Год назад газета Financial Times сообщала, что страховщики морских перевозок обеспокоены тем, что санкции в отношении российской нефти могут привести к нарушению глобальных цепочек поставок и повышению цен, а также осложнить жизнь для транспортных и страховых компаний.
На днях это же издание вновь забило тревогу по поводу санкций. Однако на этот раз речь идет о том, что компании, соблюдающие ограничения, просто теряют свой бизнес по мере роста российского теневого флота.
Если прошедший год чему-то научил страны Запада, так это тому, что любые санкции можно обойти. На самом деле, следовало бы заметить это еще в случае с Ираном и Венесуэлой, но этого явно не произошло и Россию обложили беспрецедентными санкциями в надежде, что она рухнет за несколько месяцев.
Вместо этого российский экспорт растет, несмотря на эмбарго ЕС и ограничение цен G7, чтобы удовлетворить спрос мирового рынка. Большая семерка свое объявила решение о предельных ценах успехом, игнорируя многочисленные свидетельства того, что российская нефть продается дороже.
«Если целью санкций является заставить страну изменить свою политику, то критерием их эффективности должно быть именно это», – заявил глава отдела страхования морских и воздушных перевозок Lloyd’s Market Association. Нил Робертс предостерег, что любые дальнейшие санкции, которые в настоящее время обдумываются западными правительствами, едва ли окажут какое-либо влияние на внешнюю политику Москвы, но определенно нанесут ущерб глобальной системе поставок.
Похоже, что в G7 кое о чем забыли, разрабатывая свой санкционный удар по российской нефти. Речь идет о том, что страховщики и перевозчики есть не только на Западе.
Существуют также российские страховые компании, готовые предоставить страховое покрытие для танкеров. Есть индийские страховщики и китайские грузоперевозчики. И они с удовольствием наращивают свой бизнес, о чем свидетельствуют недавние новости вокруг индийской судоходной компании Gatik. Она была наказана за перевозки российской нефти, предположительно без соблюдения потолка цен, но всего несколько дней спустя нашлась индийская страховая компания, которая обеспечила необходимое страховое покрытие.
Кроме того, существует теневой флот танкеров, принадлежащих небольшим неизвестным компаниям, которые ежедневно перевозят миллионы баррелей российской нефти и топлива. По данным трейдерской компании Trafigura, по состоянию на февраль 2023 года численность этого теневого флота составляла более 600 судов.
В настоящее время обсуждается новый пакет санкций, которые будут направлены также против стран, ведущих бизнес с Россией. Согласно сообщению агентства Bloomberg, дискуссии еще продолжаются, и маловероятно, что ЕС внесет в черный список и накажет таких торговых партнеров России как Индия и Китай. Тем не менее, в новый пакет вполне могут быть включены меры, направленные против этих компаний.
Недавно санкционное давление на Москву получило детальную оценку финского аналитического центра. Центр исследований энергетики и чистого воздуха пришел к выводу, что доходы России от продажи нефти растут после сокращения в первые два месяца прошлого года и близки к уровням прошлого ноября, до введения эмбарго ЕС и ограничения цен.
Возможно, именно поэтому страховщики высказываются открыто, несмотря на опасность попасть под огонь критики за неодобрение санкций. Похоже, что попытка наказать Россию за ее вторжение в Украину привела к противоположным результатам.
Этого следовало ожидать. Ситуация не могла сложиться по-другому, поскольку мир зависит от нефти. Как уже не раз было доказано, она всегда находит способ достичь потребителей. И хотя эмбарго и потолок цен, безусловно, лишили Москву некоторой части доходов, гораздо больнее эти меры ударили по западным страховщикам и грузоперевозчикам.
Читайте нас: