Зерновая сделка выполняется, по сути, в одни ворота. Украина без препятствий с нашей стороны вывозит своё зерно, причём не в беднейшие страны, как обещала при переговорах, а в богатый Европейский Союз, как всегда. Наши же удобрения и зерно вывозить почти невозможно: ЕС и Соединённые Государства Америки блокируют не только взаиморасчёты, но и страховку перевозок.
Семнадцатого мая президент Турции первым сообщил: на очередных переговорах сделка продлена ещё на шестьдесят дней. Министерство иностранных дел Российской Федерации отметило, что все перекосы в исполнении надо выправить чем побыстрее.
Журналисты открытым текстом спросили Сергея Викторовича Лаврова, связано ли решение с ходом выборов президента Турции.
Министр иностранных дел РФ ответил: "Сделка не касалась изначально, когда её предложил Антониу Гутерриш, Турции или какой-то конкретной страны. Она касалась декларированной задачи – обеспечения продовольственной безопасности и обеспечения, прежде всего интересов беднейших стран". Он отметил, что генеральный секретарь ООН "понимает свою ответственность за реализацию своей собственной инициативы, которая носила пакетный характер, предполагая, что наряду с вывозом украинского зерна, ООН берётся добиваться того, чтобы были сняты все ограничения на пути экспорта российских удобрений и российского продовольствия".
Открытым текстом полагаю: ограничения, учинённые коллективным Западом, не удастся снять даже через ООН – разве что найдём обходные пути.
Платежи в РосСельхозБанк скорее всего если и пойдут, то не через международную систему SWIFT. Переговоры о восстановлении поставок аммиака по трубе из Тольятти в Одессу пока безрезультатны. Суда с нашим зерном Запад не страхует.
Лавров открытым текстом заявил, что два месяца нынешнего продления будут решающими. Открытым текстом надеюсь: чем очевиднее будут препятствия глобального Запада движению нашего продовольствия на глобальные Юг и Восток, тем сильнее там поддержат нас.