Россия является незаменимым партнером для Индии. Нью-Дели будет развивать отношения с Москвой в своих собственных интересах и пойдет в том направлении, которое будет ей выгодно, несмотря на угрозы США, пишет Asia Times.
"Деидеологизированная" внешняя политика правительства Моди раздражает Соединенные Штаты, поскольку в условиях нового многополярного мира Индия стремится к расширению своей стратегической роли и участия в сфере безопасности
М.К. Бхадракумар (M.K. Bhadrakumar)
Со временем большинство отношений претерпевают изменения, от уважительной признательности до стремления взять верх и даже контролировать другого. Но текущий поворотный момент в российско-индийских отношениях доказывает, что, если речь идет об отношениях между равными партнерами, им не грозит попасть в эту ловушку.
Министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар (Subrahmanyam Jaishankar) сделал акцент на этом моменте в ходе своего выступления на российско-индийском бизнес-форуме, который состоялся на прошлой неделе в Дели. Он назвал отношения между двумя странами "самыми устойчивыми" в мире и добавил, что их партнерство привлекает к себе столько внимания не потому, что оно меняется, а потому, что оно как раз не меняется.
Лагерь "либералов-интернационалистов" в индийских СМИ и аналитических центрах, а также плохо информированные слои общественного мнения, начавшие критиковать позицию Индии в отношении украинского кризиса, последнее время постепенно осмысляют объективные причины того, как именно правительство страны ведет себя в нынешней опасной ситуации, которая несет в себе риск потенциальной конфронтации между Западом и Россией.
Все указывает на то, что Вашингтон, откуда обычно черпают вдохновение индийские лоббисты, тоже решил смириться с недвусмысленным посланием правительства Моди Западу о том, что Индия будет развивать отношения с Россией в своих собственных интересах и пойдет в том направлении, которое будет ей выгодно.
В воскресенье радиостанция Voice of America решила прокомментировать сообщения о том, что делегация индийских бизнесменов, в состав которой вошли около 50 представителей делового сообщества, отправилась в Россию с целью укрепления экономических связей между странами:
Индия и Россия также ведут переговоры по вопросу о заключении соглашения о свободной торговле. Москва стала крупнейшим поставщиком сырой нефти в Индию.
Нью-Дели не поддержал санкции против Москвы, которые ввел Запад под руководством Соединенных Штатов, и напрямую не осудил действия России на Украине, но при этом он продолжает призывать к урегулированию конфликта путем переговоров. Он также продолжает наращивать свое экономическое взаимодействие с Россией, несмотря на призывы Запада постепенно дистанцироваться от Москвы.
Хотя за последние два десятилетия Нью-Дели укрепил стратегические партнерские отношения с Соединенными Штатами и другими западными странами, он продолжает поддерживать тесные связи с Москвой.
Хотя западные страны хотят, чтобы Индия уменьшила свою зависимость от российского импорта, чтобы изолировать Москву в связи с ее действиями Украине, Нью-Дели тверд в своем стремлении сохранить экономические отношения с Россией.
Этот отрывок из материала Voice of America подтверждает, что, со своей стороны, Индия ясно дает понять, что эту парадигму вовсе не обязательно нужно рассматривать как игру, в которой может быть только один победитель, и Вашингтон пусть и неохотно, но все же соглашается с тем, что он не в состоянии заставить Индию подчиниться.
Возможно, решение президента США Джо Байдена пригласить премьер-министра Нарендру Моди приехать с государственным визитом в Белый дом в июне, а также его решение принять участие в саммите Большой двадцатки, который пройдет в Нью-Дели в сентябре, являются отражением креативного ответа Соединенных Штатов на стремление индийской дипломатии не допустить вмешательства "хищников" в ее связи с Россией.
Между тем реальная задача, стоящая перед администрацией Байдена, заключается в том, чтобы вытянуть американо-индийские отношения из колеи типично деловых связей и создать подлинное взаимовыгодное партнерство, которое, с точки зрения Индии, вписывалось бы в дорожную карту "по превращению Индии в развитую страну" в ближайшие четверть века, которую Моди изложил в ходе своего публичного выступления в Коччи, штат Керала, 1 мая.
Несомненно, ожидания Индии касательно собственного развития чрезвычайно высоки, и Нью-Дели не смирится с простой подчиненной ролью в глобальной стратегии Соединенных Штатов. Америка и ее союзники рассматривают Индию как "балансирующий фактор" в Индо-Тихоокеанском регионе, но совершенно очевидно, что у Нью-Дели есть собственные большие планы.
Россия предлагает использовать свои огромные экспортные доходы от продажи нефти в Индию, чтобы инвестировать средства в индийскую обрабатывающую промышленность, чтобы затем ее продукция экспортировалась в Россию. Страны обсуждают договор о внедрении российской системы передачи финансовых сообщений, которая позволит им осуществлять трансграничные платежи. Они обсуждают возможность приема индийских карт Ru-Pay и Единого платежного интерфейса (UPI) в России и российских карт "Мир" и Системы быстрых платежей в Индии. Они также готовятся запустить морской коридор, который соединит Владивосток и Ченнаи. Все эти шаги свидетельствуют о стремлении двух стран создать необходимую основу для масштабного расширения российско-индийских торгово-экономических связей в ближайшее время.
В своем выступлении на бизнес-форуме на прошлой неделе Джайшанкар подчеркнул необходимость наращивания индийского экспорта в Россию, а его российский коллега, член межправительственной российско-индийской комиссии и вице-премьер Денис Мантуров призвал к активизации переговоров по подписанию соглашения о свободной торговле с Индией и в настоящее время работает над договором о защите инвестиций.
Объемы двусторонней торговли уже превысили 45 миллиардов долларов, что казалось совершенно немыслимым до тех пор, пока Россия не отвернулась от Запада и не начала активно развивать партнерские отношения со странами Азии, чтобы найти замену бывшим европейским партнерам. Со своей стороны, правительство Моди быстро воспользовалось появившейся возможностью на фоне постпандемийного восстановления и постепенного скатывания пострадавших от инфляции экономик Европы и Соединенных Штатов в рецессию.
Для Индии это прекрасная возможность получить особый привилегированный доступ к огромным минеральным ресурсам Сибири и Дальнего Востока России и к современному Эльдорадо – российской Арктике. Эти две страны отлично дополняют друг друга, поскольку Индия с ее траекторией роста представляет собой долгосрочный рынок для сырьевой промышленности России по всем направлениям.
В отношениях между Индией и Россией практически нет разногласий. Некоторые индийские аналитики неустанно вторят американской пропаганде о том, что Россия превращается в "младшего партнера" Китая, и это подрывает взаимное доверие между Нью-Дели и Москвой.
Источником этих клеветнических заявлений является либо непонимание, либо, что более вероятно, преднамеренное, надуманное искажение, в котором совершенно не учитывается тот факт, что Россия и Китай являются самостоятельными "государствами-цивилизациями" – и соседями с очень непростой общей историей, – поэтому они просто не могут выстраивать отношения с иерархической структурой, как в формальном альянсе.
Суть в том, что Индия проявляет невероятную находчивость, создавая синергию из треугольника Россия-Индия-Китай, которая могла бы породить оптимальные внешние условия для реализации ее внешней политики как на региональном, так и на глобальном уровне. Препятствием является укоренившийся нарратив об отношениях Индии и Китая, который сменявшие друг друга индийские правительства последовательно укрепляли. Однако наследие правительства Моди будет иным.
Россия находится в благоприятном положении для того, чтобы оживить треугольник Россия-Индия-Китай, потому что она продолжает расширять и углублять двусторонние отношения и с Индией, и с Китаем. Между тем правительство Моди ведет "деидеологизированную" внешнюю политику, в основе которой лежат национальные интересы.
Этого следует ожидать по мере изменения глобального миропорядка, а Индия стремится максимально реализовать свои интересы и взять на себя более значимую стратегическую роль и роль в сфере безопасности. Тем не менее, по сути, Индия остается стороной, заинтересованной в демократизированном многополярном международном порядке.
Россия принимает этот нюанс и старается не диктовать Индии свои условия.
М. К. Бхадракумар – бывший индийский дипломат.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: