Новоизбранный президент Чешской республики Петр Павел заявил на днях, что Китай получает от России дешевую нефть, газ и другие ресурсы, а стало быть, заинтересован в сохранении статус-кво, «потому что это может подтолкнуть Москву к ряду уступок».
Можно было бы просто отмахнуться от высказываний новичка, не имеющего политического опыта, если бы не репутация Чехии как марионетки Вашингтона. Отсюда возникает большой вопрос: что же задумала администрация Байдена?
Прежде всего замечание Павла является грубым упрощением. Европа десятилетиями получала российскую нефть и газ по низким ценам, пока ЕС под давлением Америки не принял идиотское решение ввести санкции против Москвы. Вполне естественно, что Россия обратилась к другим рынкам сбыта, прежде всего азиатским, одним из которых является Китай.
Европейцы должны беспокоиться о том, что даже после окончания войны они, возможно, никогда больше не увидят «дешевых» российских энергоносителей. Кстати, Китай – не единственный бенефициар. Об этом хорошо знают европейцы, покупающие российскую нефть у индийских компаний по гораздо более высоким ценам.
Некоторую ясность по поводу высказываний чешского лидера внесло ожидаемое заявление Джо Байдена о выдвижении на пост президента в 2024 году. Один из важнейших пунктов его выступления во вторник состоит в том, что перспектива прекращения войны на Украине до ноябрьских выборов 2024 года теперь может считаться практически нулевой.
Единственная альтернатива – полная победа над Россией. Однако, реакция Москвы показывает, что на кону стоит не больше и не меньше, чем прямой вооруженный конфликт между США и Россией. Все высокопоставленные российские чиновники выступили во вторник с соответствующими заявлениями, а СМИ сообщили, что на линии фронта развернут новый российский танк «Армата Т-14». По оценкам Москвы, администрация Байдена будет изо всех сил пытаться добиться смены режима в Кремле, причем не исключено создание угрозы для существования российского государства.
Бывший президент Дмитрий Медведев прокомментировал такой сценарий, предупредив, что Россия может быть вынуждена применить ядерное оружие. Ссылаясь на состояние психического здоровья Байдена, Медведев написал в Твиттере: «На месте американских военных я бы срочно изготовил фальшивый чемоданчик с фальшивыми ядерными кодами на тот случай, если он победит».
С другой стороны, администрацию Байдена не может не тревожить тот факт, что Европа связана с Китаем прочными экономическими отношениями, и именно интересы старой Европы будут в конечном счете определять политику Евросоюза. Важно понимать, что на три страны, Францию, Италию и Германию – приходится более половины ВВП ЕС, и эти же страны являются крупнейшими торговыми партнерами Китая в ЕС.
На фоне шумихи, вызванной недавним одобрением президентом Франции Эммануэлем Макроном тесных связей с Китаем в области промышленного производства, осталось незамеченным, что канцлер Германии Олаф Шольц придерживается той же точки зрения, что и Макрон. Так же обстоит дело и с премьер-министром Италии Джорджией Мелони. После потери Британии и России, Европа не хочет потерять еще и Китай в качестве привилегированного торгового партнера.
Вашингтон мучает вопрос: займет ли ЕС вслед за США конфронтационную позицию по отношению к Китаю в ближайшие месяцы или будет стремиться к большей независимости от Америки со всеми вытекающими последствиями. А старую Европу, в свою очередь, гложут сомнения по поводу того, захочет ли будущая администрация США идти на сближение, даже если Европа сделает еще один шаг навстречу.
Важно понимать, что экономика ЕС просто не создана для отношений в духе холодной войны, поскольку она слишком зависит от глобальных цепочек поставок. Принимая это во внимание, высока вероятность того, что прокитайское лобби в Париже и Берлине одержит верх. Кроме того, есть основания предполагать, что в процессе будет возрожден и франко-германский альянс.
Демонизацию чешским президентом Китая как злого духа, преследующего Европу, следует видеть в общем контексте. Это суррогатный голос, выражающий опасения Байдена по поводу того, что полное поражение Украины в ближайшие месяцы побудит Европу объединить усилия с Китаем, чтобы положить конец войне.
Читайте нас: