Одной из характерных черт украинского конфликта является активное использование обеими сторонами передовой военной
Но чем дальше в лес, тем сильнее заметно, что говорить о полной «симметричности» технических возможностей российской армии и ВСУ всё же не приходится. Наши войска, в начале СВО испытывавшие явный дефицит «хайтека», непрерывно и методично насыщаются высокотехнологичными образцами, как проверенными временем (те же «Краснополь» и «Смельчак» появились ещё на закате СССР), так и новейшими, вроде «Ланцетов» и «Кинжалов».
Ассортимент современной техники и средств поражения расширяется, выпуск каждого конкретного образца растёт, а вместе с ними накапливается и соответствующий боевой опыт. Не стоит забывать о том, что эпитеты типа «автосопровождение цели», «выстрелил и забыл» и т.п. не означают буквально, что оператору достаточно нажать одну кнопку, а дальше система всё сделает сама – нет, требования высокой квалификации и даже специфического таланта вовсе не исчезают. Как говорил один киноперсонаж, тонкая техника в руках идиота – груда металлолома.
Очень наглядно это демонстрируют наши враги. В течении трёх десятилетий якобы крайне успешной «незалежности», доставшийся Украине в 1991 г. огромный кусок советского промышленного и научного потенциала был съеден и переварен несколько раз; говорить о «собственном украинском» производстве чего угодно технически сложного и до 2022 г. можно было только очень осторожно, а сейчас вовсе нонсенс. На сегодняшний день абсолютно всё вооружение, которое ВСУ получают взамен утерянного, приходит на Украину из-за рубежа.
Это само по себе не грех: те же евреи тридцать лет успешно бились почти исключительно импортным (американским и французским) и трофейным оружием против численно превосходящих и вооружённых по последнему техники слову арабов. За полтора года через руки украинских фашистов прошёл объём вооружения, сопоставимый с арсеналом всех европейских членов НАТО, включая самые совершенные образцы – но ВСУ до израильской эффективности, как до Тель-Авива пешком. Антирекорды же по критерию «результат/вложения» принадлежат, как ни странно, тем самым «самым совершенным» натовским игрушкам, но виноваты в этом не только криворукие украинские вояки.
«Высокобестолочное» оружие
Запросы Киева меж тем продолжают расти. 23 мая появились сообщения, что украинская верхушка домогается до Берлина с просьбой-требованием выделить из арсеналов люфтваффе крылатые ракеты Taurus с дальностью полёта 500 км, каковых у немцев в наличии 150 единиц. 26 мая украинское Минобороны заявило, что для «полного освобождения» территории Украины нужны хотя бы 48 единиц F-16. Впрочем, некоторые в Киеве считают, что одних истребителей маловато будет, и для гарантии потребуются ещё дополнительные зенитные комплексы, включая... 16-18 батарей Patriot, чтобы «прикрыть все возможные направления» от российских воздушно-ракетных ударов.
Забавно, что эти хотелки озвучиваются на фоне предельно расточительного использования той «премиум-техники», которую западные «союзниками» фашистам уже выделили. Тот же Patriot успел наделать бед (24 мая известный авиаблогер Fighterbomber заявил, что погибшие 13 мая наши борта были сбиты именно этим комплексом), но уже 16 мая
Но это хотя бы можно назвать разменом, а вот британские ракеты Storm Shadow показали себя приблизительно никак. С 12 мая ВВСУ провели порядка 20-30 пусков, расстреляв
Парадоксально, но при всём при этом требования Киева «всего и побольше»... совершенно справедливы с военной точки зрения. Не даст соврать самая результативная западная «вундервафля» в арсенале украинских фашистов – «пресвятой» HIMARS.
Хотя на сегодняшний день ореол «чудесности» с американских РСЗО уже слетел, они всё ещё остаются грозным оружием. С их помощью в прошлом году ВСУ добились даже результатов оперативного значения: именно массированное применение HIMARS заставило наше командование перестраивать всю систему боепитания, ускорив
Конечно, фашисты и HIMARS применяли далеко не рационально: преизрядная доля дорогостоящих ракет была потрачена на бессмысленный террор гражданского населения в прифронтовой зоне. Тем не менее американские РСЗО во всех их вариациях оказались практически единственным оружием ВСУ, которое оправдало чаяния хотя бы западных кураторов. В чём же секрет?
А никакого секрета и нет, дело всего лишь в том, что это оружие с высокими характеристиками применялось достаточно массово: всего на Украину было поставлено не менее 40 установок MLRS, MARS II, LRU и HIMARS, и тысячи ракет к ним. Благодаря большому количеству ПУ и боеприпасов фашисты смогли учиться методом проб и ошибок, и выработать действенные тактические приёмы, с помощью которых причинили нашим войскам немалый ущерб.
С Patriot и Storm Shadow ситуация принципиально иная: их просто слишком мало для экстенсивного использования, для перехода количества в качество. Применение же одиночных ЗРК и ракет идёт только во вред фашистскому делу, поскольку позволяет нашим воинам относительно безопасно учиться противостоять новым угрозам. Точно так же, кстати, будет и с западными танками, если и когда они всё-таки доберутся до передовой.
По сути в точности повторяется ситуация с гитлеровскими «Тиграми» под Ленинградом в осенью-зимой 1942-1943 гг. Тогда несколько технически сырых машин вполне ожидаемо не смогли как-то существенно изменить ситуацию на фронте в пользу вермахта, зато захваченные советскими бойцами подбитые танки дали богатую пищу для размышлений и помогли Красной армии подготовиться к массовому нашествию «Тигров» на Курской дуге.
«Почём здесь самая дешёвая железяка?»
Если посмотреть на тему рационально, поставлять оружие в таком режиме, как сейчас (слишком мало и слишком поздно) невыгодно самим «союзникам» Киева: последний не только не добивается результатов и разбазаривает технические секреты, но ещё и роняет престиж западной техники в глазах третьих стран. Характерно, что в последнее время давние клиенты американского ВПК всё чаще смотрят в сторону альтернатив: например, Саудовская Аравия и Египет присматриваются к китайскому оружию. Конечно же, этому сильно способствует
Проблема в том, что обеспечить массовость оружейных «пакетов» США и компания попросту не могут, и чем дальше, тем становится сложнее: начинает ощущаться нехватка уже не только самого «железа», но даже такого «возобновляемого» ресурса, как деньги.
Ещё 15 мая в американской прессе появилась информация, что из выделенных на поддержку Украины в 2023 г. 48 осталось всего 6 миллиардов долларов. За этим вскоре последовала крайне странная бухгалтерская «нестыковка» с якобы неверно проведённой стоимостью уже отправленного Киеву оружия, которая позволила достать из «ниоткуда» дополнительные 3 миллиарда долларов. Нет сомнений, что это жульнический ход, пока что неясно лишь, кого именно обокрали: сидящих на украинской теме распиловщиков бюджета или снова американского налогоплательщика.
Впрочем, едва ли этих миллиардов хватит надолго. 21 мая бывший вице-президент американского концерна Raytheon Ассад в интервью CBS немного приоткрыл завесу тайны над ценообразованием по-американски. С его слов, всего лишь один ПЗРК Stinger, который в 1991 г. стоил 25 тысяч долларов, ныне обходится Пентагону в 400 тысяч – и всё благодаря монополии и ликвидации части производственных мощностей в конце прошлого века.
При «честной» индексации цены на разницу курсов, один ПЗРК должен был бы стоить около 50 тысяч долларов, и даже если учесть издержки на возобновление производства, американская военщина всё равно получает ракеты с двойной, а то и тройной наценкой. Для сравнения, закупочная цена одной Storm Shadow составляет около 2,4 миллиона долларов, но это за почти что самолёт. А ведь речь пока что о всего лишь одном наименовании, и не самом важном, тогда как пресловутые полсотни F-16 с необходимыми расходниками, по утверждению американского генерала Милли, обойдутся минимум в 10 миллиардов.
Так и складывается порочный круг: Киев хочет много оружия, но не показывает результатов – Запад хочет результатов, но даёт недостаточно оружия. И хотя «пожелания» Зеленского и команды насчёт увеличения «допомоги» имеют под собой вполне твёрдые резоны, «союзники» тоже не напрасно опасаются, что дополнительные вложения в оружие для ВСУ просто пойдут прахом во всех смыслах. Вот и тянет «коалиция истребителей» резину, как ранее «коалиция танков»: несколько месяцев на поставку, ещё несколько на обучение – а там, глядишь, кое-какого ненасытного транжиру и повесят.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: