Завет основателя ордена «Опус Деи»: «Молодые люди отдают все, что у них есть, и самих себя без остатка» — воспринимается буквально: подавляющее число членов «Опус Деи» завербовано среди несовершеннолетних. Для них создана изощренно суровая система «духовной помощи», — отдаление от родителей, постоянный взаимный контроль над поступками и даже мыслями.
Но давайте посмотрим глазами «раскаявшихся» членов, что же происходит внутри «Опус Деи». Как становятся ее членами?
Молодой человек или девушка могут вступить в «Опус» и стать его активистами по обычной схеме: посещая многочисленные католические кружки, ассоциации, куда попадают по рекомендации друзей, потом идет довольно длительный испытательный период (около семи лет), в течение которого кандидата изучают, приучают к жизни в «Опус». Затем следует принятие первых обетов. Дальше карьера продвигается в зависимости от многих обстоятельств, и в первую очередь от полезности кандидата, его преданности и т. д. Здесь все более или менее происходит честно. У молодого человека есть возможность подумать, подходит ему такая жизнь или нет.
Другое дело, когда будущих членов организации подбирают сами опусдеисты. Отбираются дети с 13 лет. Как правило, из «приличных» семей, интеллектуально развитые, привлекательной внешности. Подбор ведется преподавателями-вербовщиками в привилегированных учебных заведениях. Отобранные дети приглашаются на различные интересные экскурсии, поездки, спектакли. Им дают возможность посещения престижных библиотек, организовывают встречи с интересными людьми и т. п.
Одновременно ребенку выделяется духовный наставник, который будет на протяжении всей его учебы в данном учебном заведении вести его духовно и подготавливать к написанию письма руководителю «Опус Деи» (Отцу) с просьбой о приеме. Как правило, это происходит через пару лет после начала профессиональной психологической обработки новичка. Одна из ее основных задач состоит в том, чтобы ребенок начал воспринимать первичную ячейку «Опус» как свою семью.
Это не метафорическое выражение. Его психологически готовят к отрыву от родной семьи. Имеются многочисленные свидетельства родителей, потерявших навсегда своих детей только потому, что они были отданы в дорогие и престижные католические школы, где попали в цепкие лапы вербовщиков из «Опус Деи». И это притом, что Католическая церковь постоянно ратует за святость, целостность и нерушимость семьи.
Что происходит дальше с молодым человеком? Его начинают передавать «по эстафете». После школы он поступает в колледж, а затем в университет. И везде его встречают подготовленные члены «Опус Деи» — преподаватели-кураторы и духовные наставники. На университетском этапе начинается реальный отрыв от семьи. Как правило, новый адепт постепенно «профессионально» ориентируется на выбор специальности, которая имеется только в другом городе. Там он помещается в специальные общежития «Опус Деи», где имеются все условия для жизни, учебы, отдыха, занятия спортом; таким образом, весь день нового члена становится подконтрольным его кураторам.
Юноша практически не в чем не нуждается. Его кормят, одевают всегда очень элегантно, по моде, устраивают завидную культурную программу. И все бесплатно. Или почти. За это все средства, которые юноша получает от родителей, он должен вносить в общую кассу. Как правило, количество услуг, предоставляемых «Опус» студенту, в разы, а то и на порядок выше того, что он вносит в общую кассу. Это во время учебы. Дальше ситуация коренным образом меняется.
Выпускника университета устраивают на весьма престижную и хорошо оплачиваемую работу. Но правила игры остаются теми же. Весь свой заработок полноправный к тому времени член «Опус Деи» (нумерарий) продолжает вносить в общую кассу. При этом ему создаются все условия проживания и ведения образа жизни, который приличествует человеку занимаемого им социального статуса. Дальше (при активной поддержки «Опус») происходит карьерный рост нумерария. Соответственно, ему создаются приличествующие условия содержания, но как и прежде весь его доход поступает в казну «Опус».
Все бы, казалось, хорошо, но человек, по существу, лишен личной жизни, возможности создать свою семью, является послушным орудием в руках руководителей, выполняя обет послушания. Добавьте сюда постоянные процедуры самоистязания и контроль над всем твоим временем. Это для нумерариев.
Для других категорий те же обеты имеют несколько облегченное содержание. Можно создавать семью, но дети должны поступать на учебу только в контролируемые «Опус Деи» учебные заведения. Треть всех доходов ты должен отдавать в «Опус». И опять же послушание, послушание и еще раз послушание…
Итальянский журнал «Панорама» опубликовал рассказ о восьмилетнем пребывании в ордене итальянской девушки по имени Ева Сичильяно. Когда ей было 12 лет, она стала ездить в культурно-религиозный центр ордена, состоявший из нескольких комнат, молельни и постоянной часовни. Еву учили там игре на гитаре, домоводству и живописи на стекле. Одновременно ее приобщали к религиозным медитациям и беседам о богоматери и о жизни Эскрива де Балагера. Почти каждую неделю Ева исповедовалась священнику — члену «Опус Деи».
Затем на пасху 13-летняя девочка две недели провела в международном общежитии в Кельне, в красивом особняке на улице Ашенерштрассе. Вместе с ней там было еще 15 итальянок, 30 испанок и представительницы десятка других стран под строгим присмотром взрослых членов ордена, которые знакомили девочек с трудами Балагера.
В следующем году, во время поездки в Рим произошел коренной поворот в жизни 14-летней Евы. На Пасху отмечается большой ежегодный праздник кандидатов в члены «Опус Деи»: сотни юношей и девушек со всех стран мира собираются на коллективные встречи с беседами и песнопениями, их принимают руководители ордена и сам Папа. Когда ей исполнилось четырнадцать с половиной лет, девочка направила письмо главе «Опус Деи» с просьбой принять ее в «нумерарии» — полноправные члены организации.
Этот акт называют «питар» (по-испански «свисток»). Вместе с другими будущими нумерариями Ева дала обет бедности, целомудрия и послушания. А через пять лет — обет верности, в знак чего выдается кольцо, которое члены организации носят на левой руке.
Вот свидетельство одного римского адвоката, у которого таким образом «украли» единственного сына…
«Как я был неправ, когда после войны отдал своего единственного сына не в муниципальную, а в частную школу. Это была католическая школа, очень хорошая, с первоклассной библиотекой, хотя и очень дорогая. Я был рад за моего сына. Я знал, какие опасности его там ожидают, но знал также по собственному опыту, что, когда парень идет в церковную школу, то делает все наоборот, что от него ждут попы. 90 процентов детей, посещающих такие школы, ненавидят их и лишь 10 процентов становятся их пленниками. Я надеялся, что мой сын избежит такой участи. Но все случилось намного хуже.
Там был «Опус Деи», который отбирает в школе наиболее одаренных детей, из хороших семей, стоящих на соответствующей социальной ступени. Однажды в возрасте 13 или 14 лет мой сын спросил у меня разрешения на посещение некой школы журнализма. Она располагалась в одной очень современной квартире. Там была библиотека, конференц-зал. Квартира расположена на одной из спокойных римских площадей, хорошо отапливалась. Были неплохие условия для учебы. Я согласился. Прошло несколько лет. Сын изучал физику. Будучи еще несовершеннолетним, попросил моего согласия на посещение так называемой Международной университетской резиденции (МУР). Пошел посмотреть, что это такое. Солидное здание. Там жили негры, испанцы, американцы. Но совсем немного народу. Что-то вроде гостиницы класса люкс с многочисленными читальными и концертными залами, имелся даже кинозал… Я был очень доволен, что сын будет посещать такое заведение, где сможет углубить знание языков, будет встречаться с людьми: все-таки единственный сын.
Но за вывеской МУРа скрывался «Опус Деи», а я этого не знал. Как-то накануне своего 20-летия сын мне говорит: «Папа, мы с тобой совсем не говорим по душам. Хотел бы сказать тебе одну вещь… Я хочу вступить в «Опус Деи». Я знал о ее существовании. У моего друга, главного адвоката в Палермо сын, инженер, входил в «Опус Деи». Мой друг был этим очень недоволен, потому что первое, что делают эти люди, — похищают детей у их семей. То есть если родители живут в Риме, посылают мальчика в Палермо; если живут в Палермо, отсылают его в Милан. Знал, что у моего друга начались очень серьезные нелады в семье. Поэтому намерение моего сына меня насторожило. Это был мой единственный сын, хороший мальчик, вежливый, нежный, умный. Я его очень любил. Он даже заявил: «Папа, если в будущем ты захочешь помогать мне, я буду тебе очень благодарен. Но если не хочешь, то ничего; я принял это решение и заработаю себе на жизнь, буду давать уроки… Я ответил: «Вопрос не в этом. Ты мой единственный сын, и я с охотой помогу тебе. Но будь осторожен. Я знаю «Опус Деи». Знаю, что они сразу же постараются отдалить тебя от семьи… Тогда он рассмеялся, сказал, что это легенда, но через два года пришел ко мне и заявил, что едет учиться в Милан. Он был уверен, что принял это решение по собственной инициативе, потому что избрал специальность, которую преподавали только в Милане. Но я уверен, что его подтолкнули к такому решению, чтобы удалить от семьи. Он уже в Милане 5 лет. Разумеется, я помогаю ему деньгами. Посылаю не так уж много, но он еще студент. Трудится и для «Опус». Стал заместителем директора миланской студенческой резиденции «Опус Деи». Такие есть в Милане, Риме, Палермо, Неаполе.
У них собственность повсюду; имеются даже замки. Там они организуют совещания, международные конференции, посвященные политическим, социальным, научным проблемам… Но никогда это не проводится от имени «Опус Деи». Пытался встретиться с кем-нибудь из руководства, но к тебе выпускают только ребят, студентов, которые говорят, что это мы все организовали сами. У меня хорошие отношения с сыном. Надеялся выиграть свое сражение, но теперь сдался. Они — божьи солдаты. Сын говорит, что очень счастлив, но я не верю.
В действительности же, как вы знаете, они готовят не проповедников, не миссионеров, а директоров банков, издательств, даже министров, чтобы держать в руках рычаги власти… В «Опус» имеются разные ступени. Мой сын — «аггрегат». Он дал три обета — бедности, непорочности и послушания. Мне не в чем его упрекать. Он ведет себя так, потому что считает, что делает правильно. Я посылаю ему сто тысяч лир в месяц, но он их не тратит на себя, а вносит в общую кассу. А если ему нужны перчатки, галстук, то обращается к старшему, и тот ему никогда ни в чем не отказывает.
Они хорошо одеты, хорошо питаются, посещают приличное общество. Сын дал три обета. Самый страшный из них — послушание. Уехал в Милан в ноябре. Я думал, он приедет навестить нас на Рождество или Новый год… куда там. В январе приехал навестить нас, но дома не остановился. Я знаю некоего монсеньора Ф. в Ватикане, и ему не нравится «Опус Деи». Я попросил его поговорить с моим сыном. Сам на встрече не присутствовал. Они проговорили два часа. Потом монсеньор мне сказал: «Ничего не поделаешь. Твой сын — почти святой. Пусть идет своим путем».
В Италии «Опус Деи» — таинственная организация. Моя жена уверена, что они бедные и что им нужно помогать. Думает, что наш сын почти умирает с голода, пытаясь заработать несколько лир. В Италии есть одна очень известная женщина, врач, психоаналитик. Когда она узнала, что мой сын вступил в «Опус», то заявила мне, что среди ее пациентов очень много людей, которые покинули эту организацию. Все они были невротиками. Надеюсь, что этого не случится с моим сыном, но я очень боюсь. Мой сын вырос на свободолюбивой поэзии Элюара. Он дал три обета. Не упрекаю его за обет непорочности и бедности, но обет послушания!.. Мы прошли через три революции, чтобы стать свободными …и это идиотское послушание; я этого не понимаю».
Несколько раз в течение беседы адвокат повторил: «Это преступление. Его зомбировали…». Не знаю, кто у кого позаимствовал эту методику отрыва от семьи, но ею столь же успешно пользуются и лидеры авторитарных харизматических сект. Идет целенаправленное разрушение первичной базовой ячейки общества. Процесс научно разработан до тонкостей. Но ни в западных странах, ни у нас не существует законодательства, способного остановить эту преступную деятельность. Есть над чем серьезно задуматься законодателям, юристам, психологам и педагогам.
Конечно, проблема преступного манипулирования сознанием человека — материя очень сложная и деликатная. Ее трудно обобщить и четко сформулировать в уголовном кодексе. Думаю, что здесь и не нужно однозначного определения на все случаи жизни.
Есть такая практика в юриспруденции некоторых западных стран: дается общее определение преступления, в нашем случае это может быть, к примеру, «корыстное манипулирование психикой людей» или даже еще шире — «зомбирование». А имело или не имело место подобное преступление, пусть решает суд с участием квалифицированных присяжных заседателей.
Не все в Ватикане поддерживали концепцию личной прелатуры. Среди противников такой идеи был и ближайший сподвижник Павла VI кардинал Джованни Бенелли. Однако через месяц после предоставления Ордену статуса прелатуры в конце 1982 г. он скоропостижно скончался в результате сердечного приступа.
С того момента папские владения стали все больше контролироваться опусдеистами. Епископ прелатуры, «Опус Деи» Хулиан Эрранс являлся сопредседателем Папского Совета, где у ордена еще двое сторонников. Делами информации и прессы в Ватикане в течение многих лет заведовал Хоакин Наварро-Валлс, «нумерарий» Ордена, соблюдающий целибат. Причем некоторые иерархи не заявляют публично о своем членстве, как, например, бывший личный секретарь главы Ватикана, впоследствии краковский кардинал Станислав Дживиш. Многие в католической церкви недовольны стремительным возвышением «новых иезуитов». Накануне канонизации Балагера в Ватикан пришло письмо от группы бывших членов «Опус Деи», обвинивших Эскриву во вспыльчивости, заносчивости и пристрастии к роскоши. Испанские журналисты пролили свет на финансовые операции «рыцарей церкви» и на связь ордена с Кларой Кальви, вдовой «божьего банкира» и масона Роберто Кальви, главного действующего лица знаменитого итальянского финансовополитического скандала. Лондонская Times опубликовала фотографию кожаной плетки, которой адепты истязают свои грешные ягодицы. В ФРГ были опубликовали целые серии разоблачительных статей и книг, написанных бывшими нумерариями. Все это — показатель серьезной внутренней борьбы за будущую идеологию Церкви, за ее геополитическую концепцию.
Превращение «Опус Деи» в движущую силу католического мира стало возможным потому, что постепенно стал меняться идеологический климат на планете. Как заметил в связи с канонизацией Балагера московский православный публицист Егор Холмогоров, до последней трети ХХ века в мире набирали силу процессы секуляризации и либерализации, однако в последние десятилетия маятник качнулся в другую сторону — происходит духовная милитаризация мировых религий. Внутри них вызревают силы, ориентирующиеся на реальный успех своего дела не только в вечности, но и «в веке сем». Трудно не согласиться с мнением автора этой статьи.
Есть в католической церкви и открытые противники «Опус Деи» и даже враги. Это Орден иезуитов. Пока будущая личная прелатура Папы барахталась в пеленках, иезуиты смотрели на их самодеятельность снисходительно. Но с начала 50-х годов прошлого столетия снисходительные улыбки сошли с лиц последователей Лойолы. «Опус Деи» составил серьезную конкуренцию Ордену в борьбе за элиту сначала католических, а потом и всех западных стран, включая США. Типичная картина борьбы аристократов, кем, безусловно, стали в Католической церкви иезуиты, с нуворишами и парвеню.
С Орденом иезуитов исторически произошла та же метаморфоза, что и с аристократическими семьями Европы. Из флибустьеров и цепных псов римских пап они с веками рафинировались и превратились в аристократов духа Римско-католической церкви. В наши дни иезуит — это всегда высокообразованный человек, имеющий как минимум два высших образования, владеющий несколькими иностранными языками. Наиболее видные теологи Римско-католической церкви — выходцы из Ордена иезуитов. А наиболее видный теолог Опус Деи, некий Торелло, по свидетельству прессы, тоже происходит из Марианской конгрегации Ордена иезуитов, откуда по каким-то причинам был изгнан. Сегодня он обвиняет Орден, что тот занимается в отношении элиты каким-то «средневековым воспитанием принципов».
Первая мощная атака со стороны иезуитов против «Опус Деи» произошла в 1963 году, года со статьей “Integralismus” в декабрьском номере журнала Wort und Wahrheit вышел один из столпов современного католического богословия Урс фон Бальтазар.
Суть ее сводилась к утверждению, что современный интегрализм в Церкви стремится реконструировать тысячелетний союз между духовной властью и властью светской. Интегрализм стремится любым способом восстановить экономическую и социальную власть Церкви, вместо того, чтобы заниматься проповедью учения Христа. И выражением такого интегрализма в наши дни является именно «Опус Деи». Критике подвергается и базовая книга «Опуса» «Путь», которая не несет в себе ничего позитивного. Указывается на безусловную связь «Опуса» с франкизмом, несмотря на отрицание этого. Он представляет из себя силу, «ставящую себя над крестом» и поскольку действует в тени, компрометирует другие католические организации.
Можно себе представить реакцию на эту публикацию со стороны «Опус Деи». Но суть противоречий и характер отношений между «личной прелатурой» и орденом не изменились и до наших дней. Из публикаций, посвященных «Опус Деи», следует выделить книгу Ферруччо Пинотти «Секретная “Опус Деи”». Ниже следует выдержка из рецензии на эту книгу журналиста Всеволода Гнетия «Тайное становится явным».
«В последнее время «Дело Божье» оказалось в центре громких международных, в частности финансовых, скандалов. Расследование итальянского журналиста пробивает брешь в том, что осталось за кулисами. Например, он повествует о тайной подоплеке избрания Йозефа Ратцингера на папский престол. По мнению автора, его избрание стало возможным благодаря самой настоящей «избирательной кампании» кардиналами, близкими к «Опус Деи». Тем не менее, одним из шагов новоизбранного Папы в 2006 году стало отстранение от должности папского пресс-секретаря и нумерария «Опус Деи» Хоакина Наварро-Вальса.
Папу понять можно. Что представляет из себя этот человек, можно будет понять позже, когда я расскажу о его выступлении перед кардиналами, прибывшими в Москву на празднование тысячелетия Крещения Руси.
Ферруччо Пинотти, основываясь на свидетельствах бывших членов «Опус Деи», проливает свет на откровенно неприглядные дела организации. Имена своих членов и добровольных помощников «Опус Деи» не раскрывает, но они повсюду, на всех уровнях государственной службы, в любом министерстве, в любом медицинском учреждении и в любой газете.
Автор пишет, что он видел в отделении организации в Вероне, как известные банкиры и ведущие менеджеры носят под строгими костюмами, по крайней мере два часа в день, настоящие средневековые власяницы, причиняющие физические страдания.
Организация ведет список рекомендованных и не рекомендованных книг, или, точнее, «Указатель» для внутреннего пользования, содержащий критические суждения о 65 тыс. литературных произведениях.
Среди рекомендованных можно встретить опусы бывшего испанского премьера Хосе Марии Аснара, произведения болонского кардинала Джакомо Биффи и даже... воспоминания эсэсовца Отто Скорцени! Среди не рекомендованных изданий — классик итальянской литературы Витторио Альфиери, книги Жоржи Амаду и Изабель Альенде, а также Умберто Эко. Последний числится среди «особо не рекомендованных» к чтению авторов из-за романов «Имя розы» и «Баудолино». Реакция «Опус Деи» на книгу Пинотти не заставила себя долго ждать. Пресс-секретарь организации Джузеппе Корильяно заявил, что организация «действует при свете дня, равно как и ее учебные заведения». В частности, он поведал о том, что вице-премьер Италии Франческо Рутелли официально открыл в Риме церемонию начала учебного года международного университета «Опус Деи». А относительно власяницы священник сообщил, что умерщвление плоти, практиковавшееся святым Хосе Марией Эскрива, имело целью привить любовь к жизни. Он также сказал, что носил власяницу сам, но всем остальным советовал делать это на добровольных началах и без принуждения».
Из личных впечатлений от общения с представителями «Опус Деи»
Все шесть лет моего пребывания в ватиканском пресс-центре там работал корреспондент одной из испанских газет. Где-то через месяц после того, как я там появился, коллеги «продали» мне его как члена этой закрытой организации. Я не придал этому значения, поскольку только начинал знакомиться с деятельностью католической церкви и не представлял себе, что такое «Опус Деи».
Это был очень симпатичный, привлекательный внешне, но очень замкнутый молодой человек. Почти ни с кем не общался, кроме одного журналиста, очень похожего на него по манере вести себя, держаться с окружающими, бывшего явно из той же компании. При моем приближении испанец всегда настораживался, на вопросы отвечал односложно. Был вокруг него еще один ореол — служба в прошлом во французском Иностранном легионе. Это обстоятельство в моих глазах характеризовало его скорее как авантюриста. Элегантный, замкнутый, немногословный, молодой, но, как говорили раньше, «с прошлым» — эдакий романтический персонаж. При этом было в нем что-то болезненное. Он должен был нравиться сентиментальным женщинам. И явно нравился. Бедняга, как же он, должно быть, страдал!
Что меня еще поражало, так это его манера одеваться. Это был какой-то особый стиль элегантности, присущий только ему и его приятелю, что выделяло их от других журналистов. Позднее он принял священнический сан, что свидетельствовало о его серьезном карьерном продвижении в Опус. Карьерный рост ждал и его друга.
Когда спустя несколько лет в ватиканском пресс-центре появился новый руководитель — Хоакин Наварро-Валлс, одного взгляда на него было достаточно, чтобы угадать в нем члена «Опус Деи». У всей этой троицы, безусловно, что-то неуловимо общее во взгляде, в манере поведения и в стиле одежды. Может быть, конечно, это заявление излишне самоуверенное, но мне кажется, что мужчин членов «Опус Деи» с тех пор я смогу вычислить и в огромной толпе элегантно одетых людей.
По ассоциации вспоминается эпизод из одного фильма конца 80-х — начала 90-х годов, где героиня (ее играла еще совсем юная Ольга Дроздова), спасаясь от «злодеев» решает затеряться среди кордебалета, выступавшего практически в нижнем белье. Героиня снимает с себя платье и в очень схожем «одеянии» идет в толпе танцовщиц. Но вдруг ее останавливает грозный окрик одного из руководителей группы: «Это что у вас за униформа?»
Хоакин Наварро-Валлс вместе с кардиналами, прибывшими на 1000-летие крещения Руси, присутствовал на том приеме у митрополита Филарета в его резиденции в Серебряном бору, где я тогда впервые испробовал тост как форму публичного выступления. Тогда он неприятно поразил всех одной своей репликой. Желая угодить высоким прелатам, выступая со своим тостом, он заявил, что чрезвычайно рад находиться в таком высоком обществе, а то ему все время приходится общаться с журналистами, а это, знаете, такое низкое племя…
При этих словах кардинал А. Казароли, слегка отвернувшись в сторону, поморщился, кто-то поднял глаза кверху, другие продемонстрировали, что ничего не произошло, будто в компании воспитанных людей с одним случилась какая-то неожиданность…
Я выступал следующим. Тогда мне стоило больших усилий не начать свой тост с упоминания о том, что я бывший журналист, равно как и сам Н. Валлс.
После этого Валлс еще много лет работал руководителем ватиканского пресс-центра, несмотря на то, что руководству Святого престола явно был хорошо известен его интеллектуальный потенциал. Но у руководителей католической церкви преданность, послушание и исполнительность ценятся значительно выше других качеств. Их-то и формируют такие организации, как «Опус Деи».
Сергей Кузнецов,
Читайте нас: