2-3 июня блок Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки (БРИКС) встретится в Кейптауне, чтобы обсудить расширение, сообщает Bloomberg со ссылкой на посла ЮАР Анила Суклала.
По словам посла, тринадцать стран официально подали просьбу о присоединении, а ещё шесть сделали это неофициально.
«Мы получаем заявки на вступление каждый день», - подчеркнул Анил Суклал.
Кроме вопросов расширения состава БРИКС, министры стран-членов объединения обсудят «горячие точки», в том числе Судан, где уже 10-й день продолжается конфликт между армией и военизированными формированиями.
По мнению западных СМИ, диалог о расширении инициировал Китай в прошлом году, поскольку «вторая по величине экономика мира пытается укрепить дипломатическое влияние, чтобы противостоять доминированию развитых стран в ООН». Это, утверждает Bloomberg, крайне беспокоит других членов БРИКС, что их влияние ослабнет, особенно если будут приняты близкие союзники Пекина. На Западе подчеркивают, что валовой внутренний продукт Китая более чем в два раза превышает размер всех четырех других членов БРИКС вместе взятых.
Про ВВП Китая – это факт известный. Как и очевидная попытка Запада аккуратно подогреть внутренние противоречия в БРИКС. Альянс и в нынешнем состоянии уже выглядит серьезной угрозой западному доминированию, поскольку в нем состоит 42% населения мира – хотя члены БРИКС имеют менее 15% прав голоса во Всемирном банке и МВФ.
Из известных стран, которые с большой вероятностью войдут в состав БРИКС летом, это Иран и Саудовская Аравия. Лишнее подтверждение того, что БРИКС действительно универсальная площадка, где есть место для самых разных стран. Членство помогает урегулировать конфликты, или по крайней мере контролировать уровень эскалации, например, между Индией и Китаем.
Потенциальное расширение БРИКС с 5 членов до 24 сделает альянс практически равным ЕС по числу участников, а экономические перспективы станут несопоставимыми.
Логично ожидать углубления интеграции в рамках БРИКС и постепенного отхода от западных парадигм. Расширенный БРИКС создаст гигантский «внутренний рынок», более справедливый, чем англосаксонская проекция рынка «всемирного». Поэтому нельзя исключать постепенного перетока в рынок БРИКС регуляторных функций, которые пока что остаются в западных руках.
Не стоит игнорировать и второй контур БРИКС, куда можно отнести ОПЕК+ и ШОС. Понятно, почему лояльные США аналитики пытаются выстраивать восприятие отношений внутри БРИКС по известным лекалам – для многих трудно отказаться от мысли, что сотрудничество может строиться не на принципе «у кого больше дубина – тот и главный».
ОПЕК+ в этом смысле идеальный пример того, как прагматизм и экономические интересы оказываются важнее любых локальных политических противоречий. ШОСу пока далеко до НАТО в плане обеспечения «военного зонтика» для стран-членов БРИКС, но его вектор развития выглядит в этом плане многообещающе.
Единые правила, предсказуемость политики и равная ценность всех участников – это куда более стабильный базис для долговременного сотрудничества и преодоления кризисов.
Как показывает практика, однополярная система мира в чистом виде просуществовала не более 20 лет, а затем начала раскалываться на фрагменты. Причем за это время никакой существенной выгоды не получил никто за исключением «золотого миллиарда».
Читайте нас: