Председатель правительства Херсонской области Андрей Алексеенко заявил, что десятикратный рост скорости течения Днепра усложняет эвакуацию людей из зон, затопленных в Херсонской области в результате ЧС на Каховской ГЭС.
По его словам, людей, своевременно не выехавших из опасных зон, приходится снимать с крыш и заборов. «Вчера многих из них мы безуспешно уговаривали уезжать в пункты временного размещения. Сегодня приходится пробиваться к ним на плавсредствах МЧС. Усложняется задача и тем, что скорость течения Днепра выросла в 10 раз», — написал он в своем телеграм-канале.
Глава правительства региона отметил, что «группировка спасателей МЧС России увеличена до 428 человек и 188 единиц техники, мобилизованы все имеющиеся в области грузовики повышенной проходимости и автобусы».
Мэр Новой Каховки Владимир Леонтьев заявил, что откачку воды после затопления из-за разрушения Каховской ГЭС начнут в четверг в Новой Каховке. «Сегодня мы начинаем откачку воды, к нам поступили дополнительные генераторы, мотопомпы, поэтому будем переходить уже к процессу восстановления», — сказал он.
Вода после затопления в Новой Каховке продолжает уходить, ее уровень снизился уже на 1,2 м, сообщил Леонтьев.«Вода продолжает уходить, не так быстро, как хотелось бы, однако уже 1,2 м, может быть больше, вода точно ушла, и вода потихоньку уходит, прогнозируем, что этот процесс пойдет быстрее», — сказал он.
Гидроэлектростанции на Днепре выполняли сразу несколько функций. Одна из них — водоснабжение засушливых южных регионов. Все эксперты говорят, что разрушение шестого, самого нижнего из гидроузлов приведет к проблемам с водой. В Кривом Роге, который получает воду через канал, соединенный с бывшим Каховским водохранилищем, принято решение ограничить потребление воды для населения и промышленности. Вода из Днепра поступала по другому каналу в Крым. Есть опасения, что после того, как Каховское водохранилище фактически перестало существовать, Северо-Крымский канал может остаться без воды. На бытовом уровне крымчане это вряд ли заметят. А вот аграриям надо готовиться к худшему.
Крымский журналист и блогер Александр Горный считает, что подрыв дамбы не повлияет на ситуацию с водой для рядовых потребителей. «Понятно, что проблемы с наполнением воды в Северо-Крымском канале будут, об этом сообщили уже власти. Но на обычного обывателя это, скорее всего, никак не повлияет — воды в Крыму достаточно минимум на год-полтора. У нас сейчас много обильных дождей. В последнее время из крымских водохранилищ даже аварийно спускали воду, потому что ее было слишком много. Кто может пострадать? С учетом того, что год назад эта дамба была открыта еще на той стороне, многие сельхозпроизводители рассчитывали именно на эту воду, они думали, что будут качать ее из Северо-Крымского канала в неограниченных количествах, что водолюбивые сельскохозяйственные культуры будут произрастать. Те, кто сделал ставку на это, могут если не в этом сезоне, то в следующем потерпеть убытки или, во всяком случае, какое-то разочарование», —
В Минэкологии Украины заявили, что обмеление Каховского водохранилища может привести к экологической катастрофе, если уровень воды опустится ниже 12,7 метра. В свою очередь компания «Укргидроэнерго» сообщила, что уровень воды в водохранилище за сутки упал на 2,5 метра и опустился ниже отметки в 14,5 метра. По данным российской стороны, темпы ухода воды еще выше. Как заявил врио губернатора Херсонской области Владимир Сальдо, уровень Каховского водохранилища понизился более чем на 3,5 метра, до какой отметки — он не уточнил.
Исполнительный директор ассоциации «Гидроэнергетика России», доцент МЭИ, доктор технических наук Олег Лушников рассказал, что вода будет уходить и дальше, а вместе с ней будет понижаться уровень воды и в Днепре в нижнем течении. «Конечно, уровень изменится. Если уровень воды в водохранилище был на отметке 16 метров от уровня моря, сейчас этот уровень будет значительно ниже. Каскад ГЭС как раз служит для того, чтобы не только вырабатывать электроэнергию, но и обеспечивать прохождение водного транспорта, в частности глубоководного, с осадкой до 6 метров. Это помимо мелиорации и обеспечения жителей промышленности водой. Сегодня одного водохранилища нет. Это водохранилище, начиная от Днепровской ГЭС, превращается в старое русло реки. Оно будет, безусловно, значительно мельче — более мелкое, чем было до того, как это огромное водохранилище с огромной емкостью перестало существовать», — поделился своим мнением Лушников.
Руководитель научно-популярного экспедиционного клуба RussianTravelGeek, эколог Артем Акшинцев сообщил о катастрофических последствиях разрушения ГЭС. «Уже понятно, что нанесен серьезный ущерб сельскому хозяйству. Это связано с нехваткой воды для полива. Сейчас мы видим постепенное обмеление водохранилища. Мы понимаем, что происходит медленное подтопление территории: где-то вода уходит, куда-то она, наоборот, приходит. Если говорить про экологические последствия, которые мы наблюдаем уже сейчас, происходит загрязнение акватории. Плюс огромное количество биот уже погибло. И это касается не только рыбы, это касается и животных, которые не смогли выбраться и утонули. Экологические последствия весьма и весьма печальны», — резюмировал Акшинцев.
Читайте нас: