За пределами Запада давно говорят о смерти классической "независимой журналистики". Теперь осознание этого печального факта пришло к самим западным журналистам. Превращение в коллективного агитатора и пропагандиста стало очевидно даже для тех, кто еще недавно с пеной у рта доказывал: пропаганда может быть только на востоке! Но нет. Оказывается, и на западе происходят события, которые подтверждают "покорную готовность западных (особенно американских) журналистов бездумно тиражировать самые неправдоподобные россказни властей на тему внешней политики и национальной безопасности".
С таким резким разоблачением выступил автор журнала The American Conservative Тед Карпентер. Свою статьюон озаглавил "Подрывая репутацию журналистики". И не случайно: название обыгрывает еще и подрыв "Северных потоков", о котором в основном и идет речь в материале. Впрочем, не только о нем. Начинает Тед Карпентер с критики западных журналистов, освещающих скандальную историю 21-летнего нацгвардейца США Джейка Тейшейры, обвиненногов разглашении секретных документов. "Рабская готовность New York Times и прочих печатных органов нашего истэблишмента помогать властям в поимке Джека Тейшейры, ставшего источником утечек информации о лжи США и НАТО на тему вооруженного конфликта на Украине и по другим вопросам, — пишет Карпентер, — является образцом запредельной низости нашей журналистики".
Все верно. Когда-то западная, прежде всего американская журналистика задавала высокие стандарты профессиональной чести и честности. Да и качественной работы тоже. Внутренние пособия вроде справочника "Как писать для Associated Press" молодые российские журналисты в начале 1990-х зачитывали до дыр. И искренне верили, что именно так работают все их коллеги за пределами бывшего "железного занавеса".
Наверное, таких честных, отчаянных, готовых на все ради торжества справедливости журналистов на Западе когда-то было немало. Они и сейчас еще встречаются, но уже как архаизмы. Примером тому может служить легендарный Сеймур Херш — тот самый человек, который вытащил на свет Божий подлинную историю подрыва "Северных потоков". Вытащил — и тут же попал под перекрестный огонь нынешних американских журналистов-пропагандистов. "Когда прославленный автор журналистских расследований Сеймур Херш в феврале 2023 года опубликовал сенсационную статью о том, что диверсию на трубопроводах осуществили США, — пишет Карпентер, — большая часть элитной американской прессы поначалу практически никак не освещала разоблачения Херша, а уважения к нему проявляла еще меньше".
Зачастую молчание бывает красноречивее любых обвинений или признаний. Остатки корпоративной чести не позволили западным журналистам сорваться на визгливый лай в адрес посмевшего поступить честно коллеги. Зато не помешали радостно подхватить откровенную фальшивку, состряпанную на скорую руку в Вашингтоне.
"Якобы независимые журналисты послушно гнут линию американского государства", — ставит диагноз Тед Карпентер. И подводит неутешительный итог: "Для таких журналистов было весьма характерно подробное освещение гуманитарных крестовых походов Вашингтона на Балканах, войн по насильственной смене режимов в мусульманском мире и все более частых провокаций (таких как расширение НАТО), нацеленных против России".
Все верно. Откровенная ложь о "гуманитарных бомбардировках" была подхвачена западными журналистами с такой готовностью, как будто это именно они много лет трудились в "тоталитарных советских СМИ". Все то, в чем обвиняли они своих советских коллег, оказалось присуще журналистике Запада в той же мере. Даже в большей! Ведь именно там, если верить западным пропагандистам, всегда царила свобода слова, истинное уважение к частному мнению и праву на защиту от клеветы. Все это в одночасье оказалось забыто, а на повестке дня в полный рост встала проблема получения материального вознаграждения за обслуживание интересов власти.
Еще один классический пример последних дней — скандальная отставка известнейшего американского журналиста, сотрудника телеканала Fox News Такера Карлсона. Активно критиковавший политику администрации Джо Байдена телеведущий в одночасье оказался на улице. Почему? Никакой информации об этом нет, все питаются исключительно догадками. По мнению кандидата в президенты США Дональда Трампа, Карлсона могли уволить, хотя телеканал настаивает на обоюдном желании расстаться.
На самом деле неважно, как именно была обставлена эта отставка. Факт остается фактом: после известия об уходе Карлсона капитализация Fox рухнула почти на миллион долларов. И это лучше всего доказывает, насколько на Западе соскучились по настоящей журналистике. Пусть не независимой, но хотя бы способной представлять весь спектр мнений, а не только провластный.
На это никогда и ни за что не пойдет нынешняя западная элита. Оценив всю прелесть использования "карманных СМИ", лидеры коллективного Запада не хотят расставаться со столь мощным инструментом проталкивания нужной им повестки. Лучше всего это доказывает их реакция на процессы откровенного подавления свободы слова в ныне "демократических" странах бывшего СССР. Причем действуют там методами, от которых у советских печатных рулевых случился бы инфаркт. Например, на Украине, которую представляют чуть ли не образцом современной демократии, под контроль хунты поставлены все без исключения СМИ. И печатные, и сетевые, и телевидение, и радио, и даже публикации в соцсетях. Повальная цензура и наказание за малейшее несоблюдение "линии партии" — вот как выглядит сейчас свобода слова по-украински.
Коллективный Запад это совершенно не тревожит. Поставленные под ружье украинские журналисты послушно расписывают все ужасы "русской оккупации", тиражируют ложь о "преступлениях российских наемников" и превозносят "мужество захисников". Ничего другого от современных якобы демократических работников пера и микрофона не требуется.
Почему так случилось? Потому что мир стал однополярным. То есть потерял способность к критическому восприятию действительности. Какой бы неприятной ни была точка зрения оппонента, в ней всегда содержится зерно истины. Или хотя бы намек на нее. Если оппонента нет — нет и критики, а значит, можно быстро убедить себя в том, что все шаги совершаются верно, все решения справедливы, а действия оправданы. Тогда можно сочинять идиотские формулировки вроде тех же "гуманитарных бомбардировок" и называть "политикой сдерживания" откровенную эскалацию конфликта в тысяче километров от собственной страны.
Есть расхожая шутка насчет того, что демократия — это не власть народа, а власть демократов. Нынешняя ситуация в США, да и вообще на Западе подтвердила верность этого афоризма. А заодно избавила его от всякой иронии. Теперь это — правда. Которую очень нужно последовательно, непрерывно, неукоснительно навязывать тем, кто живет под этой властью. А то вдруг перестанут верить?!