Россия стремится расширить свои связи с Южной Азией и с этой целью участвует в реализации проекта "Север – Юг". Этот транспортный коридор, по словам первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, полностью заработает к 2027 году. Практически все ведущие экономисты сходятся в мнении, что новый маршрут станет альтернативой другому – из Европы в Азию через Суэцкий канал. Однако у экономического проекта "Север – Юг" есть политические риски, о которых нельзя не упомянуть.
Но прежде о том, почему потребовалась альтернатива маршруту по Суэцкому каналу. Формально канал был национализирован еще в 1956 году. На сегодняшний день он управляется египетской государственной администрацией. В то же время эта администрация имеет автономный статус, то есть действует независимо от государства. Ее деятельность регулируется не египетским законодательством, а Стамбульской международной конвенцией 1888 года. По этому документу вопросы функционирования Суэцкого канала находятся в компетенции группы европейских стран во главе с Англией. Кроме того, финансирование деятельности администрации канала осуществляется через банки США, Англии и ЕС. Благодаря этому западные финансовые учреждения имеют возможность навязывать египетским чиновникам свои условия.
Еще одной причиной создания альтернативы Суэцкому каналу является экономическая выгода. Путь через Закавказье и Иран значительно короче.
Идея создания транспортного коридора "Север – Юг" была выдвинута Российской империей в 1889 году. Позднее Россия подписала соглашение с Персией о создании Трансиранской железной дороги и ее технический проект. Планировалось строительство железной дороги через персидскую территорию от российского Закавказья до Персидского залива. Это позволило бы России транспортировать через Персию свои товары в Южную Азию и обратно.
Не углубляясь в детали, заметим, что дорога от Персидского залива до Каспия была построена в 1938 году.
Во время Второй мировой войны Персия, переименованная к тому времени в Иран, была занята частями Красной армии. Войска СССР вошли в страну в соответствии с советско-иранским договором, чтобы пресечь деятельность агентуры нацистской Германии. Тогда же при участии СССР была создана новая железнодорожная ветка от Тегерана через Армянскую и Грузинскую ССР в РСФСР. По этому маршруту были налажены поставки военных грузов из США в рамках программы ленд-лиза.
Однако после распада Советского Союза эта магистраль перестала функционировать. Поэтому в 2000 году Россия, Индия и Иран подписали межправительственное соглашение, по которому согласовали новый маршрут. Он должен был пройти только через Азербайджан, который также присоединился к договору.
Для этого требовалось построить новую железнодорожную ветку от Тегерана до азербайджанской Ленкорани. Ее строительство было начато в 2005 году. 165-километровый участок до российско-азербайджанской границы до сих пор не достроен. Его завершение планируется в 2027 году, после чего коридор "Север – Юг" и заработает.
Теперь о политических рисках коридора.
В 2009 году президент Ирана Махмуд Ахмадинежад издал указ о подсчете "ущерба", якобы нанесенного Красной армией иранцам во время Второй мировой войны. Официально претензии России не предъявлялись, но и указ Ахмадинежада никто не отменил.
В 1998 году президент Азербайджана Гейдар Алиев издал указ "О геноциде азербайджанцев". В соответствии с ним Российская империя и СССР объявлялись (дословно) "инструментами геноцида азербайджанцев со стороны армян". Правда, Баку не выдвинул материальных претензий Москве. Но такие претензии не исключаются в будущем, учитывая статус Российской Федерации как продолжательницы СССР.
Наконец, в указе Алиева говорилось о "незаконности" разделения азербайджанского народа на две части, одна из которых проживала в Азербайджане, а другая – на севере Ирана. Северные районы Исламской республики до сих пор заселены азербайджанцами. В соответствии с указом Алиева они должны быть объединены с Азербайджаном. Это означает территориальные претензии к соседней стране.
Указ 1998 года стал идеологической основой так называемого азербайджанизма. Это концепция национальной идентичности, официально принятая в Азербайджане.
Визитная карточка англосаксов – использование противоречий между конкурентами для разжигания междоусобной вражды и их ослабления. Несложно догадаться, что рано или поздно Запад использует противоречия между участниками проекта "Север – Юг", чтобы их столкнуть. Поэтому при реализации столь нужного проекта важно учитывать не только финансово-экономические, но и политические риски.