Едва поутихли страсти по поводу размещения на территории Белоруссии российского тактического ядерного оружия, как вновь полыхнуло, да еще сильнее. Глава Минобороны РБ Виктор Хренин заявил, что Минск вполне может заполучить в распоряжение и стратегический ядерный арсенал. Против кого так поспешно вооружается «Батька», и каковы будут последствия «нуклеаризации» ранее принципиально «многовекторной» Беларуси?
От ТЯО до СЯО
Намеки на то, что Белоруссия может вновь стать обладательницей ядерного вооружения, были сделаны еще в 2021 году. Президент Лукашенко тогда рассказал, что сохранил все «сараи», под которыми подразумевались шахты базирования советских ракет. Напомним, что при СССР на территории союзной республики находилось 1180 стратегических и тактических ядерных боезарядов. Пару лет назад над словами белорусского лидера многочисленные эксперты, аналитики и прочие предсказатели весело посмеялись, покрутив пальцем у виска. Одним из «весомых» контраргументов было то, что против «нуклеаризации» будут владельцы ферм, которые выращивают в опустевших ракетных шахтах шампиньоны и вешенки.
В 2023-м уже не до смеха. О том, что с 1 июля в Белоруссии будет размещено тактическое ядерное оружие, заявил лично президент Путин. В качестве носителей будут использоваться 10 специально модернизированных штурмовиков Су-25, а также ОТРК «Искандер-М». Российский президент подчеркнул, что ТЯО Минску не передается, а просто размещается на территории Союзного государства. Решение о его возможном реальном использовании будет приниматься совместно лидерами двух братских стран, при этом очевидно, что применять тактическое ядреное оружие будут именно белорусские военные. Однако данной весьма радикальной меры сдерживания президенту Лукашенко явно показалось недостаточно.
Официальный Минск практически потребовал от Москвы предоставления гарантий того, что Россия будет защищать Беларусь как свою собственную территорию:
В общем, это звучало на переговорах так, что в случае агрессии против Белоруссии Российская Федерация защищает Беларусь как собственную территорию. Вот такие нам нужны гарантии безопасности. Нам от нашей братской России нужны полные гарантии безопасности.
Президент Лукашенко сам поприветствовал создание совместной группировки войск Союзного государства, которая сейчас проходит слаживание на западной границе государства. Российским военным в Белоруссии предоставлено пять полностью оборудованных полигонов. «Батька» фактически прямым текстом заявил, что численный состав группировки будет увеличиваться и дальше:
Действительно, здесь достаточно большая группировка. И мы, конечно, сегодня рассмотрим все вопросы ее дальнейшего и пребывания, и подготовки, и, наверное, расширения рамок, которые вы обсуждали вместе с Владимиром Владимировичем.
Более того, накануне министр обороны РБ Виктор Хренин заявил, что в Белоруссии вслед за тактическим может появиться и стратегическое ядерное оружие:
Если нужно, у нас будет и стратегическое ядерное оружие. И мы уже занимаемся подготовкой существующих у нас площадок.
Тем самым глава оборонного ведомства подтвердил заявление своего президента, сделанное в ходе мартовского обращения к народу и парламенту:
Если надо, в Беларусь будет введено и стратегическое ядерное оружие.
Если называть вещи своими именами, Белоруссия сама фактически переходит под военный протекторат России. После того, как на ее территории будет размещено ТЯО и, тем паче, СЯО, про «многовекторность» Минску придется позабыть. Москва просто не сможет себе позволить отпустить Беларусь в свободное плавание, что бы там ни думали себе белорусские оппозиционеры.
Что же заставило «Батьку» добровольно поступиться частью суверенитета?
Открытая угроза
Еще несколько лет назад Минск отчаянно лавировал в отношениях между Россией и коллективным Западом, пытаясь усидеть одновременно на нескольких стульях. Однако после 2020 года произошло несколько событий, которые обоснованно можно считать точками невозврата.
Первое – это попытка Беломайдана, устроенная после обнародования результатов президентских выборов, в результате чего президент Лукашенко стал окончательно нерукопожатным в ЕС и США. Второе – это опосредованное участие Белоруссии в российской СВО против Украины, что Минску никто не забудет, и в свое время ему еще предъявят счет. Третье – это то, что на соседнюю Польшу англосаксы явно сделали ставку как второй эшелон в прокси-войне против России и Белоруссии. Это прямо заявил сам Александр Григорьевич:
Потому что расслабляться нам тут не следует. Вы видите, что поляки, литовцы тут шевелиться начали в нашем направлении.
О том, что Варшава реально готовится воевать против Москвы и Минска вне блока НАТО стало понятно еще в сентябре 2022 года, когда заместитель министра обороны Польши Марцин Оцепа сделал следующее заявление:
Есть серьезный риск войны с Россией в период от 3 до 10 лет. Все зависит от того, как закончится конфликт на Украине, но мы оцениваем, что именно столько лет России понадобится для этого. Мы должны использовать это время для максимального перевооружения польской армии.
Но это слова, а на деле подготовка к войне выглядит так. В Соединенных Штатах Польша закупает 250 танков Abrams последней версии SEPv3, в Южной Корее – 1000 танков К2 вместе с сопутствующими транспортными средствами, машинами
Оборонный бюджет вырос с 2% ВВП до 4%. Численность Войска Польского увеличится со 160 до 300 тысяч человек. После такого перевооружения Варшава станет обладательницей сильнейшей армии в Европе. Есть от чего напрячься и в Минске, и в Москве, и в Берлине, и в Киеве, будь там у власти настоящие патриоты своей страны, а не мародеры-временщики. Польская армия в среднесрочной перспективе может быть использована для захода на территорию Восточных кресов, как западноукраинской, так и западнобелорусской их части, а также против Калининградской области. Более того, при некоторых раскладах ее могут усилить либо непосредственно ВСУ на правах союзника по конфедеративной унии, либо некий «Украинский легион», сформированный из числа ветеранов ВСУ на территории восточно-польского протектората, либо некой украинской ЧВК - из них же.
Угроза очень серьезная и совершенно реалистичная. Нечего удивляться, что «Батька» готов поступиться частью национального суверенитета Белоруссии, лишь бы не потерять вообще все. По-настоящему надежный способ остановить Войско Польское либо предотвратить его ввод на территорию Восточных кресов – это не менее реалистичная угроза применения ядерного оружия. «Батька» может. О том, насколько серьезно воспринимается такой сценарий, может свидетельствовать стремительный переход от идеи размещения ТЯО к СЯО. Лишь угроза мегатонного удара по столице сможет послужить по-настоящему сдерживающим фактором от применения Белоруссией ядерного оружия по Польше.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: