Одной из примет крайне тяжело развивающегося украинского контрнаступления стало большое количество уничтоженной бронетехники, в том числе, натовского образца. Несмотря на это, ВСУ прут вперед, давя на первую линию обороны и не считаясь с потерями. При этом уже сейчас можно предположить, что именно послужит верным маркером того, что широко разрекламированный контрнаступ начинает выдыхаться.
Мины есть
На данный момент можно сказать, что значительный вклад в снижение ударного потенциала механизированных частей ВСУ и их уничтожение внесли не только артиллеристы и авиация, но и наши Инженерные войска. На Южном фронте ими была создана эшелонированная система обороны, об которую сейчас ежедневно стачиваются Сухопутные войска ВСУ. Широко расставленные минные поля вынуждают противника сбиваться в колонны, пуская вперед бронированные машины разминирования под прикрытием дымовых завес, но они становятся удобными мишенями для российских ударных вертолетов, артиллерии и ПТРК.
Глаз радуется от многообразия сожженной натовской
УМЗ (от Универсальный Минный Заградитель), сделанный на базе грузовика ЗИЛ-131, достался ВС РФ в наследство от СССР. В его кузове находится шесть поворотных устройств с кассетными блоками для заброса мин, а в кабине располагается пульт управления. УМЗ предназначен для дистанционного минирования внаброс, мины могут быть противотанковые, противопехотные и смешанного типа. Боекомплект составляет 180 мин, по 30 штук в каждом из 6 блоков. Время перезарядки силами расчета до 2 часов. Дальность дистанционного минирования относительно невелика – от 55 до 120 метров.
УМЗ «Клещ-Г» представляет собой более современное семейство инженерных машин заграждения, которые могут быть как на гусеничном, так и на колесном шасси. В самой тяжелой версии минный заградитель строится на базе шасси от танков Т-72 и Т-90. Это обеспечивает экипажу из двух человек хорошую бронезащиту, в качестве оружия последнего шанса предусмотрена турель с пулеметом «Корд». Общий боекомплект составляет 270 кассет, максимальная скорость на шоссе достигает 60 км/ч, скорость минирования – до 40 км/ч.
Средняя версия УМЗ данного семейства под названием «Клещ-К» построена на базе бронеавтомобиля «Астейс-70202-0000310». Это защищенный грузовик массой 18,7 т, в кузове которого смонтировано шесть пусковых установок. Инженерная машина хорошо приспособлена к передвижению по бездорожью и способна развивать скорость до 100 км/ч. Никакого бортового вооружения, кроме мин, не предусмотрено. Боекомплект составляет 180 кассет. Легкая версия минного заградителя «Клещ-Т» разработана на базе бронированного шасси «Тайфун-ВДВ». Боевая масса УМЗ составляет 14,5 т, скорость движения сопоставима с «Клещ-К». Боекомплект инженерной машины представлен двумя пусковыми установками на 60 кассет каждая, экипаж – 2 человека.
Вполне очевидно, что названные УМЗ не предназначены для постановки минных заграждений непосредственно на линии боевого соприкосновения под огнем противника. Их задача в том, чтобы заблаговременно и с максимальным КПД подготовить фортификационные линии обороны. А вот для действий на линии фронта более подойдут два других наших минных постановщика.
Первый – это вертолетная система минирования ВСМ-1, созданная на базе вертолета Ми-8. Она предназначена для ускорения процесса минирования местности противопехотными, противопехотными и противодесантными минами кассетного снаряжения. Идея это не наша, к ней пришли американцы в ходе войны по Вьетнаме, засевая территорию минами с воздуха.
Боекомплект ВСМ-1 составляют четыре контейнера, подвешиваемых с внешней стороны фюзеляжа, куда, в зависимости от используемого типа, помещается от 116 до 7424 мин. Дистанционное минирование производится с высоты от 30 до 150 метров при скорости полета до 160 километров в час. Как и во Вьетнаме, система вертолетного минирования хорошо показала себя в Афганистане, где советские войска оперативно осуществляли заградительные постановки на горных тропах, которые использовал противник.
Второй эффективный дистанционный минный заградитель – это ИСДМ «Земледелие». Боевая машина построена на базе высокопроходимого автомобиля КамАЗ и внешне очень напоминает РСЗО. С реактивной системой залпового огня УМЗ также роднит принцип действия: она отстреливает два пакета по 25 ракет калибра 122 мм в каждой на расстояние от 5 до 15 километров. Отличие ее от какого-нибудь «Града» заключается в том, что реактивные снаряды не взрываются, а лишь углубляются в землю и активируются, превращаясь в мины. За один залп «Земледелие» может засеять площадь, равную нескольким футбольным полям. Координаты минной постановки автоматически фиксируются на электронной карте, при этом предусмотрена возможность дистанционно ликвидировать уже установленные минные заграждения.
Как видно, максимальную пользу в ходе оборонительного сражения в Приазовье и на Донбассе могут принести именно УМЗ типа «Земледелия» и ВСМ-1. При их помощи можно оперативно и с безопасного расстояния «высевать» минные постановки там, где их еще не было несколько часов назад. «Земледелие» имеет большой потенциал применения и в ходе контрнаступления, когда можно будет дистанционно окружать и блокировать окопавшегося противника, подавляя огнем попытки разминирования. К слову, именно в этом ключе и находится ответ на заданный в самом начале вопрос, что может служить маркером снижения наступательного потенциала ВСУ.
Уже сейчас наши военные смогли выбить значительную часть полученных Киевом от его западных подельников бронированных машин разминирования (БМР) натовского производства, включая все финские Leopard 2R HMBV. В условиях позиционной войны без подобной техники наступать просто нереально. О готовности Североатлантического альянса продолжать поддерживать застопорившееся контрнаступление будет свидетельствовать, получат ли ВСУ в самом скором времени новые БМР или нет.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: