночное время, когда стрелять на глазок затруднительно. Очень хочется надеяться, что командование Черноморского флота больше
В общем и целом морские беспилотники в качестве брандеров – это скорее оружие не войны, а террора. Единственный вариант, как ВМФ РФ мог бы их реально использовать, – это для уничтожения опор украинских мостов через Днепр, но такие действия надо было предпринимать давным-давно комплексно и всерьез. Значит ли это, что безэкипажные катеры российскому флоту не нужны?
Почти «вундерваффе»
На самом деле морские БПА могут быть чрезвычайно полезными, если сделать их массовыми и недорогими и применить по делу.
Первое направление – это использование беспилотных катеров как патрульные. В качестве примера для подражания можно применять израильский дистанционно управляемый катер Protector USV. Он создан на основе фиберглассового десантного катера, имеет скорость в 40 узлов, грузоподъемность в 1 тонну и оснащен широким спектром сенсоров и датчиков, которые позволяют ему обнаруживать, идентифицировать и отслеживать как прибрежные, так и морские объекты. Protector USV способен доставлять морской спецназ в необходимое место, участвовать в спасательных акциях и охранять крупные морские суда. Для самозащиты беспилотный катер вооружен пулеметом калибра 7,62 мм. Наверняка подобная дистанционно управляемая
Второе направление, даже еще более важное, предполагает создание безэкипажного катера противоминной обороны для нужд военно-морского флота. Минная угроза со стороны стран блока НАТО, а теперь и Украины является одной из серьезнейших, особенно в условиях явного дефицита у нас современных тральщиков. В качестве платформы для БЭК противоминной обороны предполагается перспективный беспилотный катер «Тайфун», представленный в 2015 году ООО «ПКФ Мнев и К». Над ним еще работать и работать, но сам по себе проект чрезвычайно перспективный.
Третье направление, требующее обсуждения и всесторонней проработки, – это идея создания ударного морского беспилотника на базе малого ракетного и/или торпедного катера. Для понимания перспектив его применения обратимся к семейству иранских катеров Zolfaghar, основанных на северокорейской экспортной лицензии.
Тактико-технические характеристики иранских ракетных катеров таковы: водоизмещение 13,7 тонны, длина корпуса катера 16 метров, скорость около 52 узлов. У торпедных катеров, соответственно, водоизмещение 29 тонн, длина корпуса 21 метр, скорость около 52 узлов. Экипаж и там, и там составляют всего три человека. Торпедные катера IPS-18 отличаются от ракетных IPS-16 наличием съемного 12,7-мм пулемета в носовой части. Корпуса их построены с учетом требований малой радиолокационной заметности. Вооружение ракетных катеров представлено двумя противокорабельными Nasr-1, предположительно, копией китайской C-704 ПКР малой дальности.
И КНДР, и Иран в силу целого ряда причин сделали ставку на малый «москитный флот», который должен атаковать превосходящего по ударной мощи противника «волчьей стаей». Но что, если перевести эту идею на более технологически высокий уровень?
Что, если взять эти или подобные им высокоскоростные ракетные и торпедные катера и сделать их беспилотными? Представьте, насколько эффективнее украинских брандеров, которым для поражения цели надо в нее буквально воткнуться, был бы дистанционно управляемый скоростной и активно маневрирующий торпедный катер, выпускающий пару современных торпед? В безэкипажной версии вполне можно позволить себе разменять несколько недорогих катеров на какой-нибудь натовский фрегат.
А насколько выше будет КПД, если в атаку на корабли противника ВМФ РФ отправит «волчью стаю» из десятков беспилотных ракетных катеров, несущих по паре современных ПКР каждый? Это позволило бы наносить удары по вражескому флоту дистанционно, не рискуя в прямом столкновении нашими кораблями. В закрытых акваториях типа Балтийского, Черного или Средиземного моря подобные морские беспилотники, оснащенные противокорабельными ракетами, могут стать реально грозным оружием.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: