На фоне постепенно развивающегося контрнаступления ВСУ привлекло внимание сообщение о том, что Франция готова поставить на Украину дополнительно к первым 14-ти еще некоторое количество легких колесных танков AMX-10RC, которых должно хватить для вооружения сразу нескольких батальонов. Что подобная специфическая
Мы не туземцы?
Отметим, что отношение к легким французским танкам AMX-10RC в нашей стране высказывается крайне скептическое. Ну, еще бы, Парижу ведь колесные танки нужны для того, чтобы «гонять туземцев» где-то в песках «черного континента». Действительно, там быстроходная и вездеходная легкобронированная техника с мощной пушкой прекрасно раскрыла свой потенциал, используясь в стремительных марш-бросках, фланговых ударах с рассечением позиций противника, его окружением и преследованием обратившихся в бегство. Но что может поделать несколько батальонов AMX-10RC против второй армии в мире?
Прежде всего, следует отметить, что это не совсем танки, точнее, совсем даже и не танки. Это пушка на колесах, или самоходное артиллерийское орудие (САО), по российской классификации. Калибр ее стандартный для НАТО, 105-мм. Боекомплект AMX-10RC составляет 38 унитарных снарядов, которые могут быть осколочно-фугасными, высокоскоростными кумулятивными и оперенными подкалиберными. В качестве вспомогательного вооружения выступают 7,62-мм спаренный с пушкой пулемёт с боекомплектом 4 000 патронов и 12,7-мм пулемёт на крыше башни у командирского люка.
Самоходное французское орудие оснащено достаточно современной прицельной системой, в которую входят лазерный дальномер, баллистический вычислитель и набор датчиков, выдающих данные о метеорологических условиях, собственном положении корпуса и башни машины, скорости цели и т.д. У командира бронемашины имеется панорамный прибор наблюдения с возможностью ведения огня из пушки, у наводчика – оптический и тепловизионный прицелы. AMX-10RC интегрирован в единую систему управления войсками со спутниковой навигацией.
Специфическая для САО ходовая часть, основанная на колесной базе, значительно расширяет ее возможности. Гидропневматическая система его подвески позволяет изменять положение корпуса, не только клиренс, но и дифферент. Носовая часть французской бронемашины может быть значительно задрана вверх либо, напротив, опущена вниз, что расширяет углы склонения орудия для поражения целей. Этот эффект может использоваться при устройстве засад. Серьезный калибр орудия позволяет AMX-10RC поражать российскую бронетехнику и защищенные позиции.
Дизельный двигатель мощностью 280 лошадиных сил дает возможность французскому колесному танку разгоняться до 85 км/час по шоссе и до 40–45 км/час по бездорожью, запас хода составляет от 500 до 1 000 км в зависимости от дорожных условий. Понижение давления в шинах повышает проходимость легкой бронетехники на замолоченной местности. Интересно, что AMX-10RC, в отличие от обычного БТР, может развернуться на месте по-танковому.
При всех вышеперечисленных достоинствах главным недостатком французского самоходного орудия является слабая броня. Она проектировалась с прицелом на плавучесть и примерно соответствует нашим БМП: держит в лоб выстрел из крупнокалиберного пулемета, а боковая броня устоит только против легкого стрелкового вооружения. То есть, «танковать» на таком САО нельзя по определению, поэтому едва ли мы увидим, как ВСУ идут на AMX-10RC в лобовую атаку. Тогда зачем они нужны украинской армии? По этому поводу высказываются разные мнения. Одни считают, что Париж просто сбрасывает Киеву то, что уже устарело и не нужно ему самому. Другие же предполагают, что французские танки будут направлены в Незалежную в больших количествах именно потому, что смогут максимально раскрыть там свой потенциал в маневренной войне.
О том, что такое колесные танки, зачем они реально нужны, мы подробно рассказывали еще в
Вполне очевидно, что легкие колесные танки не пойдут в лобовой штурм хорошо укрепленных российских позиций. Напротив, они будут массированно использоваться именно в маневренной войне, используясь для разведки боем, глубоких стремительных прорывов и окружения, а следом за ними пойдет более серьезная бронетехника. Возможности французской техники в наступлении еще проявятся в ходе грядущей летне-осенней кампании 2023 года. Вопрос в том, чем можем на это ответить мы.
Контрнаступ, наш
О том, что России во избежание Больших Проблем на Южном фронте следует самой перейти в контрнаступление на северо-востоке Украины, мы подробно
Для этого крайне желательно, чтобы российские войска были столь же высокомобильны и скоординированы в своих действиях, как противник. Скоростная и вездеходная колесная бронетехника, оснащенная мощным оружием, конечно, не является сама по себе панацеей, но она могла бы внести свой вклад в повышение эффективности ВС РФ. Проблема в том, что ее в наших войсках сейчас практически нет.
Когда-то были наработки в данном направлении в СССР - колесный танк 2С14 «ЖАЛО-C» с противотанковой 85-мм пушкой 2А62 на базе БТР-70. В молодой Российской Федерации велась работа над колесным танком 2С28 «Спрут-К» на базе перспективного БТР-90, но ни он, ни бронетранспортер в серию не пошел. Последней надеждой обзавестись техникой соответствующего класса был проект «Бумеранг» (ВПК-7829), однако государственные испытания колесных БМП и БТР на платформе «Бумеранг» еще только начались. Пока что рассчитывать на них можно, как на «Армату».
В связи с этим, из реально освоенного массовым производством можно вспомнить 2С23 «Нона-СВК». Это батальонное самоходное орудие-миномет калибром 120 мм, построенное на базе БТР-80. САО обладает высокой проходимостью и скоростью, предназначено для подавления живой силы, артиллерийских и миномётных батарей, ракетных установок, бронированных целей, огневых средств и пунктов управления противника. Боекомплект самоходного орудия-миномета полностью унифицирован с боекомплектом буксируемого орудия 2Б16 «Нона-К» и гусеничной САУ 2С9 «Нона-С», он представлен осколочно-фугасными, кумулятивными, активно-реактивными и даже корректируемыми снарядами. Также в комплект вооружения входит 7,62-мм пулемет ПКТ и два ПЗРК 9К38 «Игла-1» для борьбы с воздушными целями.
Главной проблемой 2С23 «Нона-СВК» является то, что она начала серийно производиться в начале 90-х годов прошлого века, поэтому была произведена малой серией. По состоянию на 2021 год, до начала СВО, в Сухопутных войсках их было всего 30 штук. Однако при необходимости их количество может быть увеличено, ибо все компоненты производством давно и успешно освоены.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: