На заре развития Интернета казалось, что в нем ничто не опасно, а потому все возможно. Был даже красивый манифест сетевой свободы от всех ограничений реального мира. Увы, по мере роста практических применений стало ясно: люди в Сети те же, что и за ее пределами, а потому и угрозы те же.
Пятого мая правительство Российской Федерации утвердило концепцию информационной безопасности детей. Оно, в частности, отмечает: "В Интернете дети могут столкнуться с разными опасностями, например со злоумышленниками, которые под видом сверстников будут выяснять личные данные ребёнка или спрашивать о его семье и использовать эту информацию для манипуляций в преступных целях".
Открытым текстом напоминаю: взрослые тоже легко выспрашивают у детей сведения, нужные для последующих преступлений, так что нужно, по сути, в очередной раз использовать в виртуальном мире те же правила поведения, что в реальном. Другое дело, что мы и в реальном мире их не всегда соблюдаем.
Концепция предлагает объединить усилия государства и родительского сообщества, сформировать и внедрить в образовательный процесс уроки информационной безопасности, научить школьников безопасному поведению в интернете, повысить их цифровую грамотность. Например, на таких уроках объяснят, как распознавать мошенников и как правильно поступать, когда незнакомцы начинают выяснять личные данные ребенка или спрашивать о его семье.
Открытым текстом полагаю: главное, чему надо научить – тому, что правила безопасности в основном едины во всех сферах нашей деятельности. Хоть в цифре, хоть в аналоговой жизни. А еще – тому, что правила безопасности пишутся кровью их нарушителей. И тому, что только в компьютерных играх да офисных программах есть возможность сохранить состояние в любой удачный момент, а за столь скромными пределами все необратимо. Поэтому хоть взрослому хотя бы биологически, хоть ребёнку – хоть в компьютере, хоть в классе, хоть на улице – надо либо слова и дела фильтровать, либо за них отвечать. Лично мне фильтровать легче. Чего и вам желаю.