Владельцы АЗС и маркетов в Польше подсчитывают убытки, у людей воруют автомобили и запчасти. В каком-то смысле в страну вернулись 90-е, когда преступность зашкаливала, пишет INN Poland. Есть одна категория краж, которую полиция уже называет эпидемией. Это кражи из магазинов.
Если верить политикам, то мы живем в стране, "текущей молоком и медом", где нет бедности, где у каждого есть хлеб с маслом, ну и чем его запить тоже. Между тем, на самом деле преступность растет, и люди не чувствуют себя в безопасности. Владельцы магазинов подсчитывают убытки, у людей воруют автомобили и запчасти. В каком-то смысле к нам возвращаются 90-е. И это значит, что хорошей нашу жизнь назвать нельзя. Это касается и воров, и их жертв.
90-е годы были странным, прекрасным и ненормальным временем. Левые любят пугать им своих детей. Им говорят, что вернется Бальцерович и придется работать. Либералы рассказывают, что тогда произошло рождение польского капитализма. Полицейские вспоминают перестрелки с мафией и погони. Сегодняшние 40-летние в 90-х были молоды и поэтому вспоминают это время довольно позитивно. Я тоже кое-что о нем знаю.
Большим недостатком этого периода (90-х годов) был действительно высокий уровень преступности, стимулируемой резким расслоением общества. Преступники имели легкий заработок, но отчасти сами были порождением бедности.
И вот эта атмосфера сейчас к нам возвращается. Может быть, это не та прежняя организованная преступность, распространявшаяся и на частный, и на государственный сектор. Но атмосфера страха, неуверенности и недоверия возвращается. Когда вы впервые заходите в небольшой магазин, продавец смотрит на вас как на потенциального вора. Потому что он вынужден так к вам относиться.
Недавно я был в супермаркете. Какой-то человек с пакетами перепрыгнул через загородку у неработающей кассы. Ему не повезло, он зацепился, пакет порвался, покупки разлетелись по полу. Вор бросился бежать, охранник последовал за ним. Я посмотрел на кассиршу. "И такое все чаще", – сказала она.
Я иногда общаюсь с владельцами магазинов в моем районе. Нет ни одного, кто бы не жаловался на воров. Они рассказывают, что у них пропадают две категории продуктов. Самые элементарные, дешевые, которые люди явно крадут из бедности. И дорогие, которое воры не могли бы себе позволить.
В течение уже какого-то времени меня не оставляет ощущение, что уровень преступности у нас растет. И я не имею в виду махинации с налогами, рейдерские захваты банков и торговлю наркотиками. Я говорю об обычной, повседневной преступности, когда ты все время думаешь, не снимет ли кто-нибудь колеса с твоей машины или не собьет ли с ног, убегая из магазина с упаковкой пива.
Весь прошлый год в моем микрорайоне скручивали колеса с машин. Серьезно. Дошло до того, что, выходя на прогулку, я смотрел на новые машины и на то, какие у них диски. И загадывал, какое авто лишится колес на этой неделе. И мне случалось угадывать.
Практически не проходило недели, чтобы какую-нибудь машину не "раздели". Полиция не могла ничего с этим поделать целый год. Теперь она не справляется уже не только с кражей колес, но и с угоном целых машин. В местной группе в соцсети я все чаще вижу сообщения от опечаленных (бывших) владельцев тойот, фольксвагенов и других автомобилей.
В нашем районе успехом у воров пользуются катализаторы. Постоянно пропадают велосипеды. Раньше велосипеды дожидались хозяев там, где их оставили. В течение последнего года-полутора мы с соседями вынуждены уделять все больше внимания своему движимому имуществу, чтобы оно не стало слишком уж движимым. У домоуправа украли даже метлу. Бывшую в употреблении.
Я решил посмотреть, подтверждаются ли мои наблюдения официальными данными. Для начала я обалдел. Почти. Дело в том, что имеющаяся в свободном доступе полицейская статистика по стране расписана замечательно, но только до 2021 года. Зато имеется статистика столичной полиции.
Из нее следует, что в первом квартале 2020 года на территории, за которую отвечает столичная комендатура полиции, было совершено 3578 краж, 1879 краж со взломом и угнано 300 автомобилей. Год назад было совершено 3604 кражи, 2056 краж со взломом и угнано 277 машин. За тот же период 2023 года было зафиксировано 4205 краж, 1650 краж со взломом, 250 хозяев лишились своих авто.
Да, картина неважная, но какого-то драматического скачка преступности не наблюдается. За исключением определенного вида краж, число которых значительно возросло.
Время от времени насчет них в СМИ попадали фрагментарные данные полицейской статистики. Мы знаем, например, что за весь прошлый год в Польше было зарегистрировано 476 тысяч уголовных преступлений. Это примерно на 8 тысяч больше, чем годом ранее. Вроде бы ничего трагического, но есть одна категория краж, которую полиция уже называет эпидемией. Это кражи из магазинов.
С января по октябрь 2022 года в магазинах было совершено почти на 30% больше краж, чем годом ранее. По сравнению с 2020 годом этот рост еще более резкий – 58,8%.
При этом мы должны учитывать еще один факт. Речь идет только о зарегистрированных преступлениях. А многие владельцы уже даже не пытаются вызывать полицию, когда кто-то выбегает из их маркета с пивом и бутербродом.
Я недавно писал об эпидемии краж топлива с АЗС. Кражи происходят чаще всего утром или вечером, когда персонал станции теряет бдительность. Воры обычно приходят закутанными в шарфы, в надвинутых на глаза шапках и капюшонах. Они выбирают самую далекую от кассы колонку, заправляются и просто уезжают. Обычно на их машинах отсутствуют номерные знаки, чтобы их было трудно идентифицировать.
По данным Главного управления полиции, приведенным порталом радиостанции Tok FM, в прошлом году в Польше произошло около 8200 случаев краж топлива на сумму более 500 злотых каждая. Это примерно на 30,5% больше, чем в 2021 году. Краж на сумму менее 500 злотых было 93400 (рост на 26,5%). Полиция подсчитала, что в прошлом году на АЗС было совершено краж на 21,3 миллиона злотых. Годом ранее – на 13,5 миллиона.
Масштаб явления лучше всего отражает пример Свебодзицкого повята. Здесь на имеющихся 18 автозаправках в 2022 году была совершена 381 кража. То есть, по статистике, каждую станцию грабили 21 раз.
Таким образом, отчетливо видно, что за последние 2-3 года что-то произошло. Но что? Злодеи стали смелее? Или их стало больше? Или Польша так обеднела? Но ведь у нас нет безработицы, ожидается замедление инфляции, нам повышают зарплаты. А еще пособия "500 плюс", 13-я и 14-я пенсии и множество других льгот...
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: