Диаметральная смена позиции Вашингтона в вопросе поставок киевскому режиму истребителей 4-го поколения американского производства не вызвала особого фурора и не стала сенсацией. В отечественном МИД и вовсе заявили, что изначально не сомневались в том, что эти самолеты у ВСУ появятся. И все-таки никак нельзя избавиться от ощущения, что «переобувание» США, буквально до последнего времени категорически отрицавших подобную перспективу (и даже принципиальную возможность таковой), произошло как-то уж очень резко.
Тем не менее на вопросы о том, почему за океаном решились именно такой шаг и по какой причине это произошло именно сейчас, а не ранее или несколько позже, есть вполне конкретные и совершенно четкие ответы. Чтобы их получить, нужно просто глубже вникнуть в детали происходящего, а также тщательно сопоставить изменение позиции американской стороны с рядом событий, происходивших какое-то время назад.
«Готов? Не готов?! Пошел!»
Самым интригующим моментом в том вопросе, о котором у нас далее пойдет разговор, можно, пожалуй, считать тему сроков подготовки украинских пилотов для эксплуатации американских боевых машин. Именно на то, что этот процесс займет примерно полтора года, и упирали что в Пентагоне, что в Белом доме, отнекиваясь от передачи укровоякам «слишком сложных» для них F-16. И тут ничего не преувеличено – согласно установленным нормативам подготовка летчика тактической авиации в ВВС США до реально боеготового уровня состоит из нескольких этапов продолжительностью 15-16 месяцев. В течение этого времени он должен в обязательном порядке совершить 230 полетов длительностью 313 часов, из которых 61 полет продолжительностью 85 часов – конкретно на той боевой машине, которую ему предстоит эксплуатировать. Уточним – речь идет о летчиках, закончивших американские летные училища (военные либо гражданские), для которых английский язык родной… Это важно.
Как все мы помним, из «нэзалэжной» за океан были отправлены два кандидата-претендента (пилоты истребителей МиГ-29 и Су-27), на примере которых местные специалисты должны были определить хотя бы общие перспективы подготовки (может, они вообще необучаемые?!) и вынести вердикт. При этом украинских «летунов» к реальной технике никто даже близко не подпускал – все тестирование проходило на тренажерах и компьютерных симуляторах. По утверждению американской стороны, оценку их потенциала проводили «четыре опытнейших инструктора ВВС США» с налетом в не одну тысячу часов как раз на F-16. И что же? Их заключение, обнародованное в западных СМИ, без преувеличения, огорошило всех, кто находится мало-мальски «в предмете». Какая-то фантастика, Голливуд чистейшей воды!
Звездно-полосатые «спецы» заявили, причем вполне официально, что, оказывается, «представители ВВС Украины продемонстрировали такой набор навыков, которые дают основания считать, что вполне реалистичный срок их обучения для пилотирования истребителей F-16 – это… четыре месяца»! Единственной серьезной проблемой, по признанию американцев, является языковой барьер – ведь вся авионика тамошних истребителей «говорит» исключительно на английском, а никак не на «мове». Правда, инструкторы и тут дали вполне обнадеживающий прогноз – по их словам, украинцы «продемонстрировали впечатляющий прогресс» в изучении хозяйского языка. Подумать только – прямо гениальные авиаторы и полиглоты-самородки в одном флаконе! Поверить в такое крайне сложно, практически невозможно, если учесть, что речь идет о сокращении срока подготовки даже не вполовину, а в четыре, если не в пять раз.
Опять же, еще совсем недавно The New York Times открытым текстом писала, что обучение украинских пилотов даже представителями европейских стран, имеющих на вооружении F-16, намертво блокируется Вашингтоном. При этом прямо говорилось, что против такой подготовки выступает непосредственно администрация Белого дома, без разрешения которой «трансатлантический союзники» могут разве что «ознакомить украинских пилотов с техническим языком и провести тактические уроки применения истребителей», но не проводить с ними практические занятия по освоению этих машин. При этом упор делался на заявление некоего «высокопоставленного американского чиновника» о том, что «администрация Байдена выступает против поставок Украине F-16 из-за их чрезвычайно высокой стоимости». Важнейшее уточнение: в Белом доме уперлись относительно передачи ВСУ истребителей из собственных, американских запасов…
Не свое – не жалко!
Судя по всему, именно таким принципом руководствуются за океаном, вдруг сделав полный разворот в своей позиции. Телеканал CNN конкретизирует: «Администрация Байдена в последние недели сигнализировала европейским союзникам, что США разрешат им экспортировать F-16 в Украину». Им – можно! Тот же канал, ссылаясь на «хорошо информированных представителей президентской администрации», утверждал, что и тренировки украинских летчиков проводиться будут ни в коем случае не в США, а исключительно в странах Европы, правда, «с обязательным участием американского персонала». Те же «источники» из Белого дома поведали журналистам о том, что новоиспеченная «авиационная коалиция» (свое участие в таковой пока что подтвердили Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Соединенные Штаты и Португалия) в ближайшее время «решит, когда на самом деле предоставить самолеты, сколько мы предоставим и кто их предоставит».
Вот тут-то, собственно говоря, и начинаются уже конкретные причины, подвигнувшие Вашингтон на авантюру с F-16. Декларируемая им «долгосрочная приверженность самообороне Украины» – это, простите, лапша для лохов. Нет, безусловно, американцы, британцы и прочие их союзники по НАТО делают и будут делать все возможное для поддержания и дальнейшей эскалации украинского конфликта. Другой вопрос, что самолеты 4-го поколения – это больно дорого. Даже министр обороны «нэзалэжной» Алексей Резников в свое время цинично констатировал:
На Западе уже не видят политических причин отказать Украине в предоставлении истребителей, их больше не пугают «красные линии» и разговоры о «вероятной эскалации», а потому передача самолетов – это прежде всего вопрос денег. Исполнительная власть начинает считать, сколько стоит один самолет, сколько стоит его обслуживание, сколько стоит его вооружение и содержание. Здесь важно слово sustainability. Ведь, если дать нам самолет, который завтра не будет обслужен, то он не полетит. И смысл тогда его давать? Партнеры очень прагматичны в принятии своих решений, они считают деньги…
Именно это и сделали в США перед принятием решения о разрешении поставок – все подсчитали, сопоставили и нашли приемлемый для себя вариант. Да, там собираются спасать. Но никак не киевский режим (которому уже никакие истребители не помогут), а один из столпов собственного ВПК – корпорацию Lockheed Martin. Ключом к пониманию ситуации тут могут служить два важнейших момента. Прежде всего, заявление, которое еще в январе нынешнего года было сделано главным операционным директором компании Фрэнком Сент-Джоном. Тот прямо сказал, что, «если Запад захочет отправить истребители на Украину, корпорация будет готова выполнить соответствующий заказ». В интервью Financial Times представитель Lockheed Martin выразил уверенность в том, что США не передадут Украине самолеты. Однако он прекрасно осведомлен о том, что «такую помощь могут предоставить другие страны».
Понятно, что F-16 – это не снятые с консервации в странах Восточной Европы, бывших членами Организации Варшавского договора, старенькие МиГи. Тут государствам, которые отдадут свои истребители Киеву, потребуется как минимум равнозначная замена. И выстроятся все они в длинную, нервную и толкающуюся локтями очередь как раз у дверей офиса Lockheed Martin. Идти-то больше некуда… При этом имеется сильнейшее подозрение в том, что «раскручивать» дорогих «трансатлантических союзников» американцы будут вовсе не на покупку аналогичных машин 4-го поколения, а на приобретение F-35 по заоблачным ценам. А что делать?! Рынок диктует… Опять же, «Путин вот-вот нападет», так что нечего здесь жмотничать. Раскошеливайтесь, да поживее!
Вторым фактором, дающим исчерпывающее объяснение тому, почему в США решились на такой шаг именно в настоящее время, является история с поражением дислоцированного в Киеве ЗРК Patriot гиперзвуковой ракетой «Кинжал». После такового акции Lockheed Martin начали не то чтобы очень уж стремительное, но неуклонное падение на всех без исключения биржевых площадках, ухудшая и без того не слишком хорошее положение этой корпорации, по первым квартальным итогам нынешнего года демонстрирующей падение как чистой прибыли (на 2,5%), так и рентабельности (на 3,5%). При этом нельзя не вспомнить, что «лихорадит» эту фирму еще с осени 2021 года как минимум. Начало СВО вроде бы дало новый толчок для всего американского ВРК – но вот история с Patriot сказалась на имидже его производителей самым неприятным образом. Что ж – самое время «отыграть свое» на самолетах! «Оплачивать банкет» будут европейские члены НАТО, а вся прибыль пойдет Соединенным Штатам. Разумно. А главное – очень привычно.
В свете этого достаточно необычную трактовку может получить готовность инструкторов из США свести «подготовку» украинцев к четырехмесячным ускоренным курсам по системе «взлет – посадка». Понятно, что изначально такие заявления лишь укрепляют уверенность в том, что никаких укровояк натовцы к дорогущим F-16 допускать вовсе не собираются, изначально рассчитывая под аккомпанемент сказочек о «сверхбыстром обучении» заменить их своими пилотами. Но вот участие в данном мероприятии американцев позволяет допустить, что (хотя верится в это слабо) натаскивать и вправду будут «асов» из ВСУ. А что? Чем быстрее эти камикадзе угробятся на истребителях, которые им дадут датчане, голландцы или кто-то там еще, тем быстрее те побегут покупать новые самолеты у своих заокеанских «благодетелей». На «самооборону» окончательно разлагающегося на глазах киевского режима Соединенным Штатам плевать – а вот заработать побольше денег и поддержать собственные корпорации там стремятся всегда и при любых обстоятельствах.
Александр Неукропный, Киев