Лента новостей

22:20
Впереди натовского «паровоза»
21:43
Глава Samsung собрался очистить компанию от неповоротливого топ-менеджмента в сфере чипов
21:02
Госпереворот в США: Трус, Балбес и Бывалый в администрации Байдена
20:12
В Севастополе прямо под носом у полиции произошла драка
20:11
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 23 ноября
20:10
На Западе подсчитали, что в ряды «измотанных» ВСУ можно мобилизовать ещё 3,7 млн. украинцев
19:55
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 23 ноября, вечер
19:54
Чехия хочет снабжать оружием НАТО и Украину
19:24
Меркель: Зеленский делает меня козлом отпущения
19:19
Что сулит Израилю ордер МУС на арест Нетаньяху и Галанта?
19:15
Президент РФ подписал закон о списании долгов по кредитам участникам СВО
18:59
Оплата по геолокации заработает в 10 российских городах уже в этом году
18:40
Tesla признана самой опасной маркой машин — в этом есть и заслуга Илона Маска
18:19
Ударная волна орешника докатилась до Румынии и Польши - Новости
17:52
Киевский режим аннулирует брони от мобилизации выданные Минэкономики
17:51
Постпред РФ пригрозил ответом Лондону и Парижу за ракетные удары по российской территории
17:50
В РКК рассказали о количестве найденных мирных жителях Курской области, которые пропали в результате агрессии Украины
17:18
«Кинжал» на минималках: ракета «Орешник» может пробить любую оборону ВСУ
16:21
Украина в три раза увеличила закупку электроэнергии в Евросоюзе
16:20
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 23 ноября
16:19
«Умирает от рака, которого у него никогда не было». Что случилось с американским журналистом Russia Today?
16:18
Bloomberg прогнозирует газовый кризис в Евросоюзе
16:13
Прорыв, штурм и поднятие флага: «Отважные» освободили Новодмитровку у Курахово (ВИДЕО, КАРТА)
15:25
Шольц назвал применение РФ «Орешника» пугающей эскалацией
15:21
Ситуация на линии фронта обостряется, но инициатива в наших руках
14:46
Польские фермеры устроили блокаду на украинской границе
14:41
Неизвестный дрон-разведчик следил за британским авианосцем в порту Гамбурга — Bild (ФОТО)
14:00
Литва профинансирует производство дрона-ракеты «Паляница»
13:59
Командующего Южного военного округа ВС РФ сняли с должности
13:36
Прорыв обороны Украины: Подоляка рассказал о штурме Торецка и Южно-Кураховском успехе! Последние новости от Юрия Подоляки на сегодня, 23.11.2024, свежая сводка из зоны СВО
13:30
Экипажи штурмовиков Су-25 нанесли удары по позициям ВСУ в курском приграничье — видео
13:06
Коготок увяз – всей птичке пропасть, или Киев вцепился в Сеул мертвой хваткой
12:52
Европа в шоке от Орешника, но они еще Новатор не видели - Новости
12:38
Для освобождения Херсона необходимо полное господство ВКС РФ в воздухе
12:24
Оппозиция Абхазии призвала протестировать в республике единую валюту России и Белоруссии
12:23
Российские войска бьются за Часов Яр в ДНР. Треть города освобождена от украинских оккупантов
12:07
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 23 ноября, день
12:00
Сводки с фронта: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 23 ноября 2024 года
11:55
«Возросшее мастерство Советской армии»: Минобороны РФ опубликовало документы о Моонзундской операции
11:11
«Ростех» налаживает массовый выпуск кварцевых генераторов
11:01
Мир в тени «Орешника» – настал ли момент истины?
10:48
Меркель призвала не проводить переговоры о мире без Украины
10:25
Российская армия отражает атаки ВСУ в Курской области: детали утренних событий 23 ноября
10:19
«Практически организовано»: Путин заявил о принятии решения по серийному производству ракетных систем «Орешник»
10:14
Медики из США поделились «детективной историей» о синдроме Рапунцель
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Как решить проблемы МТК «Север – Юг»

Как решить проблемы МТК «Север – Юг»


Как решить проблемы МТК «Север – Юг»

Подписание соглашения между Россией и Ираном о сотрудничестве по финансированию проектирования, строительства и поставок товаров и услуг для создания железной дороги Решт – Астара на территории Ирана стало серьёзным продвижением проекта международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг».

Идея МТК «Север – Юг» зародилась в 1999 году, когда группа индийских, иранских и российских транспортных фирм подписали генеральное соглашение об экспортно-импортной транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору Шри-Ланка – Индия – Иран — Каспийское море – Россия.

12 сентября 2000 года в ходе II Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге было подписано межправительственное соглашение о создании коридора «Север – Юг»; странами-участницами стали Россия, Иран и Индия. В мае 2002 года в Санкт-Петербурге министрами транспорта стран-участниц был подписан протокол об официальном открытии коридора. В период с 2000 по 2002 год по коридору были направлены сотни индийских контейнеров.

Однако в дальнейшем, из-за многих технических сложностей, контейнерные перевозки по международному транспортному коридору ограничились маршрутом Россия – Иран. Перевозки контейнеров из Индии через Астрахань были заморожены. Тем не менее к договору присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман, Сирия. Заявки на присоединение подавали Турция и Украина.

Начатая Россией специальная военная операция на Украине вызвала жёсткие экономические санкции со стороны США и их союзников, что стимулировало расширение сотрудничества России и Ирана. Важным этапом этого сотрудничества как раз и стало подписание соглашения о финансировании строительства железной дороги «Решт – Астара».

Однако наличие ряда нерешённых технических и конкурентных проблем осложняет запуск МТК на полную мощность.

«Торможение грузов происходит не только из-за незавершенности железнодорожной логистики, но и в силу поведения азербайджанской таможенной службы, прохождению грузов нередко препятствующей. Аналогичная ситуация происходит и на казахстанском участке восточного маршрута МТК "Север – Юг". Представители российских и иранских логистических компаний заявляют о необходимости форсированного развития морской инфраструктуры. Развитие морских перевозок позволит обойтись без участия Азербайджана и Казахстана или, во всяком случае, существенно снизить зависимость от Баку и Астаны», – пишет в своем телеграм-канале российский востоковед Александр Князев.

Столкнувшись с торможением своих грузов при их прохождении через таможни Азербайджана и Казахстана, перевозчики Киргизии и Таджикистана «уже вполне серьезно собираются осваивать маршрут через Узбекистан, Туркмению и Каспий».

«Поведение конкретно азербайджанской стороны скорее обусловлено собственными планами развития транспортной инфраструктуры в Закавказье, – комментирует ситуацию телеграм-канал «Рыбарь». – Если строительство участка железной дороги «Решт – Астара» будет закончено и «Север  Юг» заработает на полную мощность, то у проекта Зангезурского коридора, перспектива реализации которого замаячила перед Алиевым после победы в 44-дневной войне, будет серьезная конкуренция. Поэтому возникающие проблемы на таможне больше похожи на желание досадить конкуренту. И выходом из этой ситуации действительно является развитие морской инфраструктуры через Каспийское море».

Что касается Казахстана, то в ходе прошедшего в Самарканде саммита Организации тюркских государств президент Токаев подчеркнул, что для его страны приоритетен обходящий территорию России широтный «Транскаспийский международный транспортный маршрут, пролегающий через территории трех братских государств – Казахстана, Азербайджана, Турции».

На международном форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» много говорили о развитии МТК «Север – Юг», в частности о необходимости строительства на Каспии морского терминала. Транскаспийский участок МТК проходит через порты Астрахань – Оля — Махачкала – Бендер-Энзели (Иран) – Бендер-Амирабад (Иран) – Ноушехр (Иран) — Бендер-Аббас (Иран) — Мумбаи (Индия). Главной проблемой для реализации этого мультимодального морского маршрута является проблема рентабельности.

Вице-президент Международной академии транспорта Виталий Збаращенко отмечает, что «если везти грузы через Каспийское море – нужно делать две перевалки. В итоге цена получается такой, что это становится никому не выгодно. Поэтому вагоны стоит провозить на пароме, не перегружая из них груз, и для этого нужно сделать двухъярусные паромы и двухэтажные рельсы – аппарели в портах погрузки и выгрузки. Тогда получится обойтись без лифтов, которые сильно увеличивают время погрузки. Грузы нигде не будут переваливаться в портах, а просто накатываться на паром и скатываться с него». Подобная технология использовалась в СССР в сообщении между Литвой и ГДР.

Для эффективной организации грузоперевозок по Транскаспийскому участку МТК «Север – Юг» необходимо провести также ряд дноуглубительных работ на внутренних водных путях Единой глубоководной системы РФ и Волго-Каспийского морского судоходного канала.

Необходима и модернизация железнодорожных подходов к портам Астрахань и Оля на участке Аксарайская – Саратов; строительство многофункционального портово-логистического комплекса на территории портовой особой экономической зоны в Астраханской области (порт Оля). Дноуглубительные работы на Каспии уже ведутся, ведётся реконструкция Волго-Каспийского канала, а также российских морских портов. Намечено развитие морских логистических терминалов на Каспии.

Планы развития МТК «Север – Юг» как транзитного были заявлены 20 лет назад. За это время их реализация продвинулись очень мало. Однако сейчас МТК «Север Юг» приобрёл стратегическое значение и нацелен уже не на транзит иностранных грузов через Россию, а на перевозки российских внешнеторговых грузов по самому короткому пути выхода отечественных товаров на мировые рынки. Запуск на полную мощность рентабельной модели Транскаспийского участка МТК «Север – Юг» в значительной степени нивелирует конкурентные преимущества стран транзита, контролирующих западный и восточный берега Каспия, так как грузы из России по морю будут направляться прямо в Иран и далее – к портам Индийского океана.

Для России эффект функционирования МТК «Север – Юг» станет намного более значимым, чем от предполагавшегося ранее транзита чужих грузов, поскольку в условиях жёстких санкций коллективного Запада он даёт нашей стране возможность напрямую выйти на рынки юга Евразии и далее по всему миру.


Владимир ПРОХВАТИЛОВ


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх